Принцип справедливости в уголовном праве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

С изменением времени, с изменением конкретной эпохи представление о справедливости, в том числе, как и о всеобщей правовой категории изменяется. Идеи справедливости, которые отражаются в законодательстве, могут пониматься весьма по-разному, и подчас от понимания сущности данного явления зависит и весь массив норм уголовного закона. Поэтому, на наш взгляд, данная проблема актуальна и на сегодняшний день, и именно поэтому она легла в основу данной работы. Вследствие этого целью работы мы считаем изучение принципа справедливости в уголовном праве и исследование актуальных проблем, связанных с ним.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

•Рассмотреть общее понятие справедливости и понятие принципа справедливости в праве.
•Выявить понятие принципа справедливости в уголовном праве.
•Проследить взаимосвязь принципа справедливости с другими принципами уголовного права.
•Провести обзор истории закрепления принципа справедливости в уголовном законодательстве России.
•Изучить основные уровни проявления принципа справедливости в уголовном праве.
•Определить значение принципа справедливости в уголовном праве.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Справедливость как философская и уголовно-правовая категория 6
1.1. Общее понятие справедливости как философской категории 6
1.2. Понятие принципа справедливости как принципа права 10
1.3. Взаимосвязь принципа справедливости и уголовного права 12
1.4. Взаимосвязь принципа справедливости с другими принципами уголовного права 15
Глава 2. Закрепление принципа справедливости в российском уголовном законодательстве 20
2.1. Принцип справедливости в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года 20
2.2. Принцип справедливости в Уголовных кодексах Советской России 22
2.3. Принцип справедливости в Уголовном Кодексе Российской Федерации 1996 года 24
Глава 3. Принцип справедливости и основные уровни его проявления в уголовном праве 30
3.1. Справедливость построения уголовно-правовых норм 30
3.2. Справедливость формирования круга преступных деяний 33
3.3. Действие принципа справедливости при назначении наказания 36
Заключение 41
Литература 42

Файлы: 1 файл

Справедливость.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

       Традиции  русской правовой школы в разработке проблемы права и справедливости успешно продолжены советской и  современной российской юридической наукой. Учтен опыт зарубежных исследователей. Прежде всего, научные дискуссии развернулись вокруг понимания справедливости в праве. Довольно распространенным является определение справедливости в качестве принципа права14. Справедливость, по мнению Л.С. Явича, «…Специально-юридический принцип права, выражающий некоторые стороны, свойства самой юридической формы. Оставаясь категорией нравственности, справедливость в данном случае оказывается этико-юридическим феноменом, констатация которого особо важна для понимания социальной ценности права. Можно полагать, что справедливость и в этом случае не превращается в свойство права, а тем более не должна трактоваться в качестве его сущности. Она является именно принципом правовой системы, без наличия которого право не только теряет свое нравственное основание, но и оказывается дисгармоничным, несбалансированным…»15.

       Р.З. Лившиц в вопросе о соотношении  права и справедливости высказывается  довольно категорично: «Право является нормативно закрепленной и реализованной справедливостью»16. Л.И. Спиридонов вообще указывает, что справедливость всего лишь абстракция, и в процессе ее конкретизации каждый вкладывает в него свое понимание этого феномена. Но, по мнению В.М. Шафирова данная критика не обоснована, поскольку в ней не учитывается то, что справедливость рассматривается не как элемент правосознания, а как составная часть позитивного права. Входя в содержание принципов права, справедливость становится содержанием правил поведения общего характера. А раз это так, то сама справедливость получает формальную определенность и никто не должен трактовать ее иначе, чем это установлено законом17.

       Довольно  часто в юридической литературе справедливость рассматривалась в  качестве общего принципа сначала советского, а затем и российского права. С.С. Алексеев указывал, что справедливость, представляя по своей основе социально-нравственное явление в нашем обществе – в ее специфическом, классовом, социалистическом выражении, приобретает значение правового принципа в той мере, в какой она воплощается в нормативно-правовом способе регулирования. Алексеев также указывает, что в юридической практике справедливость имеет и самостоятельное значение: она является одним из ведущих начал при решении юридических дел, когда суду или иным компетентным органам предоставлена «свобода усмотрения» - осуществление функции по индивидуальному регулированию18.

       Таким образом, справедливость является всеобщим принципом права, и это неудивительно, поскольку справедливость является одним из универсальных регуляторов социального поведения и представляет собой в праве меру должного поведения, но не обязанность в чистом виде, а общую меру должного поведения. Это объясняется тем, что при осуществлении своего субъективного права человек, осознавая, что он имеет свободу распорядиться своим правом, тем не менее, должен осознавать, что эта свобода ограничена свободой других людей. А, следовательно, общая мера справедливости характеризует неопределенное число правоотношений, в том числе уголовных, которые построены из начал публично-правовых. О взаимосвязи принципа справедливости и уголовного права речь пойдет ниже. 

1.3. Взаимосвязь принципа  справедливости и  уголовного права

       Как общеправовая категория принцип  справедливости характерен для многих отраслей российского права. Как уже было сказано выше, с позиции естественно-позитивного права это общая мера должного поведения. В уголовном праве эта мера принимает особое значение. В первую очередь, справедливость как принцип нормативного регулирования общественных отношений имеет основополагающее значение как для всех отраслей права, так и для уголовного в частности. Раскрыть диалектику справедливости как общеправового принципа и уголовного права – значит выявить объективные закономерности, которые, отражаясь в требованиях справедливости, обусловливают необходимость, содержание и направленность уголовно-правового воздействия на общественные отношения19.

       В литературе возникают определенные дискуссии по поводу роли справедливости в уголовном праве, точнее об их соотношении. В частности, В.В. Похмелкин утверждает, что социальная справедливость, воздействуя на уголовное право, приобретает в нем двоякий смысл. Во-первых, она выступает как общеправовой принцип нормативного регулирования, и именно на ее основе построены все принципы уголовного права. А во-вторых, справедливость в уголовном праве выступает как отдельный самостоятельный принцип наряду со всеми остальными – как фундаментальное начало всей уголовно-правовой отрасли20. А.В. Наумов рассматривает справедливость в уголовном праве как «аккумулирующий», «обобщающий», «интегративный принцип» и в то же время качественной стороной или аспектом уголовного права. Наряду с этим другой исследователь Ю.И. Ляпунов считает, что социальная справедливость является некой всеобъемлющей категорией, в которой очерчиваются сферы проявления взаимодействия социальной справедливости с иными принципами в уголовном праве.

       В приведенных выше высказываниях  можно обнаружить 2 не совсем одинаковых подхода к социальной справедливости в уголовном праве. Первый связан с определением ее содержания посредством иных принципов (А.В. Наумов), когда справедливость воплощается не в каком-то одном, а во всей системе уголовно-правовых принципов (В.В. Похмелкин).  Второй – с определением ее содержания при помощи обозначения «специфических форм проявления» и «тесного взаимодействия» с иными принципами уголовного права. Вместе с тем данные подходы не образуют по отдельности достаточной методологической базы для того, чтобы выработать единую концепцию. Социальная справедливость влияет на содержание уголовного права не только через ее образующие принципы, но и непосредственно через содержание конкретных норм уголовного законодательства21.

       Юридическое отражение справедливости как принципа уголовного права не воспринимает всего содержания и многообразия оттенков социальной справедливости как всеобъемлющей категории социальной действительности, общесоциального принципа общественной жизни. В связи с этим профессор В.В. Мальцев указывает, что применительно к уголовному праву термин «социальная справедливость», которая могла бы выступать в нем как основополагающий принцип, не совсем корректен. Следовательно, предпочтительнее было бы использовать термин «справедливость»22.

       М.Н. Становский считает, что смысл, вкладываемый законодателем в понятие «социальная справедливость» и «принцип справедливости» неравнозначен. В соответствии со ст.6 и ч.1 ст.60 Уголовного Кодекса РФ справедливость лишь служит принципом назначения лицу, признанному виновным в совершении преступления, справедливого наказания. Соответственно, восстановление социальной справедливости – конечный результат, цель, к которой стремится законодатель, а принцип справедливости – средство, с помощью которого цель может быть достигнута23. Цель – «восстановление социальной справедливости» - впервые закреплена в УК РФ 1996 года и мало изучена24.

       Взаимосвязь принципа справедливости как общеправовой категории с уголовным правом достаточно широка. С одной стороны, справедливость в нем выступает  как всеобщий принцип, который был  бы характерен не только для уголовного, но и иных отраслей права – гражданского, административного и т.д. С другой стороны, справедливость выступает только как основополагающий принцип уголовного права, а основные формы его проявления затрагивают многие институты данной отрасли. В частности, принцип справедливости проявляется при построении законодателем уголовно-правовых норм, при установлении мер уголовной ответственности, назначения наказания. Этому посвящена глава 3 настоящей работы.

       Если  же принцип справедливости выступает как всеобщий правовой принцип, то, в первую очередь, проявляется влияние принципа на предмет уголовно-правовой охраны – объекты преступлений, материальные, общественные ценности, на которые, как правило, посягают преступники.

       Далее, принцип справедливости учитывается при определении общественно опасного поведения, которое, как указывает З.А. Бербшекина, является тем социальным основанием, которое определяет меру «требовательности к личности».

       Поэтому уголовное право основывается на принципе социальной справедливости потому, что общественные отношения, составляющие предмет уголовно-правовой охраны, прежде чем быть признанными таковыми, обычно уже оказываются включенными в систему ценностей социальной справедливости, в систему нравственных ценностей, а их нарушения уже расценены в обществе как деяния глубоко несправедливые и безнравственные25.

       В целом, можно говорить о том, что  принцип справедливости в уголовном  праве проявляется в двух аспектах – общеправовой принцип и принцип  как основополагающее начало уголовного закона. Взаимосвязь эта достаточно обширна и пронизывает все уголовно-правовые отношения, возникающие в публичной сфере. 

1.4. Взаимосвязь принципа  справедливости с другими принципами уголовного права

       Несмотря  на то, что справедливость закреплена в уголовном законодательстве лишь в качестве одного из его принципов, в уголовно-правовой литературе сохранился подход к справедливости как к явлению, которое охватывает все стороны бытия», характеризует позитивные общественные отношения. Она всегда носит политический характер, меняясь с изменениями общества и государства26. Конечно, можно, отчасти, и согласиться, и не согласиться с данным утверждением. Безусловно, справедливость может вполне выступать одним из регуляторов общественных отношений, выступает как мера должного поведения. Но возможно ли говорить о том, что она всегда носит политический характер? Дело в том, что выше мы рассмотрели справедливость как философскую категорию и определили, что она существует объективно, независимо от воли и сознания человека, даже применительно к правоотношениям. Она изменчива с той позиции, что могут меняться определенные взгляды на ее существование или критерии соответствия ей конкретных явлений. Но опять же здесь мы говорим о справедливости не как о принципе уголовного права, а как о мере, которая определяет, произошло ли нарушение предписаний или же нет. Данная изменчивость справедливости, скорее, является объективной, так как объективно изменяется окружающая действительность. И в связи с этим государство объективно не может устанавливать критерии справедливости, оно может только установить нормы, которые бы справедливость охраняли. Следовательно, утверждение о том, что принцип справедливости в уголовном праве, как и вся справедливость в целом, носит политический характер, по меньшей мере, безосновательно.

       Продолжая мысль об объективности справедливости, хотелось бы привести высказанное по этому поводу мнение ученых-правоведов. Так, А.В. Наумов пишет: «Справедливость  в уголовном праве в известном  смысле аккумулирует в себе и остальные важнейшие его принципы, и, в первую очередь, принципы законности, равенства граждан перед законом и гуманизма»27. В свою очередь, Т.В. Кленова указывает, что справедливость, воплощаясь во всей системе принципов уголовного права, как отправная идея уголовной ответственности занимает в ней свое особое положение28. Такой подход вполне заслуживает доверия, но при соблюдении того условия, что справедливость здесь понимается как многоуровневое социальное явление29.

       Следует указать, что когда мы говорим о принципе справедливости в уголовном праве, мы говорим именно об одном из принципов уголовного закона, который закреплен в ст. 6 Уголовного Кодекса РФ – принцип соответствия наказания за преступление его характеру и степени общественной опасности. Именно, исходя из таких соображений, проводится взаимосвязь принципа справедливости с остальными видами принципов уголовного права.

       Принципы  уголовного права как его основополагающие идеи складываются при осознании  обществом необходимости уголовно-правовой охраны своих наиболее значимых интересов от общественно-опасных деяний. Поскольку способы такой охраны определяются в сфере общественного сознания по отношению к предмету охраны и общественно опасному поведению людей, влияние справедливости как общесоциальной, а не правовой категории, имеет сквозной характер. Но предметом изучения данной работы социальная справедливость выступает незначительно, поскольку речь идет именно о принципе справедливости. В связи с этим принцип справедливости не меньшим образом взаимодействует с остальными принципами.

       Во-первых, по отношению к принципу равенства принцип справедливости выступает мерой, определяющей характер равенства и гуманизма – равенство по отношению к предмету уголовно-правовой охраны, равенство в ответственности и уголовно-правовой защищенности в плане того, что назначенное наказание должно реально соответствовать характеру и степени общественной опасности, а также каждое обвиняемое лицо должно быть равным образом обеспечено по справедливости правовой защищенностью от применения к нему несправедливого наказания.

       Во-вторых, по отношению к принципу гуманизма  принцип справедливость выступает  как мера обеспечения соблюдения права и свобод человека и гражданина при квалификации совершенного деяния, при привлечении к уголовной ответственности, более снисходительное отношение к осужденным в силу их индивидуальных особенностей (болезни, тяжелых жизненных обстоятельств) и т.д.

Информация о работе Принцип справедливости в уголовном праве России