Теории преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:07, лекция

Краткое описание

С самого начала изучения курса криминологии мы постоянно говорили о том, что на тот или иной вопрос некоторые ученые смотрят иначе, имеют иную точку отсчета исследуемых проблем и т.д., т.е. разные направления криминологической мысли сформированы из совокупности различных криминологических теорий.

Файлы: 1 файл

Теории преступности.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     - Следующие теории уголовно-социологической направленности, на которых мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.

     Первая  теория конфликта (1938) была выдвинута  Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор  проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских” иммигрантах и говорить не надо.

     В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового конфликта”. По его мнению, человек живет в  какой-то определенной группе, состоящей  из трех или более человек, которые  чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:

     - они возникают из политических  движений протеста (наивысшими формами  такого насилия является мятеж  и революция). Так, например, если  происходит революция, то члены  правительства, еще недавно имевшие  власть, превращаются в преступников ...;

     -выборы  в демократических странах иногда  сопровождаются правонарушениями (акты  подкупа, кражи документов, незаконное  применение технических средств  для подслушивания и подглядывания  за своими оппонентами и пр.);

     -много  уголовных преступлений совершается  в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими;

     -очень  часто причиной преступности  оказываются конфликты между  группами, разделенными по расовым,  национальным, религиозным признакам  (Чечня, ЮАР и пр.)

     Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.

     В Европе аналогичная теория была разработана  немецким криминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как система уголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование. Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и экономической власти и мощи существуют еще и другие формы отправления власти (моральные, научные, этические аспекты власти) и, что следует различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также учитывать и то, что существует градация уровней власти.

     Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами (США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт между классами, т.е. господствующий класс криминализирует рабочий класс с помощью “классовой структуры” общества и “классовой юстицией”. Многие представители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при этом от криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие страны соц. лагеря не социалистические, а государственно-капиталистические, бюрократически-коллективистические общества, которые вели свое монополистическое государственное хозяйство как капиталистическое предприятие. Эти (радикальные) теории очень сложно классифицировать и мы их рассмотрим все вместе. Едины они в одном - в отрицании традиционной криминологии. По мнению их сторонников:

     - преступность - “негативное благо”, которое урезает права и шансы,  перераспределяет имеющиеся в  обществе ресурсы;

     - девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей;

     - основной конфликт в капиталистическом  обществе имеет место между  господствующим и рабочим классом;

     - преступность возникает из противоречий  капитализма, которые все время  растут;

     - традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытается их оправдать;

     - уголовное законодательство и  его применение при капитализме  расчитаны на обеспечение господства  капиталистов и их поддержку,  а правопорядок - это система,  созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов;

     - инстанции социального контроля  общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы  или исправительные учреждения, являются “органами набора рекрутов  в каторгу девиантных элементов”;

     - применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных, бедных, политических и культурных меньшинств.

     Своей главной задачей радикалы видят - ликвидацию капиталистической системы.

     Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим основаниям:

     - основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически недоказуемы;

     - общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не свободны от преступности и противоправности;

     - радикальные теории полны морализаторства,  т.е. обвиняют больше тех, кто живет в достатке и имеет власть (поиск “злодеев”);

     - эти теории излишне переоценивают  экономику;

     - существует большая группа преступлений, которая совершенно не затрагивает  интересы капиталистов;

     - совершенно не затрагивается  вопрос жертвы преступления и так далее.

     Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служить эмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие больше привязаны  к своей собственности, чем средний  слой, что они резче обсуждают  имущественные преступления, что  они больше поддерживают полицию и требуют увеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников. 

     2. Социально-психологические теории преступности 

     Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое  социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группа свободного времени (досуга, ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группах и в них соиализируется.

     Центральным понятием социально-психологических  теорий преступности является социализация, целью которой служит адаптация и вживание индивида в принятые в обществе нормы поведения. Обратимся теперь к некоторым из криминологических теорий этого (социально-психологического) направления.

     Теория  обучения. Она объясняет преступное поведение так: преступником может  стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта “предрасположенность” позволяет усваивать любые мыслимые формы поведения - как социально приемлемые так и девиантные, делинквентные и преступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательного обучения:

     -легче  и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте;

     -подражание  широко распространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т.д. Преступность молодежи, пожилых людей и людей с низким статусом основана на стремлении стать вровень со взрослыми, богатыми и привилегированными соответственно;

     - прежнее поведение человека при  этом перекрывается новым, которое  может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Но при этом прежнее поведение являет собой переход к новому.

     Применительно к окружающей среде люди используют три основные системы реагирования - рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение (усвоение) - самая важная система реагирования в процессе адаптированного поведения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоих родителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесь новорожденные отличаются друг от друга - одни много спят, другие много кричат и т.д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление, т.е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом:

     - вырабатывается классический условный  рефлекс, открытый Иваном Павловым. В этом процессе один раздражитель подменяется другим. На основе этого положения была разработана теория (Гансом-Юргеном Айзенком /1977/ и Гордоном Траслером /1962/) по которой преступное, антисоциальное поведение является “естественным” и усиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственное удовлетворение личности, которая ведет себя определенным образом (за один и тот же поступок ребенок наказывается родителями каждый раз, после чего он начинает чувствовать боль уже при мысли о совершении такого поступка. Этот страх и “боль” /рефлекторное сознание/ как раз и будут удерживать его от правонарушения). По сути эта теория является биосоциальной, а по содержанию психопаталогической. Поэтому ее криминологи относят к психопаталогии;

     - вторым подходом к обучению  нормам поведения является выработка инструментальных условных рефлексов (бехевиористическое направление), т.е. человек учится на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний (получает положительное или отрицательное подкрепление);

     - третьим подходом является социальная теория обучения, которая рассматривает обучение человека как активный, познавательный, управляемый духовный процесс переработки опыта и знаний. Человеческое поведение - это не автоматическое, рефлекторное реагирование; в его основе лежит активный процесс, в котором решающую роль принадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана в основном Альбертом Бандурой (1979), которую он строит на учете процессов познания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции на него, т.е. на учете восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. (Не каждый человек видел в своей жизни тяжкое преступление, но читал о них, видел на сцене театра, в художественном или документальном фильме; тесное общение с осужденными к лишению свободы также представляется не каждому, но мысленное “знакомство” с этой категорией граждан имеет каждый. Но насколько это нравиться или не нравится определяет для себя каждый).

Информация о работе Теории преступности