Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа
В настоящее время, в связи с глобальными изменениями в законодательстве, а именно с принятием нового Уголовно-процессуального Кодекса, возникла необходимость регулирования отношений, связанных с деятельностью участников уголовного судопроизводства в уголовном процессе. Их права и обязанности подверглись значительным изменениям, а в настоящий «переходный» период на практике невольно возникают вопросы, связанные с необходимостью соблюдения и выполнения прав и обязанностей сторон, что весьма проблематично, поскольку в действительности кардинально поменять всю деятельность правоохранительных органов представляется достаточно проблематичным.
Введение 3
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства 4
2. Суд (судья) - орган правосудия по уголовным делам 7
3. Участники со стороны обвинения 11
3.1 Прокурор 11
3.2 Следователь 12
3.3 Начальник следственного отдела 15
3.4 Орган дознания 15
3.5 Дознаватель 16
3.6 Потерпевший 17
3.7 Частный обвинитель 19
3.8 Гражданский истец 19
3.9 Представители потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя 21
4. Участники со стороны защиты 23
4.1 Подозреваемый 23
4.2 Обвиняемый 24
4.3 Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого 29
4.4 Защитник 31
4.5 Гражданский ответчик 35
4.6 Представитель гражданского ответчика 36
Заключение 37
Список использованных источников 38
Суды осуществляют правосудие единолично и в коллегиальном составе. Единолично рассматриваются уголовные дела мировыми судьями, федеральными судьями – подавляющее число дел в первой инстанции и дела в апелляционном порядке. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется в составе трех профессиональных судей или в составе профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. В надзорном порядке дело слушается числом судей более трех.
Коллегия
в составе трех профессиональных
судей ведет разбирательство
дел о тяжких и особо тяжких
преступлениях при наличии
Судебная
власть осуществляется посредством
профессионального и народного
начал при осуществлении
Присяжные заседатели наделены следующими правами: 1) участвовать в исследовании всех обстоятельств дела; 2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие непонятные для них вопросы и понятия; 3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке ответов на поставленные вопросы в совещательной комнате4.
Одновременно, присяжные должны исполнять следующие обязанности: 1) не покидать зал судебного заседания во время рассмотрения уголовного дела; 2) не высказывать свое мнение по делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; 3) не общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела; 4) не собирать сведения по делу вне судебного разбирательства; 5) соблюдать тайну совещания и голосования при постановлении вердикта.
3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
Сторона
обвинения - прокурор, а также следователь,
начальник следственного
Государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры6.
3.1. Прокурор.
Прокурор
является участником уголовного судопроизводства,
уполномоченным осуществлять от имени
государства уголовное
Задачи
прокурорского надзора в
Самыми
широкими полномочиями прокурор наделен
в стадиях возбуждения
Важная группа полномочий прокурора связана с возбуждением уголовного дела. После проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурор уполномочен возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. Если возбуждается дело публичного или частно-публичного обвинения следователем или дознавателем, то прокурор дает им на это свое согласие (ст. 147 УПК).
Надзор
за расследованием прокурор осуществляет
независимо от ведомственной принадлежности
должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную
В судебных стадиях процессуальное положение прокурора имеет совершенно иное содержание. Участвуя в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя - стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.
3.2. Следователь
Следователь – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ч. 1 ст. 38 УПК). По действующему законодательству предварительное следствие производится следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 151 УПК). Объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности; они одинаковы.
Следователь
призван выявить событие
В пределах
своей компетенции следователь
уполномочен возбудить
По расследуемым им делам следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Письменные поручения органу дознания следователь дает в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте (ч. 1 ст. 152 УПК) и в случае необходимости производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ч. 4 ст. 157 УПК). Поручения органу дознания следователь вправе дать лишь тогда, когда в силу объективных причин лично не может произвести следственные действия. Следователь не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по уголовному делу или требуют квалифицированного исполнения.
Судебное решение необходимо следователю для избрания, отмены или изменения меры пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу (ст. 107, 108, 110 УПК), продления срока содержания под стражей (ст. 109 УПК), временного отстранения обвиняемого от должности (ст. 114 УПК), наложения ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ст. 115, 116 УПК); для помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар в связи с проведением судебной экспертизы (ст. 203 УПК); для осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст. 177 УПК); обыска в жилище и личного обыска (ст. 182, 184 УПК); выемки в жилище и выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ст. 183 УПК); для наложения ареста на корреспонденцию и выемку ее в учреждениях связи (ст. 185 УПК), контроля и записи телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК).
Решения
о производстве иных следственных и
процессуальных действий, а также
о направлении хода расследования
следователь принимает
3.3 Начальник следственного отдела
Для осуществления контроля за организацией следствия, его сроками, принятия мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия уголовно-процессуальным законом предусмотрено должностное лицо, именуемое начальником следственного отдела либо его заместителем.
Закон предоставляет начальнику такого рода право поручать производство по делу нескольким следователям, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя или вносить прокурору ходатайства об отмене таких постановлений, изымать дело у одного следователя и передавать его другому следователю, создавать следственные группы, проверять уголовные дела, возбуждать уголовные дела. Он также вправе давать указания следователю о производстве следствия, привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных действий, участвовать в следствии, лично расследовать дело, пользуясь всеми полномочиями следователя.
Существование такой процессуальной фигуры ни в коей мере не умаляет роли и значения прокурора при расследовании преступления. Указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела, а обжалование им таких указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
3.4 Орган дознания
К участникам уголовного судопроизводства такого рода отнесены (ч. 1 ст. 40 УПК):
1) органы
внутренних дел, а также иные
органы исполнительной власти, наделенные
в соответствии с федеральным
законом полномочиями по
2) орган Федеральной службы судебных приставов;
3) командиры
воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений или
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
На перечисленные
органы дознания возложены следующие
процессуальные полномочия: возбуждение
уголовных дел; дознание по делам, по
которым предварительное
Осуществляемое в полном объеме дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.