Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:07, лекция
С самого начала изучения курса криминологии мы постоянно говорили о том, что на тот или иной вопрос некоторые ученые смотрят иначе, имеют иную точку отсчета исследуемых проблем и т.д., т.е. разные направления криминологической мысли сформированы из совокупности различных криминологических теорий.
Введение
С самого начала изучения курса криминологии мы постоянно говорили о том, что на тот или иной вопрос некоторые ученые смотрят иначе, имеют иную точку отсчета исследуемых проблем и т.д., т.е. разные направления криминологической мысли сформированы из совокупности различных криминологических теорий.
К сожалению, у нас нет возможности вести дискуссию по каждой из них, но знать об их существовании. Вы обязаны, как специалисты, прошедшие курс этой науки. Что же такое теории вообще и теории криминологии в частности? Теории - это составленные умозрительным путем системы, соединяющие факты посредством причинно-следственных связей.
Теории преступности касаются причин и последствий преступного поведения, подверженного изменениям от места и времени, под влиянием известных ценностных представлений. В свою очередь теории преступности серьезно влияют на ценностные ориентации общества и на общественное мнение о причинах преступности, а подчас даже изменяют их. Различные теории является основой любых исследований, они определяют их цели, предмет, методы, дают свои понятия основных элементов предмета и т.д. Новыми исследованиями уже разработанная теория может быть как подтверждена, опровергнута, так и поставлена под сомнение, т.е. может быть выдвинута новая гипотеза.
Таким образом, процесс познания продолжается. Но любая теория должна быть обязательно подкреплена практикой, т.е. статистикой, результатами проверки теоретических рекомендаций на практике и т.д. Здесь конечно имеет место и обратная связь, т.к. любая практика без теории существовать не может. До сих пор не создано никакой достаточно полной и всеохватывающей теории преступного поведения. Прежде всего, из-за того, что, во-первых, сегодня нет еще теории человеческого поведения в целом, а во-вторых, нет методологии, то есть мы не знаем точно - как это делать. Но даже если мы будем иметь с Вами хорошую теорию, подкрепленную практикой, то ученым и практикам важно помнить, что они (вместе взятые) не должны стать идеологией. К сожалению, исторический опыт, в том числе и нашей страны, показывает, что иногда криминологическая теория претендует на абсолютную истину и становится идеологией.
Я
очень рада, что сегодня у меня
и моих коллег есть возможность представляя
различные криминологические теории (а
не критикуя их буржуазную сущность) расширять
Ваш кругозор, давая тем самым, возможность
мыслить нестандартно, иметь свое собственное
мнение профессионала, разбирающегося
как в теории, так и в практике.
1. Уголовно-социологические теории
-Теория социальной дезорганизации. Эта школа называется еще Чикагской или экологической. Ее возникновение связывается с началом исследований в 20-30-х годах города Чикаго и его окрестностей Ученые (социологи) Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи рассмотрели город как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы. Основные положения этой теории заключались в следующем:
-
наиболее высокая
- по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая в жилых городских кварталах, но исключением считались бедные районы, перенаселенные, где население составляют преимущественно эмигранты
-
мелкие преступления против
-
Теория аномии. Социолог Эмиль
Дюркгейм (Франция) считает
во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведения членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается;
во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.
По мнению Дюркгейма “чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности”.
Теорию
аномии дополнили и развили
- Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.
В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:
Различные
экономические условия
Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя.
Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.
Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса.
С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.
Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.
Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.
Усвоение мужской роли в группе сверстников
Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.
В
1980 году Теодор Фердинанд разработал
теорию субкультуры, которая не связана
ни с расслоением общества, ни с
экономикой. Он проводит различие между
молодежными субкультурами
-
молодежь отстаивает свои
-
молодые люди не желают брать
на себя тяготы обычной
-молодежь
вырабатывает свою особую
-возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых;
-свое
взросление молодежь
-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.