Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:07, лекция
С самого начала изучения курса криминологии мы постоянно говорили о том, что на тот или иной вопрос некоторые ученые смотрят иначе, имеют иную точку отсчета исследуемых проблем и т.д., т.е. разные направления криминологической мысли сформированы из совокупности различных криминологических теорий.
- Следующие теории уголовно-социологической направленности, на которых мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.
Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских” иммигрантах и говорить не надо.
В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового конфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:
-
они возникают из политических
движений протеста (наивысшими формами
такого насилия является мятеж
и революция). Так, например, если
происходит революция, то
-выборы
в демократических странах
-много
уголовных преступлений
-очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР и пр.)
Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.
В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как система уголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование. Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и экономической власти и мощи существуют еще и другие формы отправления власти (моральные, научные, этические аспекты власти) и, что следует различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также учитывать и то, что существует градация уровней власти.
Радикальные
теории. Разобраться с этими теориями,
на мой взгляд, очень трудно, особенно
в настоящее время. Их создание датируется
70-мы годами (США и Западная Европа). Их
сторонниками главным вопросом является
конфликт между классами, т.е. господствующий
класс криминализирует рабочий класс
с помощью “классовой структуры” общества
и “классовой юстицией”. Многие представители
этих теорий называют себя марксистами,
но огораживаясь при этом от криминологии
социалистических стран, считая, что СССР
и бывшие страны соц. лагеря не социалистические,
а государственно-
-
преступность - “негативное благо”,
которое урезает права и шансы,
- девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей;
-
основной конфликт в
-
преступность возникает из
- традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытается их оправдать;
-
уголовное законодательство и
его применение при
-
инстанции социального
- применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных, бедных, политических и культурных меньшинств.
Своей главной задачей радикалы видят - ликвидацию капиталистической системы.
Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим основаниям:
- основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически недоказуемы;
- общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не свободны от преступности и противоправности;
-
радикальные теории полны
-
эти теории излишне
-
существует большая группа
- совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления и так далее.
Одним
из примеров несостоятельности этих
теорий могут служить эмпирические
исследования, в ходе которых установлено,
что рабочие больше привязаны
к своей собственности, чем средний
слой, что они резче обсуждают
имущественные преступления, что
они больше поддерживают полицию и требуют
увеличения ее численности и более жестких
мер в отношении преступников.
2.
Социально-психологические теории преступности
Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группа свободного времени (досуга, ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группах и в них соиализируется.
Центральным понятием социально-психологических теорий преступности является социализация, целью которой служит адаптация и вживание индивида в принятые в обществе нормы поведения. Обратимся теперь к некоторым из криминологических теорий этого (социально-психологического) направления.
Теория обучения. Она объясняет преступное поведение так: преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта “предрасположенность” позволяет усваивать любые мыслимые формы поведения - как социально приемлемые так и девиантные, делинквентные и преступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательного обучения:
-легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте;
-подражание
широко распространено в
-
прежнее поведение человека
Применительно к окружающей среде люди используют три основные системы реагирования - рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение (усвоение) - самая важная система реагирования в процессе адаптированного поведения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоих родителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесь новорожденные отличаются друг от друга - одни много спят, другие много кричат и т.д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление, т.е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом:
-
вырабатывается классический
- вторым подходом к обучению нормам поведения является выработка инструментальных условных рефлексов (бехевиористическое направление), т.е. человек учится на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний (получает положительное или отрицательное подкрепление);
-
третьим подходом является