Становление уголовного права японии вновое и новейшее время

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие и активный процесс международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе — с Китаем, Кореей, Японией и др.) привлекает внимание и вызывает большой интерес политологов, экономистов, юристов и других специалистов. И это закономерно: XXI век — это век стран АТР. Поэтому в последние 20 лет российские юристы проявляют значительный интерес к исследованию японского законодательства и различных сторон практики борьбы с преступностью.

Оглавление

1 Введение.................................................................................................................. 3
2 Становления уголовного права Японии в новое и новейшее время.................. 5
3 Выводы ...................................................................................................................25
4 Список литературы ................................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая по истории государства и права.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

Влияние немецкой школы на принимаемые законы продолжалось до конца второй мировой войны.Так или иначе, но уголовно правовая система, сложившаяся в Японии после революции Мэйдзи, представляла собой вариант романо-германской правовой семьи. Возникает вопрос: стало ли это законодательство «правом в жизни» или оно осталось «правом в книгах»?.

г) Четвертый период являеться этапом новейшего становления уголовного права Японии и начался данный этап со времени американской оккупации. Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация в

11

течение семи лет американскими  войсками привели к существенным изменениям в японском праве. Это  способствовало тому, что англо-американская правовая семья (преимущественно в  ее американском варианте) стала оказывать  доминирующее влияние на развитие японского  права. Наиболее ощутимо такое влияние  проявилось в конституционном, торговом и уголовно-процессуальном праве. Текст  проекта Конституции Японии 1946 г. был составлен юристами штаба  американских оккупационных войск. Естественно, они использовали в  качестве образца Конституцию США. Так, в соответствии с американской моделью в Конституции Японии был предусмотрен институт конституционного надзора. Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных  или административных актов на предмет  их соответствия Конституции, может  осуществляться не только Верховным  судом, но и нижестоящими судами, отдельные  из которых выносили решения о  признании неконституционными даже правительственных постановлений.

Закон о монополиях так же был скопирован с американских антитрестовских актов. Влияние американского права, бесспорно, в послевоенном японском акционерном законодательстве. Значительным воздействие американской правовой системы было в сфере уголовного процесса. УПК Японии 1948 г. под влиянием американских юридических концепций значительно расширил применение принципа состязательности, исключил институт предварительного слушания дел и т.д. В этот же период были приняты закон о судопроизводстве (1947 г.), закон о прокуратуре (1947 г.), закон об адвокатуре (1949 г.). Все эти законы продолжают действовать и поныне, хотя они неоднократно подвергались изменениям. Вместе с тем это влияние права США на японскую правовую систему оказалось все же не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права.

12

Влияние американского права  является все же довольно ограниченным и недостаточно последовательным. Дело в том, что большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, торгового, гражданско-процессуального и уголовного – по-прежнему базируется на традициях романо-германской правовой семьи. Принятие новой Конституции 1946 г. (и вступившей в силу в 1947 г.) привело к значительным изменениям в уголовном праве и процессе. Прежде всего многие принципиальные положения японской уголовной юстиции закреплены непосредственно в Конституции (хотя в Японии немало противников конституции, которые требуют ее пересмотра. Они утверждают, что она чужда японцам, «не есть продукт национального развития», а была навязана американцами). Статья 31 гласит: «Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут иному уголовному наказанию иначе как в соответствии со ст. 39 «никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за действие, которое было законным в момент его совершения, или за действие, в отношении которого было законным в момент его совершения, или за действие, в отношении которого он уже был признан невиновным». Статья 36 предусматривает, что «категорически запрещаются пытки, применяемые публичными должностными лицами, и жестокие уголовные наказания». Как видно, этими статьями затрагиваются и некоторые моменты, относящиеся к уголовно-процессуальному праву. Иначе можно сказать Принцип «нет преступления и нет наказания, кроме определенных законом» в УК не изложен, он содержится в Конституции Японии. Законы принимает Парламент Японии. Хотя ст. 77 и наделяет Верховный суд некоторыми полномочиями в установлении норм, но ст. 76 обязывает всех судей действовать согласно Конституции и другим законодательным актам. Таким образом, закон официально признан источником уголовного права. В Конституции также содержится ряд принципиальных положений уголовного процесса. В соответствии с Конституцией были отменены уголовные законы

13

милитаристского содержания (например, Закон об охране военной  тайны, Закон о режиме государственной  обороны). Кроме того, значительные изменения были внесены непосредственно  в УК 1907 г. Так, в 1947 г. отменены составы  посягательств на императора и его  семью, частично изменены положения  о санкциях и об обращении с  преступниками. Кроме того, были введены  новые виды преступлений, соответствующие  современным условиям. К оккупационному периоду относится принятие отдельных  уголовных законов вне рамок  УК. Некоторые из них утратили силу с окончанием оккупации Японии в 1952 г., другие (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г.) действуют и  поныне. Несмотря на активное проведение реформы уголовного закона, потребность в принципиально новом УК не отпала. Однако проекты, неоднократно предлагавшиеся различными партиями, отклонялись Парламентом. Гибкость формулировок УК 1907 г.в сочетании с широкими полномочиями судей в толковании закона и избраний меры наказания до сих пор позволяют применять этот почтенный по возрасту Кодекс. А при необходимости поместить новые статьи между уже существующими законодатель нумерует новые статьи, идущие, например, за ст. 100, так: 100-II, 100-III и т. д. Поэтому более чем за семьдесят лет лишь небольшое число его статей поверглось изменению.

В целом следует констатировать, что японское материальное уголовное  право по-прежнему испытывает влияние  по преимуществу романо-германской правовой системы, в то время как в уголовном  судопроизводстве все более сказывается  воздействие англо-американского  права. Основным источником уголовного права Японии является Уголовный кодекс 1907 г.Уголовное законодательство Японии образуют УК, специальные уголовные законы и правовые нормы не уголовного законодательства и нормативных актов местного значения. Специальных уголовных законов около 30. Последнее включает как законы, регламентирующие отдельные преступления либо иные

14

вопросы уголовного права (например, Закон о предотвращении краж и  наказании за них 1930 г, Закон о преступлениях, Закон о пресечении подрывной деятельности, Закон о наказуемости насильственных действий, Закон о пресечении проституции и др.), так и нормы, содержащиеся в не уголовном законодательстве. Это так называемое уголовно-административное право (Закон о государственных публичных должностных лицах 1947 г. – ст. 115 и далее, а равно и другие законы. Закон о предупреждении загрязнения воздуха, Закон о государственных служащих и Антимонопольный закон.)., число уголовно-правовых норм не уголовного законодательства очень велико, они широко рассредоточены по различным отраслям и подотраслям права. Значительное число источников уголовно-административного права – характерная черта японского права.

 После буржуазной революции  ХIХ в. в Японии были приняты  два уголовных кодекса: 1881 и 1907 гг.

Законодательная реформа, проведенная  после 2-ой мировой войны, с незначительными  поправками сохранила УК 1907г. Характерной  особенностью УК Японии является расширение пределов судебного усмотрения. Этому  способствует абстрактность описания составов преступлений и очень большой  диапазон между верхними и нижними  пределами санкций, предусмотренных  за конкретные составы. А также возможность  назначения наказания выше высшего  предела, предусмотренного законом, и  ниже низшего не только по закону, но и по усмотрению суда. Так, например, за убийство (ст. 199 УК) предусмотрена  смертная казнь, пожизненное лишение  свободы, лишение свободы с принудительным трудом на срок до 3-х лет.

 Несмотря на свой  солидный возраст, японский уголовным  кодекс в достаточной степени  модернизирован, что позволяет применять  современные средства социальной  защиты и индивидуализировать  обращение с 

15

правонарушителями. УК содержит институт отсрочки исполнения наказания (условное осуждение); Условно-досрочного освобождения и защитного надзора. Отсрочка исполнения наказания (ст. 25) может быть предоставлена лицу, приговоренному к лишению свободы на срок не более 3 лет или к штрафу не более 200 тыс. иен при условии, что это лицо ранее не было осуждено или прошло 5 лет с момента отбытия наказания. В период отсрочки исполнения наказания  может быть назначен защитный надзор. Лицо может быть освобождено условно-досрочно после отбытия трети срока  наказания в случае срочного лишения  свободы или после отбытия 10 лет  в случае пожизненного.

 Виды наказания по  японскому УК:

  1. Смертная казнь;

2. Лишение свободы с  принудительным трудом без принудительного труда;

3. Штраф;

4. Уголовный арест;

5. Малый штраф;

6. Конфискация имущества  применяется в качестве дополнительного наказания;

7. Смертная казнь применяется  как единственная мера наказания  за деяния; вызвавшие внешнеполитические осложнения;

8. Как альтернативная  мера наказания смертная казнь  применяется за внутренние восстания;  поджог жилого сооружения; взрыв;  затопление; железнодорожное крушение; убийство; разбойное нападение сопряженное с причинением смерти.

16

Смертная казнь также предусмотрена специальными законами за нарушение правил использования взрывчатых веществ; причинения смерти на дуэли; насильственный захват самолета с человеческими жертвами; за убийство заложника.  Несмотря на неоднократные призывы ООН, Совета Европы, международной общественности, трех Всемирных конгрессов за отмену смертной казни, власти Японии, ссылаясь на поддержку общественного мнения, настаивают на необходимости сохранения этой меры наказания. Лишение свободы может быть пожизненным или срочным (от 1 месяца до 20 лет). Уголовный арест состоит в содержании в арестном доме от 1 до 30 дней. Согласно закону о штрафах от 1975г. штраф составляет 40 тыс. иен и более, малый штраф - от 20 до 40 тыс. иен.  Современное уголовное право Японии – интересный объект для сравнительного правоведения. В нем переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами и процессуальными нормами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, а после Второй мировой войны – американского права. Понятие преступления и наказания. Как уже отмечалось, основным источником уголовного права Японии является Уголовный кодекс 1907 г. Который по своему положению среди других источников уголовного права УК выполняет роль отраслевого «основного закона». И определяет для того, чтобы деяние считалось наказуемым, необходимо три элемента. Деяние считается преступным, когда оно прямо предусмотрено диспозицией Особенной части уголовного закона (tatbestand), противоправно (rechtswidgrig) и наказуемо (schuldig , blameworthy) — вслед за германской теорией уголовного права японская научная доктрина считает эти три требования обязательными. Деяние преступно, когда оно подпадает под определение какого-либо преступления, например, убийство или кража. В японском праве действует принцип nullacrimensinelege . В сегодняшней Японии действует Уголовный кодекс, принятый Законом от 24 апреля 1907 г. (в редакции Закона № 91

17

от 12 мая 1995 г.). Словосочетание «Уголовный кодекс» традиционно  переводится как японцами, так  и русскими исследователями сочетанием иероглифов — «keiho«. Однако этот перевод  неточный, так как не включает слово  „кодекс“ -» hoten» и буквально  означает «уголовный закон». Однако, иероглифы  — «keiho» допускают многозначное толкование, поскольку могут переводиться как «уголовное законодательство», «уголовное право». В новой редакции Уголовный кодекс Японии (после кардинальных изменений в 1947 г. в УК было внесено  несколько удачных поправок, последние  существенные и весьма своевременные  изменения были сделаны в 1986 г. и 1996 г. — они касались компьютерных преступлений, изменений в Общую  часть, отмены ряда рудиментных статей) действует с 1 июня 1996 г. Наряду с Уголовным кодексом действуют и другие, специальные уголовные законы (их более тридцати), которые дополняют УК, а также уголовно-правовые нормы, содержащиеся в других отраслях права (конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и др.), которые в свою очередь при применении Уголовного кодекса серьезно осложняют работу органов правосудия, создают большие трудности при восприятии уголовного законодательства населением Японии. Следует отметить, что предложения о полном изменении действующего кодекса начались еще в 20-х г.г. Была подготовлена программа реформирования Уголовного кодекса Японии. Министерство юстиции подготовило проект нового кодекса, который был одобрен правительством Японии в 1974 г. Однако эта попытка правительства переделать Уголовный кодекс встретила сильное сопротивление большинства ученых-правоведов и практикующих юристов. Главной мишенью для критики стала сама общая направленность проекта УК. Дело в том, что новый проект основывался на предшествующем, подготовленном в 20-х — 30-х годах при прежней конституции и следовательно не учел демократические изменения, последовавшие за II мировой войной. Поэтому не удивительно, что проект

18

поддерживал общественную безопасность больше, чем права личности. Чрезмерный упор также делался на этическую  природу уголовного права, которое  считалось средством поддержания  высоких этических стандартов и  традиционных добродетелей. Оппоненты  же считали, что уголовное право  призвано защищать граждан от незаконных посягательств на их права и интересы. По мнению противников проекта УК, уголовное право не должно пересекаться с этикой, более того, вэпоху плюрализма вряд ли возможно выработать общую  точку зрения по вопросам нравственности. Для проводимой в Японии уголовно-процессуальной («судебной») политики характерны: индивидуальный подход к личности преступника и  к содеянному им; вывод из сферы  уголовной юстиции дел по мотивам  их малозначительности и иных конкретных обстоятельств (среда, характер совершенного и т. д.). Этот путь позволяет избежать излишней стигматизации, беречь силы правоохранительных органов ( RossMouer, W. Clifford). Как отмечает ряд исследователей (в том числе и Хаттори Такааки), доля заключений прокуратуры об отсутствии вины или о неподтвержденности подозрений полиции не достигает 1%. Доля оправдательных приговоров в судах первой инстанции не доходит и до 0,5 %. Соблюдается принцип целесообразной ответственности, реализуемый в форме «мер в отношении малозначительных (ст. 246 УПК) преступлений» (в основном компетенция полиции) или в форме «отсрочки (ст. 248 УПК) привлечения к ответственности» (компетенция прокуратуры). Суть криминологической политики (в области предупреждения преступлений), осуществляемой в современной Японии, состоит в профилактике преступности — как первичной, так и повторной, это соответствует тому курсу уголовной политики, который проводится властями. Для предупреждения первичной преступности, в частности выявляются, и подвергаются индивидуальному воспитательному воздействию трудные подростки в школе; ведется широкая пропаганда законопослушания, проводимая силами полиции, школы,

19

общественных организаций; принимаются меры для устранения условий совершения преступлений. В  Японии значительные успехи достигнуты в области ресоциализации преступников. С целью предотвращения повторных  преступлений в Японии стремятся  не допускать излишнего «клеймения»  лиц преступивших закон, чтобы избежать формирования у них комплекса  «преступной личности», «изгоя общества». Это достигается путем вывода (на стадии досудебного расследования) из сферы применения уголовного законодательства лиц, совершивших не столь тяжкие преступления; а в области уголовно-исполнительной (пенитенциарной, исправително-трудовой) политики — применения к подавляющему большинству подсудимых, признанных виновными, наказаний не связанных  с лишением свободы, или осуждения  их к лишению свободы на непродолжительные  сроки; дифференцированность подхода  к обращению с заключенными; осуществления  широкой программы контроля и  воспитания в отношении лиц условно-досрочно освобожденных из мест заключения. Общественные формирования, работающие на добровольных началах в области контроля над преступностью, впервые появились в стране во второй половине XIX в. в виде ассоциаций граждан по оказанию помощи и содействия лицам, освобожденным из тюрем. В настоящее время виды ассоциаций чрезвычайно многообразны. Участие населения в контроле над преступностью в Японии, как отмечается в одной из Белых книг о преступности, публикуемых НИИ министерства юстиции Японии, «не знает равных в миро по своим масштабам и самоотверженности».  Общественные формирования активно действуют в различных сферах контроля над преступностью. В сфере профилактики преступности это: 1) комитеты самоуправления (квартальные комитеты), 2) соседские комитеты, РТА — ассоциация родителей и учителей (ParentsandTeachersAssociation), 3) движение BBS — старших братьев и сестер (BigBrothersandSistersMovement), 4) ассоциации предупреждения краж в многоквартирных домах, 5) ассоциации

20

предотвращения разбойных  нападений на финансовые учреждения, 6) ассоциации «наставников несовершеннолетних», занимающиеся выявлением трудных и  делинквентных подростков и воспитательной работой с ними, 7) ассоциации связи  школы и производства с полицией, 8) центры по руководству несовершеннолетнимии др. В сфере институционального обращения  это: 1) добровольные посетители пенитенциарных учреждений и 2) ассоциации тюремных священников. В сфере неинституционального обращения  с правонарушителями это: 1) ассоциации реабилитационной помощи правонарушителям, 2) женские ассоциации содействия реабилитации правонарушителей, 3) ассоциации предпринимателей, 4) оказывающие содействие в приеме на работу отбывшим наказание. Следует  подчеркнуть, что ассоциации, действующие  в области неинституционального обращения, работают не только с освобожденными из пенитенциарных учреждений, но также  с осужденными условно и с  освобожденными от привлечения к  уголовной ответственности по нереабилитирующим  основаниям.

Информация о работе Становление уголовного права японии вновое и новейшее время