Следственный комитет РФ: задачи, структура. Органы предварительного следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Следственный комитет при МВД Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации» является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД РФ.

Оглавление

1. Следственный комитет МВД России………………………………………..….3
Понятие, задачи и система органов предварительного следствия……….…5
2. Общий надзор органов прокуратуры……………………………………………11
Список использованной литературы…………………………….…………………14

Файлы: 1 файл

прав орг.docx

— 30.05 Кб (Скачать)

- следственные  управления (отделы) прокуратур субъектов  РФ, осуществляющие те же функции,  что и Главное следственное  управление, но на определенной  территории;

- следователи  городских, районных и межрайонных  прокуратур.

Аналогично организован  следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной  службы безопасности и ее органов  расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или  железнодорожного состава и др.

Структура следственного  аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

- Следственное  управление Федеральной службы  безопасности РФ;

- следственные  управления (отделы) в территориальных  (краевых, областных и др.) органах  безопасности;

- следственные  управления (отделы) органов безопасности  в Вооруженных Силах РФ, пограничных  и внутренних войсках.

Следователи налоговой  полиции расследуют дела об уклонении  от уплаты налогов. Они производят предварительное  следствие по делам о некоторых  других преступлениях, если их расследование  тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное  дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следственный  аппарат налоговой полиции состоит  из двух звеньев:

- Главное следственное  управление Федеральной службы  налоговой полиции РФ, которое  осуществляет организационно-методические  функции в отношении нижестоящих  подразделений, а также расследование  особо сложных и важных дел;

- следственные  управления (отделы) органов налоговой  полиции субъектов Российской  Федерации.

Надзор за законностью  действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального  контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют  право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для  исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может  обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР  понятие "начальник следственного  отдела" распространил и на начальников  вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов  внутренних дел, налоговой полиции  и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи  контрольно-методических отделов вышестоящих  следственных подразделений. По результатам  проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия  осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также  при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

2. Общий надзор органов  прокуратуры

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472) органы прокуратуры осуществляют:

а) надзор за исполнением  законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

б) надзор за соблюдением  прав и свобод граждан этими органа ми и должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

в) надзор за исполнением  законов администрациями органов учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В настоящее время эти учреждения находятся в ведении Министерства юстиции РФ.

Названные виды прокурорского надзора обычно называют общим надзором.

При осуществлении  общего надзора прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных  органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитражные суды с требованием о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.

В порядке надзора  за соблюдением прав и свобод граждан прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нарушении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений, по привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного гражданам ущерба.

Правовыми формами  общенадзорной деятельности органов  прокуратуры являются протесты, представления  и постановления.

Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий закону акт исполнительного органа (должностного лица). Он приносится прокурором в орган (должностному лицу), издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее  чем в десятидневный срок с  момента его поступления. О результатах  рассмотрения протеста должен быть дан  незамедлительный письменный ответ. О  дне рассмотрения протеста коллегиальным  исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор вправе участвовать  в рассмотрении внесенных им протестов  и в других случаях.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции страны Генеральный  прокурор информирует об этом Президента РФ.

Представление прокурора вносится в исполнительный орган (должностному лицу), который полномочен устранить допущенные нарушения. Как правило, представление имеет предупреди тельный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом имеет своим содержанием возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

При осуществлении  надзора за соблюдением прав задержанных  и заключенных под стражу прокурор вправе, помимо внесения протестов  и представлений, возбуждения дел  об ответственности лиц администрации  исправительных учреждений, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, освобождать их из штрафного изолятора, карцера, немедленно освобождать содержащихся под стражей.

 

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1442 «Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ» // СЗ РФ, 1998, № 48, ст. 5923.
  2. УПК ст. 5, 6, 38--41, 150, 151, 157, 223, 447 и 448. 
  3. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2007. 
  4. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

Информация о работе Следственный комитет РФ: задачи, структура. Органы предварительного следствия