Преступления против избирательных прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, доклад

Краткое описание

Статья 2 Конституции РФ устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства». Статья 7 КРФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека, а возводится в ранг государственной политики. Глава 2 КРФ конкретизирует и развитие положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.

Оглавление

I. Общая характеристика преступлении против конституционных прав.
II. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
III. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
IV. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.
V. Фальсификация итогов голосования.
VI. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

доклад изберат.права.docx

— 49.98 Кб (Скачать)

В ч. 2 раскрывается состав преступления, альтернативный основному составу, закрепленному в ч. 1, который предусматривает:

  1. за использование в крупном размере помимо средств соответствующего избирательного фонда либо фонда референдума финансовой и (или) материальной поддержки кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, а равно поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
  2. за расходование в крупном размере пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.

Таким образом, объективная сторона данного  состава преступления (ч. 2) выражается в форме действия.5

     Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента оказания или использования указанной финансовой (материальной) поддержки.

    Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что оказывает незаконную финансовую (материальную) помощь в крупных размерах, использует при этом соответствующий способ ( ч.1 ст. 141.1 УК РФ) или использует, расходует ее ( ч.2 ст. 141.1 УК РФ), и желает выполнить эти действия.

Обязательным  признаком субъективной стороны  преступления по ч.1 рассматриваемой статьи являются специальные цели:

  • достижение определенного результата нам выборах (референдуме);
  • проведение избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
  • выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме – подлежит установлению при использовании в крупном размере помимо средств  соответствующего избирательного фонда или фонда референдума финансовой (материальной) поддержки.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, общий. Им является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, необходим специальный субъект. Им может быть:

  • кандидат, участвующий в избирательной кампании;
  • его уполномоченный представитель по финансовым вопросам;
  • уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения;
  • уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

     Под кандидатом понимается лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе ( палате органа ) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

  1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

     Непосредственным предметом преступления, предусмотренного ст. 142 
УК РФ, выступают избирательные документы (документы референдума). Бланкетная диспозиция отсылает нас к избирательному законодательству, в котором не дается ни определения «избирательные документы», ни их исчерпывающего перечня.

     В научной литературе приводятся различные точки зрения на понятие избирательного документа6. Приведем определение профессора В.В. Игнатенко, учитывающего юридические признаки избирательных документов. По его мнению, избирательными документами являются юридически значимые материальные носители информации о назначении, подготовке, проведении и результатах выборов с соответствующими реквизитами, которые позволяют идентифицировать документированную информацию7. Избирательные документы оформляются в соответствии с установленным порядком и имеют в избирательном процессе юридическое значение (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права, возлагают обязанности и др.).

     Избирательные документы предусматриваются законодательством о вы- 
борах. Федеральный закон от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»8 позволяет отнести к избирательным документам списки избирателей, бюллетени, открепительные удостоверения, протоколы об итогах голосования (подп. «и» п. 9ст. 21 и п. 1 ст. 30) и формулирует их перечень как открытый. Как верно замечает JI.C. Гетьман, конкретизация требований к избирательным документам, утверждение их формы, конкретизация порядка осуществления юридически значимых действий с избирательными документами осуществляется, как правило, подзаконными нормативными актами9. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме изготавливаемый исключительно по распоряжению соответствующей комиссии в определенных законом количестве, форме, сроках избирательный документ, выдаваемый избирателю, участнику референдума для участия в голосовании.

     Сведения об избирателях, участниках референдума - формируемый уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и направленный в соответствующую избирательную комиссию избирательный документ, на основании которого составляется список избирателей, участников референдума.

     Списки избирателей, участников референдума - составленный соответствующей избирательной комиссией в целях реализации прав избирателей, участников референдума избирательный документ, включающий предусмотренные законом сведения об избирателях, участниках референдума конкретного избирательного участка, а также другие обязательные данные и реквизиты.

     Протокол об итогах голосования - отвечающий установленным законом 
требованиям избирательный документ, которым соответствующая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования на соответствующей территории10. В ст. 142 УК РФ содержится три состава преступления.

     Объективная сторона первого преступления (ч. 1) характеризуется действием в виде фальсификации (т.е. полной подделки, искажения или подлога) избирательных документов, документов референдума. Преступление является оконченным с момента совершения действия.

     Второй состав преступления (ч. 2) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: 1) подделкой подписей избирателей, участников референдума в подписных листах; 2) заверением заведомо подделанных подписей (подписных листов). Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо особая характеристика субъектного состава (группа лиц по предварительному сговору или организованная группа), либо способ совершения преступления (подкуп, принуждение, применение насилия или угроза его применения, уничтожение имущества или угроза его уничтожения), либо наступление общественно опасных последствий (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества 
или государства). Преступление является оконченным либо с момента совершения соответствующих действий, либо с момента наступления последствий.

     Третий состав преступления (ч. 3) также характеризуется альтернативно 
предусмотренными действиями: 1) незаконным изготовлением избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме; 2) хранением либо 3) перевозкой незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий11.

     Субъективная сторона всех трех составов характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный применительно к ч. 1 (указан в статье) и к ч. 2 - при заверении заведомо подделанных подписей, подписных листов (указан в законодательстве о выборах и референдумах); применительно к 
остальным действиям, образующим объективную сторону, субъект преступления общий.

В ч. 1 ст. 142 УК РФ расширен круг субъектов преступления, заключающегося в фальсификации избирательных документов, документов референдума, среди которых названы не только члены избирательных комиссий и комиссий референдума, но и уполномоченные представители избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, а также кандидат или уполномоченный им представитель. Однако существует точка зрения, что данный перечень является неполным и его следует расширить за счет других участников избирательного процесса – доверенных лиц кандидата, избирательного объединения.12 Полагаем, что указанные категории участников избирательного процесса для целей уголовно-правового регулирования охватываются понятием «уполномоченный кандидатом представитель». К этой же категории будут относиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.  

 

  1. Фальсификация итогов голосования.

     Основным объектом рассматриваемого преступления выступает гарантированное Конституцией РФ свободное и равное осуществление избирательного права, права на участие в референдуме. Факультативным объектом могут быть нормальная деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

     Л.Г. Лихачева и А.Е. Постников отмечают, что в соответствии с действующим федеральным избирательным законодательством отличие итогов голосования от результатов выборов заключается в том, что итоги голосования подводятся в масштабах территории, являющейся частью соответствующего избирательного округа (как правило, это избирательный участок), и являются промежуточным результатом на пути определения результатов выборов13. Результаты выборов определяются на основе суммирования итогов голосования, полученных на территории всего избирательного округа.

     В структуру состава преступления включен предмет преступления, который могут составлять бюллетени, списки избирателей, списки участников референдума, протоколы об итогах голосования, протоколы об итогах референдума.

     Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения и предусматривает выполнение альтернативных действий в виде:

  1. включения неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании (дополнение количества изготовленных бюллетеней незарегистрированными избирательной комиссией (комиссией референдума) бюллетенями);
  2. представления заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума (передача в избирательную комиссию (комиссию референдума) данных, искажающих действительные сведения об избирателях (участниках референдума), касающиеся их фамилии, имени, отчества, даты рождения, документа, удостоверяющего личность, и др.);
  3. заведомо неправильного составления списков избирателей, участников 
    референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц (не достигших восемнадцатилетнего возраста, недееспособных, осужденных по приговору суда, умерших или лиц, которых не существует);
  4. фальсификации подписей избирателей, участников референдума в 
    списках избирателей, участников референдума (оставление подписей иными лицами вместо подписей соответствующих избирателей (участников референдума), как схожих с подлинной подписью, так и отличающихся от нее);
  5. замены действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума (изъятие бюллетеней из урны для голосования или из общей массы бюллетеней при их подсчете и представление на рассмотрение (подсчет) фальсифицированных бюллетеней);
  6. порчи бюллетеней, приводящей к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума (внесение пометок, делающих бюллетень недействительным, нарушение его целостности, подчистка и др.);
  7. незаконном уничтожении бюллетеней (физическая утрата бюллетеней 
    во время подсчета, их уничтожения до срока или в нарушение порядка, утвержденного ЦИК РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ);
  8. заведомо неправильном подсчете голосов избирателей, участников референдума (искажение фактического количества голосов избирателей (участников референдума));
  9. подписании протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;
  10. заведомо неверном (не соответствующим действительным итогам голосования) составлении протокола об итогах голосования (заверение организаторами выборов (референдума) несуществующих результатов голосования);

Информация о работе Преступления против избирательных прав граждан