Смертная казнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Если подойти к проблеме смертной казни исторически, то мы сможем в каждой эпохе, измеряемой десятилетиями, а порой и столетиями, увидеть, как поднималась дискуссия вокруг проблемы подобного вида наказания. Дошли свидетельства о том, что вопрос смертной казни активно дебатировался уже в Древней Греции во времена Пелопонесской войны. С тех пор прошло около 2500 лет, и мы получили от далеких предков смертную казнь в современное законодательство, а в месте с этим унаследовали и всю проблематику, как правовую, так и нравственную, в современной правовой мысли

Оглавление

Введение.................................................................................................................. 4
1. Понятие смертной казни 7
1.1 Происхождение и понятие смертной казни7
1.2 Соотношение кровной мести и смертной казни между собой.8
2. Смертная казнь в истории россиийского законодательства26
2.1 В русском дореволюционном законодательстве
2.2 Смертная казнь в истории советского государства
3. Смертная казнь по действующему законодательству
3.1 Порядок и условия исполнения смертной казни
3.2 Фактическая отмена Конституционным Судом РФ смертной казни
4. Вопрос об юридической отмене смертной казни45
Заключение ......................................................................................................... 33
Библиография ..................................................................................................... 35
Приложения ......................................................................................................... 37

Файлы: 1 файл

Капаев ОЮ-709 Уголовное право.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     Дело  в том, что Конституционный Суд  РФ, приняв свое решение, проанализировав  положения ч. 2 ст.20 и п. 6 Раздела  второго “Заключительные и переходные положения” Конституции РФ, сделал вывод о том, что истек “разумный срок” обеспечения законодателем надлежащего регулирования деятельности суда присяжных. То, что прошло достаточно времени для законодательного решения этого вопроса, установлено Конституционным Судом РФ при рассмотрении именно данного дела. Иными словами, можно предположить, что до этого дня “разумный срок” не истек. Как бы подчеркивая это обстоятельство, и в мотивировочной, и в резолютивной части Постановления № 3-Ппостоянно употребляется слово “далее”, в том числе применительно к запрету на применение наказания в виде смертной казни.

     Таким образом, ранее вынесенные приговоры, предусматривающие наказание в  виде смертной казни, пересмотру не подлежат. Исключение составляет приговор к смертной казни в отношении одного из заявителей, подлежащий пересмотру на основании ст.100 Закона о Конституционном Суде РФ.

     Подлежат  ли пересмотру в связи с принятием  постановления Конституционного Суда РФ № 3-П приговоры, предусматривающие  наказание в виде смертной казни, которые  вынесены до принятия указанного постановления и в настоящий момент проверяются в кассационном или надзорном порядке? Для этого нет достаточных правовых оснований.

     Процедура суда присяжных применяется именно в первой инстанции, а постановление  Конституционного Суда № 3-П касается именно этой процедуры. Если же уголовное дело будет рассматриваться снова в суде первой инстанции – тогда наказание в виде смертной казни, в соответствии с фактическим мораторием, введенным Конституционным Судом РФ, применить будет нельзя. Если же, конечно, к этому моменту не будет принят соответствующий закон, необходимость которого подтверждена постановлением Конституционного суда РФ № 3-П.

 

      Заключение

 

     Историей  зафиксировано, что еще в 427 году до нашей эры состоялась дискуссия  о правомерности применения смертной казни. Во время происходившей тогда Пелопонесской войны, союзный Афинам город Митилена изменил своему союзническому долгу, почему и было решено казнить все взрослое мужское население города. Тогда оратору Диодоту удалось убедить афинян не применять смертной казни к митиленцам. Мотивируя свою речь, Диодот отмечал, что нет закона, который мог бы помешать совершать преступления, ибо люди прошли все виды наказаний, постепенно усиливая их в надежде, что быть может меньше будут терпеть от преступлений. Как и тогда, так и сейчас общество меньше всего исходит из чувства человеколюбия, а из целесообразности применения смертной казни относительно спокойствия и безопасности гражданского населения страны. По данным “Международной амнистии” смертная казнь отменена в 35 странах. Еще в 18 государствах смертная казнь отменена за все преступления, кроме особо тяжких, (преступления, совершаемые в военное время). В 27 странах и территориях смертная казнь отменена de facto – смертные приговоры не приводятся в исполнение. Таким образом, приблизительно 80 государств ( около 40%) отменили смертную казнь в законе и на практике. Однако,, примерно в 100 странах, смертная казнь сохранена. Почему?

     Там, где по закону существует смертная казнь, сохраняется и обязанность  каждого деликтоспособного лица нести ответственность за совершенные преступления. Однако наказание должно предполагать последующее исправление преступника. Но смертная казнь как раз и лишает человека последнего шанса на исправление. Поэтому в случае применения смертной казни надо говорить не о применении наказания а о каре, лишении человека жизни с точки зрения существующего права. Единственный смысл, который можно усмотреть в применении смертной казни – это кара преступника и устрашение общества от совершения преступлений.

     Первый, кто в специальной литературе выступил против применения смертной казни был Чезаре Беккария (1738-1749). В своем сочинении “О преступлениях  и наказаниях он разработал следующие  положения о смертной казни, которые, судя по Международным актам об отмене этого вида наказания, не устарели и по сей день:

  1. Смертная казнь не опирается ни на каком законном праве, потому что человек, вступая в общество, не уступал права на свою жизнь.
  2. Она  бесполезна и не нужна, за исключением случаев, когда жизнь гражданина и лишенная свободы, может произвести революцию и нанести вред безопасности, или когда смертная казнь есть единственная узда, могущая воспрепятствовать новым преступлениям.
  3. Она бесполезна потому, что никогда не останавливала злодеев, решившихся на преступление.
  4. Она менее действительна, чем лишение свободы, соединенное с тяжкими работам, потому что и на преступника и на посторонних  несравненно сильнее действует менее жестокое, но продолжительное наказание.
  5. Она даже пагубна для общества, потому что представляет гражданам пример жестокости тем более опасный, чем с большей аккуратностью и с большими формальностями ее совершают; безумно для отвращения граждан от убийств, устанавливать публичное убийство.
  6. Оправдывают смертную казнь тем, что ее назначали все народы и во все времена, но зачем же оправдывающие эту казнь не одобряют человеческих жертв, которые были в употреблении у всех народов.

     Смертная  казнь сегодня как уголовное  наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников. Это вытекает из ее природы и является объективным свойством, несмотря ни на какие субъективные оценки и общественные мнения. Иначе говоря, можно спорить о том, эффективна или неэффективна смертная казнь, нужна она или не нужна на данном этапе общественного развития, отменить ее или нет, но то, что смертная казнь - сдерживающий фактор, правовое ограничение - это несомненно. Собственно, благодаря этому ее можно расценивать, как средство защиты общества от наиболее тяжких преступлений. С.В. Познышев считал, что наказание имеет только одну цель - предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания (для преступников) или психического противодействия преступлению (для других членов общества).

     Разумеется, сдерживающую роль смертной казни как правового ограничения нельзя переоценивать. Ведь далеко не во всех случаях она бывает эффективной, и только в отношении относительно небольшой категории людей она вполне оказывает сдерживающее воздействие. "Часть исследований утверждают, - пишут У. Звекич и Т. Кубо, - что смертная казнь имеет некоторое сдерживающее воздействие, основывающееся на устрашении..." Предельные возможности эффективности характерны не только для смертной казни, но и для иных видов наказания, что не всегда учитывается. Многие же зачастую абсолютизируют роль смертной казни в сдерживании преступности, требуя от нее больше, чем она может дать, считая ее универсальным средством. Исключительной мерой ее называют вовсе не потому, что она может и должна быть исключительно эффективной, а в связи с ее исключительными последствиями для человека, преступившего нормы права. Смертная казнь занимает свое место, участвуя посильно в сдерживании преступников наряду с другими экономическими, социальными, политическими, духовными факторами.

     Одной из главных причин того, что в  России общественное мнение стойко высказывается  за применение смертной казни, является социально-психологическая и политико-правовая инфантильность граждан, сложившаяся  в результате абсолютного регламентирования жизнедеятельности человека. Таким образом, сформировалось представление о том, что именно государство будет решать все основные проблемы общества, в том числе и проблему борьбы с преступностью. Между тем в данном вопросе общество должно быть независимым от государства и самостоятельно использовать необходимые социальные санкции.

     Это свидетельствует о том, что пока общество не преодолеет данной причины, постановка вопроса об отмене смертной казни будет в определенной мере преждевременной. В условиях слабости действия нравственных норм, хрупкости демократических институтов и традиций, отсутствия правовой государственности отказ от смертной казни не обоснован. Важно, чтобы процесс ее отмены протекал естественно, тогда у общества не возникнет желания применять в некоторых практических ситуациях данный вид правового ограничения. Такое решение может быть принято лишь в результате убеждения в том, что подобная мера наказания неприемлема в гуманном обществе. Следовательно, полностью отменить смертную казнь целесообразно лишь при становлении правовой государственности, при функционировании которой сдерживающая роль смертной казни не будет отвечать потребностям общества в той мере, как это смогут сделать другие средства, когда можно будет наказать гражданина, не лишая его права на жизнь.

     Один  из основных доводов сторонников  отмены смертной казни состоит в  том, что человек не мог уступать обществу права на свою жизнь, так  как он и сам лишен возможности  распоряжаться ей. Жизнь не составляет блага, даруемого человеку государством, поэтому государство и не имеет законного права отнимать эту жизнь. Таким образом государство, самовластно прекращая человеческую жизнь, присваивает себе не принадлежащее ему право. Но до сих пор остается неподтвержденным то, что человек не может уступить обществу право на свою жизнь: самоубийство утратило повсюду характер наказуемого деяния, а согласие убитого во многих кодексах признается обстоятельством, изменяющим не только меру, но и род наказуемости. Все государства признают одной из священных обязанностей каждого гражданина жертвовать собой для защиты своей страны; все уголовные кодексы включают в себя институт необходимой обороны, в силу которого считается правомерным даже лишение жизни частным лицом преступно нападающего. Конечно, не государство дает жизнь гражданам, но от него также не зависят и другие блага - здоровье, свобода; да при том нужно еще доказать, что государство, наказывая, может поражать только те блага преступника, которые возникают в государстве и по воле государства.                       

     Вопрос  о целесообразности или нецелесообразности смертной казни будет  оставаться открытым до тех пор, пока она  будет существовать хотя бы только в  законодательном  виде, не встречаясь в практическом применении. Нельзя не принимать  во внимание доводы "за" и "против" смертной казни, но называть ее беззаконным наказанием, веками освященным убийством - значит забыть всю историю смертной казни, условия ее развития; нельзя игнорировать тот факт, что мы встречаемся со смертной казнью у самых различных народов на всех ступенях культуры, при всех религиях и условиях  
Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1      Вина это психическое  отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его  общественно

опасным последствиям, выраженное в ее двух формах – умысла или неосторожности и осуждаемое государством.

     2      Объективная сторона состава  преступления является внешней  стороной преступления и характеризуется: 1) обязательными признаками, к которым: относятся общественно-опасное деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия (преступный результат), причинная связь между общественно опасным деянием и общественно-опасными последствиями; 2) дополнительными (факультативными) такими, как способ,

средство  и орудия, место, время и обстановка совершения преступления.

     3      Преступление это общественно  опасное деяние. Понятие преступления раскрывается в ст. 14 УК РФ. В ч. 1 этой статьи говорится,

что: «Преступлением признается виновно совершенное  общественно опасное деяние, запрещенное  настоящим Кодексом под угрозой наказания».

     4      Состав  преступления это совокупность объективных и субъективных признаков, предусмотренных уголовным законом  и характеризующих определенное общественно опасное деяние как  преступление.
     5      Общественно опасное деяние является деяние, посягающее на объекты уголовно-правовой охраны, причиняющее им существенный вред или ставящее эти объекты в опасность причинения такого вреда.
     6      Объект  состава преступления являются общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые направлено конкретное преступное посягательство (преступление), причиняющее вред или создающее реальную угрозу причинения вреда и за которое предусмотрена уголовная ответственность.
     7      Субъект состава преступления это физическое, вменяемое (ст. 19 УК РФ), достигшее

возраста  уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ) лицо, совершившее преступление.

     8      Субъективная  сторона состава  преступления в отличие от объективной стороны характеризуется  внутренним содержанием преступления, т.е. наличием вины (психической деятельности лица) в форме умысла или неосторожности (ст. 24 УК РФ).
     9      Уголовный закон является единственным источником уголовного права. В связи  с проведенной кодификацией российского  уголовного законодательства – основным уголовным законом является Уголовный кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г. и вступил в действие с 1 января 1997 г., отменив Уголовный кодекс РСФСР. В ч. 1 ст. 1 УК РФ сказано, что «новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс».
     10      Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности наряду с гражданско-правовой, административной дисциплинарной и т.д., возникает с момента совершения преступления и реализуется с момента применения к лицу мер уголовного принуждения.

 

     Список  использованных источников

1. Уголовный кодекс РФ
2. Комментарий к  УК РФ
3. УПК РСФСР
4. Закон об ответственности за убийство 21 марта 1957 ( Англия)
5. Свод законов  США. Раздел 18.
6. Уголовный кодекс Японии от 24 апреля 1907г.
7. Двинская уставная грамота 1497 г.
8. Псковская уставная грамота 1497 г.
9. Судебник 1497 г.
10 Судебник 1559 г.
11.

12.

Уложение 1649 г.

Свод  законов Российской империи 1832 г.

 

 

     

Информация о работе Смертная казнь