Развитие системы уголовных наказаний как одного из центральных институтов уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:53, статья

Краткое описание

Важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменительной практики.

Файлы: 1 файл

Алмата.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

    Одним из самых суровых дополнительных наказаний является конфискация.

    Конфискация имущества относится к числу  наказаний, известных уголовному законодательству с древнейших времен. «Еще в римском праве самым широким типом поражения имущественных прав, по свидетельству Н.С. Таганцева, было отобрание всего имущества, опись имения в казну широко практиковалась у народов германских и славянских». 13

    В статье 51 УК РК не содержится никаких ограничений в возможности применения в качестве дополнительного наказания конфискации имущества, если основное наказание не связано с лишением свободы. Только при условном осуждении не может быть назначено дополнительное наказание в виде конфискации имущества (ч.4 ст. 63 УК). Конфискация имущества предусмотрена в 82 санкциях норм Особенной части УК РК, что составляет 13,9 % от всех видов наказаний, предусмотренных Кодексом.

    В целом, это дополнительное наказание  можно воспринимать как препятствие  к реализации целей основного  наказания, так как на путь легче  поставить ту личность, которая имеет  жилье, хозяйство или иное имущество, имеющееся у других законопослушных граждан. За то, что нажито незаконным путем, он отвечает отбыванием или назначением основного наказания. Возможно, это несколько противоречит интересам государства, но интересы государства должны удовлетворяться в порядке возмещения ущерба, а не конфискацией имущества.

    Следует обратить внимание на то, что дополнительное наказание в виде конфискации  имущества в некоторых санкциях норм Особенной части УК РК подменяет  изъятие из оборота, наложение ареста на имущество. В частности, порнографических материалов или предметов, а также средств их изготовления или воспроизведения.

    Данное  обстоятельство противоречит правилам применения конфискации имущества. Нуждается в уточнении и применение конфискации имущества в соответствии со статьями 273 УК РК и ст. 274 УК РК.

    В данном случае обязательные меры принуждения, которые необходимо произвести сразу  после задержания преступника, выступают  в качестве дополнительного вида наказания - конфискации имущества.

    И почему-то такой вид конфискации  имущества не применен в ст. 252 УК РК (незаконное изготовление оружия). Разве незаконно изготовленное оружие, не следует конфисковать в том же порядке, как это закреплено в ст. 273 УК РК и 274 УК РК. На наш взгляд, эти действия нужно производить на стадии предварительного расследования.

    Своеобразно решен вопрос конфискации имущества  в Германии. «Специфичным институтом германского уголовного права является так называемая система мер (Massnahmen). Германский законодатель понимает их как правовые последствия виновно-совершенного деяния. Меры не относятся к наказаниям, дополнительным наказаниям и дополнительным последствиям. На основании § 11 п. 8 к ним относятся «любые меры исправления и безопасности, конфискации имущества, изъятие предметов преступления и запрещенных к обороту вещей». 14

    В целом, система наказаний в зарубежных государствах включает следующие основные виды:

    1) лишение свободы (различные виды  тюремного заключения)

    2) штраф. 

    Система основных наказаний, как правило, не характеризуется большим разнообразием  видов. Напротив, дополнительных наказаний, или наказаний вспомогательного характера, чрезвычайно много, и они связаны с ограничением самых разных прав и свобод осужденного, включая личные, политические и социально-экономические права.

    Отметим, что само по себе существование дополнительных видов наказания противоречит сути системы наказаний в нашем государстве.

    На  наш взгляд, на практике, можно убедиться  в том, что назначение дополнительного  наказания противоречит статье 3 УК РК, которая гласит, что никто  не может быть подвергнут повторно уголовной ответственности за одно и то же преступление. Этот запрет вытекает из требования ч. 2 ст. 77 Конституции РК, которая гласит, что никто не может быть подвергнут повторно уголовной ответственности за одно и то же преступление.

    По  уголовному законодательству РК дополнительные наказания не усматриваются как  полноценное наказание, но на наш  взгляд, карательное содержание дополнительных наказаний не уступает основным, и  наказание получается двойным.

    Таким образом, в новом уголовном кодексе на, наш взгляд, целесообразно оставить три вида основных наказаний, такие как штраф, лишение свободы и исправительные работы, а остальные на законодательном уровне следует закрепить в качестве мер превентивного характера. Что по своей сути, конечно же, не исключает их оспаривания, как мер наказания, но при этом законодательно они будут выведены из системы наказаний. Тем самым юридически будет установлено, что данные меры не являются видом уголовных наказаний. А, следовательно, и система самих наказаний и правоприменительная практика, таким образом будут приведены в соответствие с требованиями основного закона Республики Казахстан.

Информация о работе Развитие системы уголовных наказаний как одного из центральных институтов уголовного права