Преступления против избирательных прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, доклад

Краткое описание

Статья 2 Конституции РФ устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства». Статья 7 КРФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека, а возводится в ранг государственной политики. Глава 2 КРФ конкретизирует и развитие положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.

Оглавление

I. Общая характеристика преступлении против конституционных прав.
II. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
III. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
IV. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.
V. Фальсификация итогов голосования.
VI. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

доклад изберат.права.docx

— 49.98 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию.

Байкальский Государственный Университет Экономики  и Права.

Кафедра Уголовного Права.

Факультет Государственного и Международного Права. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по Уголовному праву (особенная часть)

на тему:  

Преступления  против избирательных  прав граждан. 
 

Выполнил:

студент гр. ЮМ-08-2 Елисеева Анна

Проверил:

Христюк Анна Александровна 
 
 
 

Иркутск

2011 год.

    Содержание: 

  1. Общая характеристика преступлении против конституционных прав.
  2. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
  3. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
  4. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.
  5. Фальсификация итогов голосования.
  6. Список использованной литературы.
 
 
 

 

  1. Общая характеристика преступлении против конституционных прав.

     Статья 2 Конституции РФ устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».1 Статья 7 КРФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека, а возводится в ранг государственной политики. Глава 2 КРФ конкретизирует и развитие положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.

     В главе 19 УК РФ в соответствии с Конституцией РФ установлены не известные ранее российскому уголовному законодательству меры уголовной ответственности за нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина, за нарушение неприкосновенности частной жизни, за отказ предоставлению гражданину информации и др.

     Видовой объект преступлений, включенных в главу 19 УК РФ – конституционные права и свободы человека и гражданина.

     Непосредственный объект - конкретное конституционное право или свобода человека и гражданина, на которое посягает то или иное преступление. Ряд преступлений посягают на дополнительные объекты.

     Предмет преступления является либо необходимым признаком состава, либо квалифицирующим признаком. В ряде составов он факультативен или отсутствует. Потерпевшими являются физические лица, на чьи конституционные права и свободы было совершено посягательство, а так же при совершении ряда преступлений их близкие.

     С объективной стороны преступления, посягающие на конституционные права граждан, совершаются, как правило, путем активных действий. Однако в некоторых случаях возможно совершение таких преступлений и путем бездействия. Например, нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК), выразившееся в непроведении должного инструктажа по технике безопасности.

     По конструкции составы рассматриваемых деяний сформулированы законодателем в конкретных статьях по-разному, поэтому момент окончания у них будет различным. Так, отказ в предоставлении гражданину информации будет окончен лишь при наличии таких последствий, как причинение вреда правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК), воспрепятствование же осуществлению права на свободу совести и вероисповедания признается оконченным с момента осуществления такого действия, как воспрепятствование (ст. 148 УК). Наступившие же в этих случаях последствия (например, вред здоровью) данным составом преступления не охватываются и влекут за собой квалификацию по совокупности преступлений.

     С субъективной стороны все преступления против конституционных прав граждан, за исключением нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК), совершаются умышленно. При этом в некоторых случаях умысел может быть только прямым. Это касается таких преступлений, которые осуществляются путем принуждения, воспрепятствования или совершаются с конкретной целью (ст. 137, 141, 144 и др.). В остальных случаях умысел может быть как прямым, так и косвенным. Нарушение же правил охраны труда предполагает только неосторожную вину в виде легкомыслия или небрежности.

     Субъектом преступлений против конституционных прав или свобод гражданина может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В некоторых случаях в статьях данной главы Кодекса обозначены признаки специального субъекта, например должностного лица. Так, в ст. 140 УК прямо сказано: "Неправомерный отказ должностного лица". В ряде статей законодатель в качестве квалифицирующего признака соответствующих преступлений выделил лицо, использующее свое служебное положение.2    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Воспрепятствование  осуществлению избирательных  прав или работе избирательных  комиссий.

     В статье 32 Конституции РФ гражданам РФ гарантировано право избирать и быть избранными в орган государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме. Избирательные права граждан и порядок работы избирательных комиссий определяются федеральными законами.3

Объективная сторона преступления включает действия, которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий:

  • воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме ( не включение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдение за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установления итогов голосования и определение итогов голосования и определения результатов выборов), а так же воспрепятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах;
  • нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеней или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования);
  • воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности комиссий осуществлять деятельность в рамках предоставленных полномочий).

     Преступление может быть совершено и путем бездействия, т.е. неисполнения органами, учреждениями, их должностными лицами, а так же организациями возложенных на них федеральным законодательством обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлению их полномочий.

     Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (бездействий).4

     Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Содержание мотива и цели нарушения избирательных прав граждан не влияет на квалификацию преступления. Деяния, предусмотренные статьей 141 УК РФ, совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по статье 141 и 136 УК РФ.

Субъектом преступления является лицо, достигшее  возраста 16 лет.

Квалифицирующими  признаками (ч. 2 ст. 141 УК РФ) являются:

  • подкуп;
  • обман;
  • принуждение;
  • применения насилия;
  • угроза применения насилия;
  • использования служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. 1 и 2 ст. 141 УК РФ, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

     Подкуп состоит в материальном вознаграждении лично или через посредников (выплата денег, передача ценностей, освобождение от уплаты долга, предоставление материальных выгод иного рода) свидетеля потерпевшего,  эксперта или переводчика за дачу ими  ложных показаний, заключений либо неправильный перевод. Данными понятиями охватывается, и обещание виновного предоставить указанным лицам выгоду имущественного характера в будущем. Материальное вознаграждение в этом случае может быть вручено после совершения обусловленных соглашением действий.

     Обман- введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается и намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.

     Насилие – побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а так же совершения других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий. Угроза применения насилия - это запугивание потерпевшего применением к нему физического насилия. Она должна быть реальной. Моментом предполагаемой ее реализации может быть как настоящее, так и будущее время.

     Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК РФ. Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

     В части 3 ст. 141 УК РФ предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения  в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а так же вопросы, вмешательство в решении которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141 УК РФ, подробно указаны в законе.        

  1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
 

     Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией справедливого и равного права гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Составы преступления выражают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

     Основной объект преступного посягательства - гарантированное Конституцией равноправие граждан на реализацию своего избирательного права или права на участие в референдуме. Факультативными объектами могут быть интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в форме действия:

  1. в передаче кандидату, избирательному объединению либо инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума денежных средств, минуя соответствующий избирательный фонд либо фонд референдума, а равно материальных ценностей без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда либо фонда референдума;
  2. в расходовании не перечисленных в избирательные фонды либо в фонды референдума денежных средств;
  3. в выполнении оплачиваемых работ, реализации товаров, оказании платных услуг без оплаты из соответствующего избирательного фонда либо фонда референдума или с оплатой из соответствующего избирательного фонда либо фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам;
  4. во внесении пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

     Указанное преступное поведение должно быть осуществлено в крупном размере. 
Крупным размером признается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают 0,1 часть предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения соответствующего деяния, но не менее 1 млн. руб.

Информация о работе Преступления против избирательных прав граждан