Пути повышения правового статуса прокуроров и следователей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов. Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.

Оглавление

1. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

2. Задача.

3. Задача.

4. Пути повышения правового статуса прокуроров и следователей

Список литературы:

Файлы: 1 файл

прокурорский надзор-вариант 5-нархоз-54117-борис.doc

— 104.00 Кб (Скачать)


15

 

Оглавление

 

 

 

1. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

 

2. Задача.

 

3. Задача.

 

4. Пути повышения правового статуса прокуроров и следователей

 

Список литературы:

 

 


1. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

 

 

Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов. Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.

Предметом данного направления можно считать надзор за исполнением законов судебными приставами и в первую очередь надзор за законностью принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше Законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других.

Служба судебных приставов согласно ст. 7 Закона о судебных приставах является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглавляется Главным судебным приставом РФ. В ее состав входят:

—  департамент судебных приставов Минюста России;

—  служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;

—  служба судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации;

—  подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ с федеральными конституционными законами об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.

Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:

1.      приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;

2.      приставов-исполнителей, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей.

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему Управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.

Говоря о полномочиях территориальных и военных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются о общенадзорными, т.е. включают в себя арсенал полномочии по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными при­ставами вышестоящим службам судебных приставов.

В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделе­ния службы судебных приставов обозначены как органы принуди­тельного исполнения. Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными при­ставами, поскольку возможен выход последних за рамки предос­тавленных им законных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе выз­вать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного при­става к прокурору без уважительных причин может повлечь за со­бой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, с направлением его в соответствующий суд для при­нятия решения.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие мате­риалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства об административном правонарушении.

Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений.

На каждой из стадий возможно нарушение установление ном порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, например: постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производства и ряд других регламентированных законом актов.

В ст. 9, 10, 19, 26 и ряде других Закона об исполнительном производстве отмечается, что постановления, выносимые приста­вами, могут быть обжалованы в соответствующий суд в 10-днев­ный срок. Безусловно, это положение напрямую вытекает из тре­бований пункта 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объе­динений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Вместе с тем, принимая во внимание объективную загружен­ность судов делами различных категорий и отсутствие в силу этого реальных гарантий рассмотрения жалобы в установленный граж­данско-процессуальным законом в 10-дневный срок, представля­ется более эффективным реагирование на незаконные постановле­ния посредством принесения прокурорами протестов в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона, что ими в настоящее время и делается. Эта мера реагирования, хотя и не оговаривается в Законе об исполнительном производст­ве, вполне правомерна в силу ст. 23 Закона о прокуратуре, наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт. При этом прокурор вправе направить про­тест на незаконное постановление судебного пристава-исполните­ля вышестоящему должностному лицу. Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного поста­новления прошел незначительный период времени.

Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования как предостережение о недопустимости на­рушения закона, которое в соответствии со ст. 251 Закона о проку­ратуре объявляется прокурором в письменной форме должност­ным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельст­вующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.

В случае выявления в деятельности судебных приставов нару­шений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относя­щихся, как правило, к числу должностных преступлений (зло­употребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголов­ное дело.

 

2. Задача

 

Проводя проверку законности рассмотрения и разрешения жалоб, заявлений и писем в пассажирской службе отделения железной дорога, заместитель транспортного прокурора установил, что за последние 6 месяцев в пассажирскую службу поступило более 20 жалоб от пассажиров, в которых они обращали внимание на то, что проводники вагонов часто выдают пассажирам грязное и непросушенное белье, не проводят уборок в вагонах и даже не отапливают вагоны, грубят пассажирам.

Во всех случаях администрация службы отделывалась отписками и реальных мер к соблюдению правил перевозки пассажиров и привлечению к ответственности проводников, нарушающих эти правила, не принимала.

Поясните, как, по Вашему мнению, следует реагировать на эти нарушения заместителю транспортного прокурора?

Решение:

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ»

Прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Таким образом в данном случае заместитель транспортного прокурора должен принять меры по пресечению нарушения прав пассажиров и привлечению к ответственности лиц, виновных в данных  правонарушениях и возмещению причиненного ущерба.

 

3. Задача

 

Помощник прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, проводя проверку законности содержания лиц в следственном изоляторе МВД установил, что Камнев Т.Г., заключенный под стражу с санкции прокурора района, без продления срока содержания под стражей содержится в СИЗО 67 суток; в одной из камер содержались 8 несовершеннолетних и 11 взрослых.

Как и почему, по Вашему мнению, должен поступить помощник прокурора?
Решение:

Согласно ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ»

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;

Информация о работе Пути повышения правового статуса прокуроров и следователей