Участники уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, в связи с глобальными изменениями в законодательстве, а именно с принятием нового Уголовно-процессуального Кодекса, возникла необходимость регулирования отношений, связанных с деятельностью участников уголовного судопроизводства в уголовном процессе. Их права и обязанности подверглись значительным изменениям, а в настоящий «переходный» период на практике невольно возникают вопросы, связанные с необходимостью соблюдения и выполнения прав и обязанностей сторон, что весьма проблематично, поскольку в действительности кардинально поменять всю деятельность правоохранительных органов представляется достаточно проблематичным.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства 4
2. Суд (судья) - орган правосудия по уголовным делам 7
3. Участники со стороны обвинения 11
3.1 Прокурор 11
3.2 Следователь 12
3.3 Начальник следственного отдела 15
3.4 Орган дознания 15
3.5 Дознаватель 16
3.6 Потерпевший 17
3.7 Частный обвинитель 19
3.8 Гражданский истец 19
3.9 Представители потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя 21
4. Участники со стороны защиты 23
4.1 Подозреваемый 23
4.2 Обвиняемый 24
4.3 Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого 29
4.4 Защитник 31
4.5 Гражданский ответчик 35
4.6 Представитель гражданского ответчика 36
Заключение 37
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.20 Кб (Скачать)
ign:justify">В стадии судебного разбирательства суд  вправе: 1) признать лицо виновным в  совершении преступления и назначить  ему наказание3. На лицо изначальная позиция восприятия суда, как органа, наделенного функцией обвинения, поскольку, по моему мнению,  в первую очередь суд в праве признать лицо невиновным и освободить от дальнейшего уголовно-процессуального преследования, или хотя бы наряду с обвинением вправе оправдать; 2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера; 3) применить к лицу принудительные меры воспитательного характера. Эти решения среди других решений, принимаемых в уголовном процессе, являются наиболее важными, и поэтому суд принимает их только в судебных стадиях и по результатам полного исследования дела.

Суды  осуществляют правосудие единолично и  в коллегиальном составе. Единолично рассматриваются уголовные дела мировыми судьями, федеральными судьями  – подавляющее число дел в  первой инстанции и дела в апелляционном  порядке. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется в составе  трех профессиональных судей или  в составе профессионального  судьи и двенадцати присяжных  заседателей. В надзорном порядке  дело слушается числом судей более  трех.

Коллегия  в составе трех профессиональных судей ведет разбирательство  дел о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства  обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, а также, разбирательство  дел в кассационном порядке. Коллегиальный  порядок рассмотрения дел в составе  судьи и двенадцати присяжных  заседателей предусмотрен, если лицо обвиняется в совершении преступлений, относящихся к подсудности областного и приравненного к нему суда (ч. 3 ст. 31 УПК) и если имеется специальное ходатайство о том подсудимого.

Судебная  власть осуществляется посредством  профессионального и народного  начал при осуществлении правосудия. Народное начало проявляется в привлечении  к рассмотрению и разрешению уголовных  дел судом присяжных заседателей. Основная задача присяжных заседателей  – вынесение вердикта о виновности или невиновности подсудимого. Для  того, чтобы вердикт был законным и объективным, закон предоставляет присяжным заседателям ряд прав и возлагает на них обязанности (ст. 333 УПК).

Присяжные заседатели наделены следующими правами: 1) участвовать в исследовании всех обстоятельств дела; 2) просить председательствующего  разъяснить нормы закона, относящиеся  к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие непонятные для них вопросы и понятия; 3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке ответов на поставленные вопросы в совещательной комнате4.

Одновременно, присяжные должны исполнять следующие  обязанности: 1) не покидать зал судебного  заседания во время рассмотрения уголовного дела; 2) не высказывать свое мнение по делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; 3) не общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела; 4) не собирать сведения по делу вне  судебного разбирательства; 5) соблюдать тайну совещания и голосования при постановлении вердикта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Сторона обвинения - прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и  представитель, гражданский истец  и его представитель5.

Государственный обвинитель - поддерживающее от имени  государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры6.

3.1. Прокурор.

Прокурор  является участником уголовного судопроизводства, уполномоченным осуществлять от имени  государства уголовное преследование, а также надзор за законностью  процессуальной деятельности органов  дознания и предварительного следствия, соответствующих должностных лиц  и некоторых иных участников судопроизводства.

Задачи  прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие  прокурора в рассмотрении судом  уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. При этом его функции  и полномочия в различных стадиях  процесса неодинаковы.

Самыми  широкими полномочиями прокурор наделен  в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, когда он осуществляет надзор за исполнением  законов органами, выявляющими и  расследующими преступления, а именно, выполняющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие. Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Важная  группа полномочий прокурора связана  с возбуждением уголовного дела. После  проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурор уполномочен возбуждать уголовное  дело и поручать его расследование  дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его  к своему производству. Если возбуждается дело публичного или частно-публичного обвинения следователем или дознавателем, то прокурор дает им на это свое согласие (ст. 147 УПК).

Надзор  за расследованием прокурор осуществляет независимо от ведомственной принадлежности должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Он вправе требовать для проверки уголовные дела, документы и материалы, отменять незаконные и необоснованные постановления соответствующих  органов и должностных лиц  и осуществлять другие полномочия.

В судебных стадиях процессуальное положение  прокурора имеет совершенно иное содержание. Участвуя в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя - стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

3.2. Следователь

Следователь – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ч. 1 ст. 38 УПК). По действующему законодательству предварительное следствие производится следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 151 УПК). Объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности; они одинаковы.

Следователь призван выявить событие преступления и обнаружить лиц, виновных в его  совершении; установить фактические  обстоятельства преступного события  и данные, характеризующие субъекта преступления. Следователь должен собрать, проверить и оценить доказательства, привлечь к уголовной ответственности  виновных, принять меры к обеспечению  возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также возможной конфискации  имущества. Для этого следователь  проводит допросы, осмотры, обыски, опознания  и другие следственные действия7.

В пределах своей компетенции следователь  уполномочен возбудить уголовное  дело, принять его к своему производству; вызывать любое лицо для допроса  или дачи заключения в качестве эксперта; требовать от учреждений, должностных  лиц и граждан представления  предметов и документов на основаниях и в порядке, установленных законом; признавать лицо потерпевшим, гражданским  истцом или гражданским ответчиком; задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, применять к ним меры пресечения, приостанавливать и прекращать предварительное следствие или направлять дело прокурору для передачи его в суд для рассмотрения по существу.

По расследуемым им делам следователь уполномочен  давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий, производстве отдельных  следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Письменные поручения органу дознания следователь дает в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте (ч. 1 ст. 152 УПК) и в случае необходимости производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ч. 4 ст. 157 УПК). Поручения органу дознания следователь вправе дать лишь тогда, когда в силу объективных причин лично не может произвести следственные действия. Следователь не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по уголовному делу или требуют квалифицированного исполнения.

Судебное  решение необходимо следователю  для избрания, отмены или изменения  меры пресечения в виде домашнего  ареста и заключения под стражу (ст. 107, 108, 110 УПК), продления срока содержания под стражей (ст. 109 УПК), временного отстранения обвиняемого от должности (ст. 114 УПК), наложения ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ст. 115, 116 УПК); для помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар в связи с проведением судебной экспертизы (ст. 203 УПК); для осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст. 177 УПК); обыска в жилище и личного обыска (ст. 182, 184 УПК); выемки в жилище и выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ст. 183 УПК); для наложения ареста на корреспонденцию и выемку ее в учреждениях связи (ст. 185 УПК), контроля и записи телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК).

Решения о производстве иных следственных и  процессуальных действий, а также  о направлении хода расследования  следователь принимает самостоятельно (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Принятое  следователем решение может быть обжаловано прокурору, руководителю следственного органа и в суд. Окончательное решение принимает не прокурор, а руководитель следственного органа (органа дознания).

3.3 Начальник следственного отдела

Для осуществления  контроля за организацией следствия, его сроками, принятия мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия уголовно-процессуальным законом предусмотрено должностное лицо, именуемое начальником следственного отдела либо его заместителем.

Закон предоставляет  начальнику такого рода право поручать производство по делу нескольким следователям, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя или  вносить прокурору ходатайства  об отмене таких постановлений, изымать  дело у одного следователя и передавать его другому следователю, создавать  следственные группы, проверять уголовные  дела, возбуждать уголовные дела. Он также вправе давать указания следователю  о производстве следствия, привлечении  конкретного лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных действий, участвовать  в следствии, лично расследовать дело, пользуясь всеми полномочиями следователя.

Существование такой процессуальной фигуры ни в  коей мере не умаляет роли и значения прокурора при расследовании  преступления. Указания прокурора по уголовным делам обязательны  для начальника следственного отдела, а обжалование им таких указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

3.4 Орган дознания

К участникам уголовного судопроизводства такого рода отнесены (ч. 1 ст. 40 УПК):

1) органы  внутренних дел, а также иные  органы исполнительной власти, наделенные  в соответствии с федеральным  законом полномочиями по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности;

2) орган Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры  воинских частей, соединений, начальники  военных учреждений или гарнизонов;

4) органы  государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На перечисленные  органы дознания возложены следующие  процессуальные полномочия: возбуждение  уголовных дел; дознание по делам, по которым предварительное следствие  необязательно; производство неотложных следственных действий по делам, по которым  предварительное следствие обязательно; выполнение письменных поручений следователя  об осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий, а также отдельных  следственных действий и исполнении постановлений о задержании, приводе  и др.; поддержание по поручению  прокурора государственного обвинения  в суде.

Осуществляемое  в полном объеме дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том  же законодательстве, что и предварительное  следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют  такое же юридическое значение, как  и акты предварительного следствия.

Информация о работе Участники уголовного судопроизводства