Судебный контроль за Оперативно-Розыскной деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:08, реферат

Краткое описание

Существенным фактором демократизации российского общества служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, но помимо этого необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, включающий гарантии их обеспечения. Те или иные гарантии непосредственно воплощаются в деятельности конкретных государственных органов, в том числе органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………… 3-4
Общие положения ОРД ………………………………….. 5-12
Судебный контроль как форма обеспечения законности ОРД
………………………………………………………….... 13-23
Вывод……………………………………………………….. 24
Список используемой литературы………………………… 25

Файлы: 1 файл

реферат орд.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Использование фото-, видоучетов.      

Запрещено:

  1. оказывать воздействие на отождествляющих;
  2. действия, исключающие в дальнейшем процессуальное опознание;
  3. привлекать граждан, если их физические и психические качества дают основания ставить под сомнение результаты.
 

     Объектом могут  быть живые лица, трупы, изъятые у преступников предметы и вещи.      

Обследование  помещений, зданий, сооружений, участков местности и ТС (оперативный осмотр).      

Контроль  почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений - способ получения  информации о преступной деятельности лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.      

Эти мероприятия  относятся к категории оперативно-технических. Проводятся ФСБ на основании постановления  начальника ОВД субъекта РФ.      

Объекты контроля: письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы (к конкретному лицу или исходящие от конкретного лица).      

Максимальный  срок - 6 месяцев, продление - на основании  нового судебного решения.      

С почтовых отправлений могут сниматься  копии, изъятие образцов, фотографирование.      

Прослушивание телефонных переговоров - негласное  получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления по абонентским линиям телефонной связи.      

Проводится  ФСБ, иногда ОВД на основании судебного решения. Максимальный срок - 6 месяцев.      

Когда возникает угроза жизни, здоровью, собственности  по письменному согласию заявителя  может быть прослушивание на основании  постановления начальника органа, осуществляющего  ОРД с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов без судебного решения.      

Для прослушивания  радиостанций судебного решения  не требуется.      

Право прерывания телефонных переговоров, если они носят преступный характер - ст. 15 ФЗ.      

Сопровождается  фиксацией на магнитных лентах. Фонограмма направляется следователю с сопроводительным письмом или с постановлением начальника органа, осуществляющего ОРД.      

Снятие  информации с технических каналов  связи - перехват с помощью специальных  техсредств открытой незашифрованной  информации, передаваемой по техническим каналам связи.      

На основании судебного решения проводят   УМВД или ФСБ.      

Оперативное внедрение - способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников полиции и лиц, оказывающих оперативное содействие, в криминальную среду в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.      

Субъекты:      

- штатные  негласные сотрудники оперативных  подразделений, принадлежность которых  зашифрована;      

- штатные  оперативные работники, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе;      

- лица, оказывающие конфиденциальное содействие  органам, осуществляющим ОРД.     

Внедренные  лица могут имитировать характер преступной деятельности: вынужденное  причинение вреда охраняемым законом интересам + безлицензионное использование НС и ПВ.      

Сведения  о штатных негласных сотрудниках  составляют гос. тайну, оглашаются на основе письменного согласия этих лиц.      

Внедрение оформляется рапортом. Внедренные лица в случае необходимости могут выступать в качестве свидетелей.      

Контролируемая  поставка - способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой и перемещением предметов, веществ и продукции, свободная  реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств.      

Оперативный эксперимент - способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправной деятельности лиц, их противоправных намерений, обоснованно подозреваемых в подготовке совершения тяжких и особо тяжких преступлений.         
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Судебный контроль как форма обеспечения законности ОРД

Основания  судебного   контроля   за   ОРД  и порядок его осуществления при проведении ОРМ закреплены в ст. 5, 8, 9 и 12 ФЗ об  ОРД .

Согласно  ст. 9 ФЗ об  ОРД  каждое ОРМ, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи.

Рассмотрение  материалов об ограничении конституционных  прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых по сетям  электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно.  

Контроль  суда за законностью рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав и свобод граждан включает следующие элементы:

– основание  к  судебному  рассмотрению материалов;

– место  рассмотрения материалов;

– субъекта, принимающего решение (должностного лица, которое рассматривает материалы);

– срок рассмотрения материалов;

– ход  рассмотрения материалов;

– итоги  рассмотрения материалов;

– срок действия решения (постановления) по существу предоставленных материалов;

– порядок  продления срока действия решения (постановления) по предоставленным  материалам.

Согласно  предписаниям ч. 2 ст. 9 ФЗ об  ОРД  единственным основанием для решения судьей вопроса об обоснованности проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права гражданина, является мотивированное постановление одного из руководителей ОРО.

Данное  основание (наличие мотивированного  постановления) – это формализованное  обращение оперативного подразделения в суд для получения разрешения на проведение конкретного ОРМ, влекущего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина на частную жизнь. Мотивированное постановление, являясь решением соответствующего должностного лица ОРО, для судьи играет роль ходатайства. В этой связи его следует именовать «Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения...» (далее указывается название ОРМ).

Законодатель  предъявляет ряд требований к  постановлению руководителя ОРО. Оно должно быть мотивированным (ч. 2 ст. 9 ФЗ об  ОРД ), законным (ст. 3 ФЗ об  ОРД ) и обоснованным.

Законность  постановления предполагает:

– вынесение  надлежащим должностным лицом. Судья  должен иметь возможность удостовериться в этом, а потому вправе знакомиться  с соответствующими ведомственными нормативными актами, в которых определены перечни должностных лиц, правомочных принимать решения на ограничение конституционных прав граждан при осуществлении ОРМ;

– соответствие его формы требованиям, предъявляемым  к документу (наличие соответствующего названия и других необходимых реквизитов);

– соответствие его содержания полученной фактической  информации (исключается вымысел  и т.п.).

Обоснованность  постановления означает, что должностное  лицо при его вынесении исходило из анализа документально оформленных  материалов и строило свои выводы на фактических данных в их совокупности, которые исключают другое решение, кроме принятого.

Мотивированность  призвана объяснить, почему должностное  лицо приняло конкретное решение, почему использовало (не использовало) те или  иные аргументы, т.е. постановление  должно содержать объяснения и доводы в обоснование позиции, занятой должностным лицом. Отметим, что мотивированное постановление выносится одним из руководителей ОРО. В их число входят, как правило, начальник органа и его заместители. Однако в каждом министерстве (ведомстве) приняты свои, отличные от других, перечни категорий руководителей, полномочных утверждать постановление (ходатайство), направляемое в суд для получения санкции на ограничение конституционного права гражданина, поэтому судья при возникновении необходимости (сомнения в полномочиях руководителя и т.п.) вправе ознакомиться с ведомственным нормативным актом, которым установлен соответствующий перечень.

Особо подчеркнем, что судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления (ч. 1 ст. 9 ФЗ об  ОРД ). Получение судьей постановления (ходатайства) о проведении ОРМ является юридическим фактом, который порождает для него обязанность незамедлительно приступить к рассмотрению представленных оперативно-служебных документов.

Место рассмотрения материалов. Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну частной жизни при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении (ч. 1 ст. 9 ФЗ об  ОРД ). Из этого нормативного предписания следуют три правила:

1) поступившие  материалы должны рассматриваться  судом, т.е. соответствующим органом   судебной  системы России, осуществляющим правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских и административных категорий дел в установленном законом порядке;

2) материалы  с ходатайством об ограничении  конституционного права гражданина  должны рассматриваться по общему  правилу судами первого звена  (т.е. районными и равными им судами);

3) соблюдение  порядка, в соответствии с которым  с ходатайством на проведение  ОРМ руководителю ОРО необходимо  обращаться в первую очередь  в суд по месту осуществления  конкретного ОРМ (им может быть  суд того района, где расположено жилище гражданина или находится узел связи, на который гражданин получает почтовую корреспонденцию «До востребования», и т.п.).

Вместе  с тем законодатель не устанавливает  жесткого правила направления материалов только в суд первого звена. Возможен вариант первичного обращения и в вышестоящий суд – республиканского, областного и краевого звена или Верховный Суд РФ (это касается как системы общих, так и военных судов). Однако следует учитывать, что в данном случае возникает реальная вероятность существенного ограничения права ОРО на обжалование возможного отказа судьи в проведении ОРМ.

Согласно  ч. 1 ст. 9 ФЗ об  ОРД  эти материалы рассматриваются единолично судьей. Вместе с тем конкретные полномочия по рассмотрению поступивших оперативно-служебных документов судья, как правило, получает от председателя соответствующего суда. Не исключен вариант, при котором материалы могут быть рассмотрены дежурным судьей.

Рассмотрение  материалов судьей единолично означает, что, во-первых, не требуется принятия решения на  судебном  заседании и, во-вторых, именно конкретный судья обязан и вправе принять юридически значимое решение по существу ходатайства ОРО. Вместе с тем судья может консультироваться у председателя соответствующего суда и т.п. С его согласия при изучении оперативно-служебных документов может присутствовать и давать необходимые пояснения представитель ОРО, который ходатайствует о проведении ОРМ.

Информация о работе Судебный контроль за Оперативно-Розыскной деятельностью