Преступление: признаки, состав, виды.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему и порядок назначения наказаний, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Единственным источником данной отрасли права является Уголовный кодекс Российской Федерации.
Согласно ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом под угрозой наказания. В данном определении перечислены признаки преступления: виновность, общественная опасность, противоправность, наказуемость деяния.

Файлы: 1 файл

Основы права.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных - по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Стоит отметить, что на протяжении многих десятилетий края, области, города Москва и Санкт-Петербург не признавались субъектами Российского федеративного  государства. Эволюция их конституционно-правового  статуса, прошла три этапа:

1. преобразование из административно-территориальной  единицы в территориальное образование  с правами автономии (вторая  половина 1980-х годов до подписания 31 марта 1992 г. Федеративного Договора);

2. приобретение краем, областью  правового статуса государственно-территориального  образования с правами субъекта  РФ (период до принятия Конституции  РФ 1993 г.);

3. современный этап конституционного  развития, когда края, области, города  федерального значения являются  полноправными субъектами Федерации.

Края, области, города федерального значения не имеют выраженной национальной специфики. Это отличает их от республик в  составе РФ Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Указ соч. С.189.

Название «край» - дань истории  России. В нашей стране края (кроме  Приморского) возникли в качестве административно-территориальных  единиц, в состав которых первоначально  входила какая-либо автономная область. В настоящее время все они  являются самостоятельными субъектами Федерации и де-факто ничем не отличаются от областей.

Города Москва и Санкт-Петербург - крупнейшие экономические, финансовые и культурные центры страны, обладающие теми же полномочиями, что и края, области. Одновременно Москва является столицей России. Будучи полноправным субъектом РФ, Москва представляет собой и муниципальное образование. Ее органы публичной власти (мэр, городская  дума) параллельно выполняют функции  органов местного самоуправления.

Для конституционного статуса субъектов  федерации характерно наличие следующих  элементов: устава; своего законодательства; территории, границы которой могут  быть изменены только с взаимного  согласия органов власти сопредельных субъектов РФ; системы органов  публичной власти: однопалатные (за исключением Свердловской области) законодательные (представительные) органы (дума, законодательное собрание и  пр.) и главы администраций (губернатор, мэр и т.п.), возглавляющие исполнительную власть. Здесь также образуются уставный суд и мировые судьи. Как и  республики в составе РФ, края, области, города федерального значения обладают собственностью, устанавливают свою символику (обычно герб и флаг) и  столицу.

В настоящее время в составе  РФ находится 1 автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. Еврейская автономная область оказалась единственной автономией такого типа, которая в 1991 году не была преобразована в республику. Вместе с тем она уже не входит в состав Хабаровского края и ее конституционный статус абсолютно  идентичен статусу краев и  областей. Аналогичное правовое положение  имеет Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом  РФ от 17 июня 1992 года входит в РФ непосредственно  и не является частью Магаданской  области. Данный закон рассматривался Конституционным Судом РФ и был  признан соответствующим Российской Конституции.

Остальные девять автономных округов  входят в состав края либо области, и это, как указал в своем постановлении  Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 14.07.97 '' О толковании содержащегося  в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении  автономного округа в состав края, области. // Российская газета № 139 (1749), 22.07.97 от 14 июня 1997 г. № 12-П Конституционный  суд России: … означает такое  конституционно - правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ - края или области. Это состояние определяет особенности статуса, как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов РФ обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно - правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. "Вхождение" не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией РФ. Равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции РФ не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.

Вхождение автономного округа в  состав края, области означает наличие  у края, области единых территории и населения, составными частями  которых являются территория и население  автономного округа, а также органов  государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях  и в пределах, предусмотренных  федеральным законом, уставами соответствующих  субъектов РФ и договором между  их органами государственной власти. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные  и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление  части своих полномочий друг другу  на добровольной основе, по договору между  соответствующими органами государственной  власти либо в иной форме, в том  числе путем принятия закона края, области или автономного округа

 

3.Ответственность  в семейных правоотношениях.

Особенность юридической ответственности, закрепляемой нормами семейного права, — ее тесная связь с моральной ответственностью. Об этом свидетельствует одно из основных начал семейного законодательства, которое исходит из необходимости ответственности перед семьей всех ее членов (ст. 1 СК).

Непосредственно нормами семейного права установлена имущественная ответственность членов семьи. В соответствии со ст. 45 СК по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.                                         

Взыскание обращается на общее имущество  супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все полученное по обязательствам одним из супругов было использовано на нужды семьи. При недостаточности  этого имущества супруги несут  по указанным обязательствам солидарную (совместную) ответственность имуществом каждого из них. Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов было приобретено или увеличено за счет средств, подученных одним из супругов преступным путем, взыскание может быть обращено на общее имущество супругов или на его часть.

Ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, определяется гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 115 СК при образовании  задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением. При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки (законная неустойка). Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

Однако в случаях, когда нормы семейного права нарушаются лицами, не связанными брачно-семейными отношениями, вместо имущественной ответственности они привлекаются к другим видам юридической ответственности. Установление такой ответственности предусмотрено за несообщение администрацией организации судебному исполнителю сведений о новом месте жительства лица, обязанного уплачивать алименты (ст. 111 СК); сокрытие ребенка от передачи его на воспитание в семью (ст. 122 СК); посредническую деятельность по усыновлению детей (ст. 126.1 СК); разглашение тайны усыновления ребенка (ст. 139 СК).

 Ответственность брачующихся.

Перед государством в связи с  укреплением брака как основы семьи в российском обществе стоят  не только экономические проблемы, направленные на материальную поддержку  этого общественного учреждения, но и юридические, связанные с  совершенствованием семейного законодательства. Обеспечение должной правовой базы необходимо в сфере брака и семьи, поскольку право выполняет в обществе не только регулятивные и охранительные функции, а также превентивные и воспитательные. Абсолютно бесспорным является утверждение, что брак занимает центральное место в институте семьи, поскольку имеет основополагающее значение для возникновения не только отношений супружества, но и иных отношений, складывающихся между членами семьи. Традиционно в России брак и семья расценивались как частное дело, брачно-семейные отношения не подвергались детальной правовой регламентации, и в настоящее время вмешательство государства в эту сферу общественных отношений не является всеобъемлющим. Брак как учреждение общественное до возникновения государства и права находился в ведении обычаев, традиций, религии, морали и нравственности. Исторически на стабильность в семье оказывали воздействие правильное распределение властных полномочий, надлежащее выполнение каждым членом семьи определенных функций. Общественные отношения в семье отличались самоорганизованностью, самоуправляемостью и саморегуляцией. С целью материального стимулирования рождаемости, поддержки молодых семей и женщин, желающих иметь детей, увеличен размер пособий по уходу за ребенком. Кроме повышения размера пособий по уходу за ребенком, предполагается ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание, увеличить родовые сертификаты в женских консультациях и родильных домах. Отдельного внимания заслуживает предложение Президента о «базовом материнском капитале», предоставляемом в распоряжение женщины, родившей второго ребенка. К сожалению, многие положения пока носят декларативный характер, требуется принятие специальных нормативно-правовых актов с целью их реализации, а также обеспечить экономическую базу.  
Брак по российскому законодательству — не только свободный или добровольный, но и равноправный или взаимный союз мужчины и женщины. Свобода (добровольность) и равные права (взаимность) мужчины и женщины, вступающих в брак, — первое условие для заключения брака. Наше законодательство признает лишь разнополые браки.  
Главным условием заключения брака считается достижение брачного возраста лицами, вступающими в брачный союз. В соответствии с п. 1 ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) установлен единый брачный возраст для обоих полов — 18 лет. Государственная политика направлена на снижение брачного возраста. Так, при наличии определенных уважительных причин в брак могут вступать лица, достигшие 16-летнего возраста, с разрешения органа местного самоуправления по месту жительства этих несовершеннолетних лиц, согласие родителей таких брачующихся не требуется. С просьбой на получение разрешения обращаются сами несовершеннолетние граждане. Законодательством отдельных субъектов РФ допускается вступление в брак и до 16 лет, порядок и причины таких браков устанавливаются на региональном уровне. Нарушение условий заключения брака (отсутствие добровольности и взаимного согласия лиц, вступающих в брак, не достижение брачного возраста) влечет его недействительность. Наряду с условиями, необходимыми для заключения брака, закон называет обстоятельства, запрещающие брак. Первым, препятствующим браку обстоятельством, названо наличие другого зарегистрированного брака. СК РФ запрещает двоеженство и двое мужество (ст. 14). Такое положение соответствует принципу моногамии. Брак, заключенный лицом, состоящим в другом зарегистрированном браке, признается недействительным. Нарушение данного принципа влечет наступление мер гражданско-правовой ответственности для недобросовестной стороны (возмещение убытков, компенсация морального вреда).  
Абсолютно правильна политика государства на установление единобрачия, которая способствует не только упорядочению брачных отношений, но и укреплению здоровья и супругов, и их потомства. Нельзя согласиться с высказываниями отдельных депутатов, партий и фракций по узакониванию полигамии для граждан России, исповедующих определенные религии (например, ислам), которые допускают подобные формы брака. Ведь даже в странах мусульманского права многоженство может иметь место лишь при определенных обстоятельствах (материальное положение мужчины и др.). Хотя следует отметить, что, несмотря на негативное отношение государства к полигамии, в России фактически такие отношения складываются. Вероятно, следует принять радикальные меры, допустим, установление уголовной ответственности за подобные преступления — вступление в новый брак при наличии другого зарегистрированного брака и назначение строгого наказания. Целесообразно было бы законодательно закрепить обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак и находящихся в репродуктивном возрасте. Если лицо при заключении брака скрыло наличие венерического заболевания или ВИЧ-инфекции, то это является основанием для признания брака недействительным. Данные ограничения направлены на защиту прав и законных интересов добросовестного супруга и возможного потомства, так как заболевания, при наличии которых брак признается недействительным, являются «наследственными». Следует отметить, что, исходя из смысла ст. 15 СК РФ, наличие заболеваний, передающихся половым путем, не является абсолютным препятствием для заключения брака, как указанные ранее обстоятельства: наличие другого зарегистрированного брака или состояние в родстве или усыновление, которые влекут ничтожность брачного союза независимо от воли лиц, его заключивших. Признание брака недействительным при сокрытии одним из супругов болезни производится по заявлению другого супруга. Однако только государству с существующими проблемами не справиться, даже если законодательство в этой области общественных отношений будет совершенным, необходимо повышать не только правовую культуру и общественное сознание населения, но и оздоровлять его морально-нравственное состояние. Высокий уровень морали и нравственности в обществе решил бы проблему необходимости внесения некоторых положений в закон.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс РФ.
  2. Конституция РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.

 

 


Информация о работе Преступление: признаки, состав, виды.