Принципы права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:36, реферат

Краткое описание

В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы. Смысловое значение слова “принцип” в русском языке - “руководящее начало” или “основополагающая идея”. Законодательство, будучи социальным явлением, создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно- правовых предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений, также основано на определенных принципах.



Контрольная работа
по дисциплине: «Основы правоведения»
на тему: «Принципы права социального обеспечения»






Великий Новгород
2011
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1.Понятие и роль принципов…………………………………………4
2.Общеправовые принципы…………………………………………..9
3.Межотраслевые и отраслевые принципы…………………………16
Заключение…………………………………………………………....18
Список использованной литературы………………………………..19






Введение
В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы. Смысловое значение слова “принцип” в русском языке - “руководящее начало” или “основополагающая идея”. Законодательство, будучи социальным явлением, создаваемы

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
1.Понятие и роль принципов…………………………………………4
2.Общеправовые принципы…………………………………………..9
3.Межотраслевые и отраслевые принципы…………………………16
Заключение…………………………………………………………....18
Список использованной литературы………………………………..19

Файлы: 1 файл

КР по основам правоведения.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      Гносеологический аспект руководящих  положений нельзя абсолютизировать, отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный  момент подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с  чем  они  обладают рядом особенностей, обусловленных  общеобязательностью  и  иными  свойствами права,   фиксацией  в   юридических   предписаниях    и    воплощением    в правоотношениях. Рассмотрение данной стороны  принципов  позволяет  дать  их онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм  их бытия.

      В  соответствии  с  ч.  4  ст.  15  Конституции Российской  Федерации

общепризнанные  принципы  международного  права  являются  составной  частью правовой системы России, принципами российского права.  Общепризнанность  же отправных  начал  международного  права   не   означает   их   обязательного закрепления  в  международных  договорах  и   иных   формальных   источниках юридических   норм.   Кроме   того,   законодательная,   в   том   числе   и конституционная,  фиксация  руководящего  положения  еще  не  означает   его окончательного перехода из сферы  правосознания  в  практическую  плоскость. Если  оно  масштабно  игнорируется  субъектами,  к  которым   обращено,   то принципом права в полной мере назвать его еще нельзя, поскольку  отсутствует элемент его общего признания в качестве такового в правоотношениях.

      Можно сделать вывод о том,  что принципами права являются  не только те, которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но  и основополагающие  идеи   правосознания,   получившие   общее   признание   в деятельности органов правосудия,  иных  субъектов  внутригосударственного  и международного права,  несмотря  на  отсутствие  их  формальной  фиксации  в объективном праве.

      Функциональный аспект характеристики  отправных  начал  раскрывает  их практическое  предназначение.  Можно  констатировать  наличие  у  них   двух функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии  на  систему юридических норм, обеспечивающем ее  непротиворечивость  и  согласованность. Все  нормативные  предписания  должны  логически  вытекать   из   содержания принципов и точно им соответствовать. Это  позволяет  осуществлять  правовое регулирование   на   единых   началах   и   обеспечить   его    максимальную эффективность.   Реализуя   внутреннюю   функцию,   руководящие    положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на  общественные  отношения происходит опосредованно - через  определяемые  ими  конкретные  юридические нормы.

      Внешняя  функция  принципов   права  заключается   в   непосредственном

регулировании поведения субъектов  общественных  отношений.  Причем она  не ограничивается   только   рамками    правоприменения    при    пробелах    в законодательстве или  при  противоречии  отправным  началам  его  конкретных норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется и  тогда,  когда у  субъектов  имеется  возможность  реализовать  требования  принципов,   не прибегая к правоприменению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Общеправовые принципы. 

      Принципы  права  -  это  исходные,   определяющие   идеи,   положения,

установки,  которые  составляют  нравственную   и   организационную   основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы  права  есть  то, на чем основаны формирование,  динамика  и  действие  права,  что  позволяет определить  природу данного права как демократического  или,   напротив, тоталитарного.

      С одной стороны, принципы права   отражают  его  объективные   свойства, обусловленные  закономерностями  развития  данного  общества,  всей   гаммой исторически   присущих   ему   интересов,   потребностей,   противоречий   и компромиссов различных классов, групп и слоев населения. С  другой  стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами  общества, их нравственные  и  правовые  взгляды,  чувства,  требования,  выражаемые  в различных учениях, теориях, направлениях  правопонимания.  Поэтому  принципы права должны рассматриваться с учетом,  как  единства,  так  и  особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской

науках общего представления об объективном и субъективном в праве.

      Принципы права выражают  главное,  основное  в  праве,  тенденции   его

развития,  то,  на  что  право  должно  быть  ориентировано,  устремлено.  В

сравнении  с  правовыми  нормами,  соответствующими  той  или  иной   эпохе, определенному  историческому  периоду,  принципы  права  отличаются  большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.

      В  юридической  науке   сложилось  деление  принципов  права  на  общие

(общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

      Общие принципы права характеризуются  тем,  что  относятся  к   праву  в

целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют единству и стабильности действующей системы права.

      Вопрос об общеправовых принципах  поднимался в  отечественной   правовой науке начиная с 40-50-х годов. Однако его разработка с тех нор  по  существу мало продвинулась  вперед,  если  не  считать  замену  некоторых  принципов, связанных  со  спецификой  существования  советского  прошлого  (закрепление политической власти трудящихся  во  главе  с  рабочим  классом,  закрепление общественной   собственности   на   средства    производства;    закрепление руководящей роли Коммунистической партии,  пролетарский  интернационализм  и т. д.), на принципы, отражающие условия  развития  современного  российского общества.  При  этом  наряду  с  объективной  обусловленностью  в  выявлении общеправовых принципов значительная роль принадлежит субъективному  фактору. В результате в  подходе  к  отбору  принципов  права  сложился  определенный стереотип. Особенно наглядно он  ощущается  в  учебной  литературе,  где  от учебника к учебнику по теории государства  и  права  различными  авторами  в качестве   общеправовых   принципов   называются   демократизм,    гуманизм, социальная справедливость, законность и т. д[10].

      Разумеется,  в  том  нет   какой-либо  крамолы,  ибо  данные   принципы

действительно важны и в самом деле существуют. Недостаток же такого  подхода видится в известном упрощении вопроса об общеправовых принципах, в том,  что его рассмотрение сводится в  основном  к  перечислению  этих  принципов  без обоснования их системы, без опоры на определенную концептуальную  основу  их выделения. Поэтому представляется необходимым внести  в  исследование  этого вопроса  новый  момент,  основанный  на  признании  концепции   единства   и взаимопроникновения естественного и позитивного права.

      Согласно данной концепции общеправовые принципы можно подразделить  на морально-этические, или нравственные,  и организационные. Первые из них образуют нравственную  основу  права,  его  духовный  фундамент.  Эта группа принципов  непосредственно  воздействует  на  нормативное  содержание права. Вторая  группа  общих  принципов,  тесно  взаимосвязанная  с  первой, составляет  организационно-процедурную  основу  права,  ориентированную   на обеспечение его роли как особого, государственного  регулятора  общественных отношений,  выполнение  правом   его   специфически   юридических   функций.

Сообразно этому  право любого  государства,  в  том  числе  нынешней  России, отличающееся демократическим характером, наряду с определенными,  конкретно- историческими  обусловленными  особенностями  (например,  в  зависимости  от унитарного или федерального устройства  государства)  характеризуется  также общими  чертами  сходства,   присущими   всякому   праву,   основанному   на международно-признанных, общечеловеческих демократических принципах. Принципы  права   выражаются   в   международных   и   внутригосударственных декларациях, получают  закрепление  в  исходных  (отправных,  учредительных)

нормах конституций  и законов  демократических  государств,  но  могут  также выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны.

      Согласно концепции единства  естественного и позитивного  права морально- этические (нравственные) принципы современного российского права  составляют естественные  законы,   символизирующие   основные   фундаментальные   права человека  и   гражданина,   закрепленные   в   провозглашенной   Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря  1948  г.  Всеобщей  декларации  прав  человека  и развивающих   ее   последующих   международных    и    внутригосударственных документах,  в  том  числе  в  Конституции  РФ  1993  г.  К  этим  принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и  других  форм собственности, безопасность, достоинство,  справедливость,  семья,  народ  - источник власти, человек- высшая ценность, охрана прав  человека  -  цель  и

обязанность государства.

      Закрепив  основные  неотчуждаемые   и  прирожденные  права  и   свободы человека и гражданина, Конституция РФ (гл. 1 и 2) признала  и  гарантировала также целый ряд проистекающих из них  и  их  конкретизирующих  политических, экономических, социальных, культурных и иных духовных, а также  личных  прав граждан согласно   общепризнанным   принципам   и   нормам   международного права.

      Предлагаемое выше понимание  общих нравственных принципов  права  имеет большое  теоретическое  и  практическое  значение.   Ибо   оно,   во-первых, оказывает прямое воздействие на развитие современного  российского  права  в направлении углубления  и  обогащения  его  нравственных  начал,  оптимально возможного  сближения  права  и  морали;  во-вторых,  позволяет   определить соответствие отдельных норм, изданных различными  государственными  органами праву как государственной воле общества, Конституции РФ как наиболее  общему и, по  сути,  высшему  критерию  такого  соответствия;  в-третьих,  призвано помогать в деятельности Конституционного Суда РФ  по  разрешению  им  дел  о

соответствии  федерального и регионального законодательства Конституции РФ  и при толковании Конституции РФ; в-четвертых, дает судам  общей  юрисдикции  и арбитражным судам необходимые  ориентиры  для  неприменения  при  разрешении конкретных дел норм, которые, по  их  убеждению,  влекут  нарушение  прав  и свобод  граждан,  и  для  принятия  в  таких  случаях  решений   на   основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

      К организационным принципам  российского права  относятся:  федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и  ограничения в праве.

      Принцип федерализма отражает федеральное устройство  России.  Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что  Конституция  РФ  и  федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе  с тем четко определены соотношение различных нормативных актов,  издаваемых  в Российской Федерации, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.

      Согласно ст. 76 Конституции РФ:

1)  по  предметам   ведения  Российской Федерации  принимаются  федеральные  конституционные  законы  и  федеральные  законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации;

2) по  предметам  совместного  ведения   Российской   Федерации   и   субъектов Российской  Федерации  издаются   федеральные   законы   и   принимаемые   в соответствии с ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов Российской  Федерации; 

3)  федеральные   законы   не   могут   противоречить федеральным конституционным законам;

4)  вне   пределов  ведения  Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и  субъектов  Российской Федерации,  республики,  края,  области,   города   федерального   значения, автономная область и автономные  округа  осуществляют  собственное  правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных  правовых  актов;

5) законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов  Российской  Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым  по  предметам  ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, а в случае противоречия между  федеральным  законом  и иным актом, изданным  в Российской Федерации, действует  федеральный  закон;

6) в случае  противоречия между федеральным  законом  и  нормативным   правовым актом  субъекта  Российской  Федерации,  изданным   вне   пределов   ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской  Федерации,  действует  региональный  нормативный  правовой  акт. Упорядочивая  соотношение  и  взаимодействие  федеральных   и   региональных нормативных актов и содержащихся в них правовых  норм,  принцип  федерализма служит  предупреждению  и  разрешению   возможных   коллизий   между   ними, преодолению имеющихся в настоящее  время  многочисленных  расхождений  между федеральным (включая Конституцию РФ)  и региональным  законодательством, обеспечению стабильного и  гармоничного  функционирования  единой  для  всей Федерации системы права.

Информация о работе Принципы права социального обеспечения