Развитие системы уголовных наказаний как одного из центральных институтов уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:53, статья

Краткое описание

Важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменительной практики.

Файлы: 1 файл

Алмата.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

                                                     Выполнил  слушатель

                                                     4 курса ФОО

                                                     Академии  КУИС МВД РК

                                                     младший сержант юстиции

                                                     Присакарь В.И.

                                                     Научный руководитель

                                                     к.ю.н. подполковник юстиции

                                                     Брылевский  А.В. 

    Развитие  системы уголоных наказаний как  одного из центральных  институтов уголовного права.

    Важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменительной практики.

      Оценивая современное состояние  уголовного права, можно констатировать, что в целом обеспечено его поступательное развитие. Изучив Концепцию правовой политики РК в области уголовного права, можно с полной долей уверенности констатировать факт о том, что назрела настоятельная необходимость создания нового уголовного кодекса, так как ныне действующий уголовный кодекс 1997 г. по нашему мнению исчерпал себя. Целесообразным, по нашему мнению, в таком случае, будет остановиться на системе уголовных наказаний.

    Наказание в уголовном праве — это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления1. В правовом плане наказание выступает в роли основной формы реализации уголовной ответственности2. Право государства применять наказание вытекает из задачи обеспечения безопасности совместной жизни людей в обществе, сохранения неприкосновенным «правового уклада общественной жизни»3. В настоящее время наказание, как правило, применяется только судом и только в законодательно установленном процессуальном порядке.

    Уголовное наказание — центральный институт уголовного права, выражающий направление и содержание уголовной политики государства.

    В целом, обобщая существующие в науке точки зрения относительно природы наказания, можно выделить три основных подхода4:

    Рассмотрение  наказания как карательной меры, сущность которой выражается в лишении  и ограничении прав и свобод наказуемого.

    Рассмотрение  наказания в первую очередь как меры принуждения, применяемой государством в качестве реакции на совершение преступления.

    Выделение в качестве главного сущностного  признака наказания выражения с  его помощью отрицательной правовой оценки преступного деяния и лица, его совершившего5.

    Цели  наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе»6.

    Классическая  школа уголовного права предложила следующий взгляд на цели наказания: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление… Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же»7. Позже, на основе достижений социологического направления в криминологии, появились теории, в которых в качестве основной цели наказания называлось исправление преступника.

    В настоящее время считается, что  ни одна из этих целей не является единственной или доминирующей в наказании. В современной правовой литературе на основе действующего УК РК 1997 года выделяется три цели наказания:

    Восстановление  социальной справедливости.

    Исправление осуждённого.

    Предупреждение  совершения новых преступлений.

    Наказания могут классифицироваться по различным основаниями. По порядку назначения8:

    Основные  наказания, которые могут применяться  сами по себе и не используются для  усиления эффекта применения других видов наказания.

    Дополнительные  наказания, которые не применяются  самостоятельно и используются только для усиления эффекта других видов наказания.

    Наказания, которые могут использоваться и  в качестве основных, и в качестве дополнительных.

    В зависимости от того, каким лицам  они могут назначаться9:

    Общие — могут назначаться всем лицам, совершившим преступления.

    Специальные — могут назначаться лишь определенным категориям лиц (например, военнослужащим).

    В систему наказаний, кроме основных видов, включены и дополнительные.

    А.В. Наумов рассматривает дополнительные наказания как одно из средств достижения целей наказания, так он пишет: «Дополнительные наказания - это те, которые назначаются только совместно с основными, в дополнение к ним для обеспечения целей наказания. Таким образом, эти наказания не могут быть назначены судом самостоятельно».10

    Согласно  ст.39 УК РК К лицам, признанным виновными  в совершении преступления, могут  применяться следующие основные наказания:

   а) штраф; 
      б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью; 
      в) привлечение к общественным работам; 
      г) исправительные работы; 
      д) ограничение по воинской службе; 
      е) ограничение свободы; 
      ж) арест; 
      з) содержание в дисциплинарной воинской части; 
      и) лишение свободы; 
      к) смертная казнь.

    Также согласно ч.2 и ч.З. ст. 39 УК РК кроме основных наказаний к осужденным могут применяться следующие дополнительные виды:

    а) лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина, дипломатического ранга, квалификационного  класса и государственных наград;

    б) конфискация имущества;

    Штраф и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью могут применяться  в качестве как основных, так и  дополнительных видов наказаний.

    Однако, многие ученые, в период существования СССР, стремились увеличить число санкций Особенной части Уголовного кодекса содержащих дополнительные виды наказаний.

    Действующий УК ФРГ содержит в Общей части  раздел третий, который включает в  себя уголовно-правовые предписания  о правовых последствиях деяния. В главе первой «Наказание» рассматриваемого раздела предусмотрено два вида наказания, которые по своей правовой природе являются основными — лишение свободы (§ 38, 39) и денежный штраф (§ 40—43). Согласно Основному закону (Конституции) ФРГ 1949 г. смертная казнь в ФРГ не применяется.

    Согласно  УК Швеции санкциями за совершение преступления являются:

    1) наказания в виде штрафа и  тюремного заключения;

    2) условное осуждение («условный приговор»);

    3) пробация 

    4) передача на специальное попечение (ст. 3 гл. 1).

    Таким образом, в уголовном праве Швеции понятие «санкция» является родовым и включает как собственно наказания, так и другие уголовно-правовые меры. Кроме того, в названном УК говорится о возможности применения так называемых «особых последствий» совершения преступления «независимо от санкции», хотя и на основании закона. К такого рода последствиям отнесены: конфискация имущества, корпоративный штраф, возмещение ущерба (ст. 8 гл. 1). В случае назначения пробации выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ может служить одной из обязанностей, возлагаемых на осужденного, выразившего согласие с применением к нему данной меры.

    Смертная  казнь в Швеции отменена полностью  в 1972 г., в связи с чем не включается в систему санкций, установленных УК.

    Таким образом, если основное наказание должно соответствовать тяжести преступления, то дополнительное призвано отражать особенность, заложенную в его характере, и повышать предупредительное и воспитательное значение наказания, назначенное осужденному.

    С этой точки зрения, было бы целесообразно  сузить в законе пределы применения рассматриваемых видов наказаний в качестве дополнительных.11

    В Постановлении Пленума Верховного суда РК «О соблюдении судами законности при назначении наказания» от 24 июня 1993 года говорится, что необходимо усилить внимание судов к вопросам назначения дополнительных наказаний, т.к. правильное сочетание основного и дополнительного наказаний способствует последовательному осуществлению принципа его индивидуализации, более успешному достижению цели наказания.

    Еще со времен применения обычного права  казахов, считалось справедливым применение только одного наказания.

    «Изучая жизнь киргизов и решения их биев, не встречается нигде тройных и двойных наказаний за обыкновенные преступления, напротив, существует пословица, отрицающая возможность двух наказаний: «С одного барана двух шкур не дерут».

    Конечно, бывают исключения, когда совершаются  преступления против высшей знати».12

    Штраф, в качестве дополнительного вида наказания, может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части ч. 3 ст. 40 УК РК.

    Штраф не может считаться дополнительным наказанием, если превышает по своим размерам штраф - основной вид наказания. Он в качестве дополнительного наказания применяется в пределах от 50 до 500 МРП. В частности, ст. 143 УК РК штраф в размере от 50 до 100 МРП применен в качестве основного наказания. Незаконное ограничение прав граждан противоречит Конституции РК.

    Конечно, за счет штрафов государство получает определенный доход, но за это идет многократная расплата в связи с  нереализованностью целей уголовного наказания, когда в результате применения двойного наказания, в большинстве своем, получаем деградированную личность, которой трудно стать полноценным гражданином РК.

    Штраф, на наш взгляд, необходимо оставить только в качестве основного наказания.

    Уголовно-правовая сущность наказания заключается, таким  образом, в лишении осужденного на установленный срок возможности заниматься определенной профессиональной или иным видом трудовой деятельности либо занимать указанные в приговоре должности, тем самым предупреждая рецидив со стороны виновных.

    Должности либо вид деятельности в резолютивной части приговора должны быть обозначены конкретно.

    Анализируя  нормы статей Особенной части  УК РК, можно прийти к выводу о  том, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью во всех статьях, где оно применено в качестве дополнительного наказание, было бы уместно их использовать в качестве основного наказания сроком до пяти лет с возмещением морального и материального ущерба. А в тех случаях, когда применено основное наказание в виде лишения свободы на меньший срок, скажем до одного года, чем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью до трех лет (ч. 1 ст. 205 нарушение правил проведения операции с ценными бумагами) можно рассматривать как два самостоятельных и полноценных наказания, когда после отбытия наказания в виде лишения свободы, он не может заниматься прежним видом деятельности.

    Санкции ч. 2 ст. 205 УК РК предусматривают не два, а три наказания, одно основное - в виде лишения свободы сроком до трех лет, второе - лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, и третье - конфискация имущества.

Информация о работе Развитие системы уголовных наказаний как одного из центральных институтов уголовного права