Преступление: признаки, состав, виды.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему и порядок назначения наказаний, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Единственным источником данной отрасли права является Уголовный кодекс Российской Федерации.
Согласно ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом под угрозой наказания. В данном определении перечислены признаки преступления: виновность, общественная опасность, противоправность, наказуемость деяния.

Файлы: 1 файл

Основы права.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

1. Преступление: признаки, состав, виды.

Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему и порядок назначения наказаний, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Единственным источником данной отрасли права является Уголовный кодекс Российской Федерации. 
Согласно ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом под угрозой наказания. В данном определении перечислены признаки преступления: виновность, общественная опасность, противоправность, наказуемость деяния. 
Под преступным поведением в уголовном праве понимается активное (действие) или пассивное (бездействие) проявление поведения человека во внешнем мире. Уголовный закон упоминает такие выражения, как деяние, действие, деятельность, поведение, поступок, т.е. преступление могут образовывать все виды человеческой деятельности, независимо от степени их сложности. 
Обязательные признаки преступного деяния, влекущие применение мер уголовной ответственности, — это сознание и воля. 
Воля — это единый комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) субъектов. Лицо не может привлекаться к уголовной ответственности, если оно действует против своей воли, под влиянием физического принуждения или непреодолимой силы. 
В уголовном законодательстве различают две формы преступного поведения: действие и бездействие. Разграничение этих форм преступного поведения используется в ст. 714 УК РФ, оно положено в основу конструкций конкретных видов преступлений особенной части УК РФ. Самая многочисленная группа преступлений представляет собой действия (около двух третей). Вторая по степени распространенности группа — преступления в виде бездействия, т. е. такие преступления, объективная сторона которых выражается в несовершении лицом того действия, которое надо было совершить. Третья группа представлена смешанными преступлениями, объективная сторона которых выражается как в действиях, так и в бездействиях. 
Таком образом, как действие, так и бездействие представляют собой самостоятельные, автономные формы внешнего проявления преступного поведения, обладающие общими и специфическими признаками, позволяющими выделять их в объективном мире. 
Внешнее проявление всякого действия выражается в виде движения, преступное действие проявляется посредством отдельных телодвижений. 
Уголовно-правовое действие имеет сложный характер, когда законодателем оно определяется как «промысел», «деятельность», «систематичность», «неоднократность». Законодательством установлены следующие формы внешнего выражения действия: физическое воздействие, слово и жест. 
Наиболее распространенная форма преступного действия — физическое воздействие на объект преступного посягательства. 
Бездействие — это пассивная форма поведения, которая заключается в воздержании от всякого движения. Преступное воздействие при бездействии выражается в том, что лицо не совершает определенного действия, которое общественно необходимо для сохранения и укрепления охраняемого в качестве объекта отношения и поэтому для преступника юридически обязательно. 
Преступное бездействие может выражаться в единичном не совершении необходимого действия. А может выражаться в системе актов, что, например, имеет место при халатности, когда должностное лицо систематически не выполняет возложенных на него по службе обязанностей. 
Необходимым признаком преступления является общественная опасность, что означает, что преступление производит негативные изменения в социальной действительности, нарушает упорядоченность системы общественных отношений. 
Под уголовной противоправностью в теории уголовного права принято понимать запрещенность преступления соответствующей уголовно-правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. 
Состав преступления — это система предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. 
Объектом преступления признается общественное отношение, охраняемое уголовным законом, которому преступлением причинен или может быть причинен существенный вред. 
К объективной стороне преступления относятся характеристики самого деяния: это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, его вредоносные последствия, а также причинно-следственная связь между ними. 
В качестве признака объективной стороны деяние может выступать в двух формах: преступного действия или бездействия. Преступное действие — это акт активного поведения, запрещенного законом (например, кража). Преступное бездействие — акт запрещенного пассивного поведения, т.е. не совершение лицом таких действий, которые оно должно было совершить для предотвращения вредных последствий. 
Субъект преступления — лицо, совершившее преступление и способное нести за него уголовную ответственность. По общему правилу, уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые преступления — с 14 лет. 
Субъективная сторона преступления — это психическое отношение лица к совершенному им деянию, включающее в себя мотивационную, интеллектуальную и волевую стороны психических процессов. Юридическими признаками, характеризующими субъективную сторону преступления, являются вина, мотив и цель. 
Виды преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: 
1) преступления небольшой тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы; 
2) преступления средней тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы; 
3) тяжкие преступления? умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, максимальное наказание за которые более 5 лет лишения свободы; 
4) особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает десять лет лишения свободы или предусмотрено более строгое наказание.

2.Конституционные  основы системы органов государственной  власти РФ.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация является федеративным государством. Федеративное устройство России имеет главным своим назначением установление оптимального соотношения между государственным целым и его частями, позволяющего преодолевать негативные последствия, как излишней централизации, так и сепаратизма, раздробленности, а также приближать власть и управление к интересам всех групп населения и всех граждан. Именно федерализм дает выход стремлению территориальных общностей к самостоятельности и свободному развитию.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва - город федерального значения, субъект Российской Федерации. Ее статус в этом качестве определен Уставом - Основным Законом города Москвы, принятым Московской городской Думой 28 июня 1995 г. Москва является Столицей Российской Федерации, Статус столицы устанавливается федеральным законом Российской Федерации о статусе столицы Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 18 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2863., Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Эти субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, являются равноправными.  Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Конституционно-правовой статус субъектов  Федерации устанавливается в  первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми  актами. Статус республики, входящей в  Федерацию, определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а  статус входящих в Федерацию края, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом стоит  отметить, что и уставы, и конституции  субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции  в республике - и тот и другой регулируют сходные виды правоотношений. При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов  в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти края, области, города федерального значения и т.д., принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных  и исполнительных органов автономной области, автономного округа может  быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Ряд прав субъектов РФ вытекает из Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федерального Договора о разграничении  предметов ведения и полномочий (1992 г.), договоров РФ с отдельными субъектами Федерации о разграничении  предметов ведения и полномочий.

Субъект РФ не может в одностороннем  порядке изменить свой статус. Но Конституция  РФ в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможность  изменения статуса субъекта РФ по взаимному согласию РФ и ее субъекта. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы РФ, не могут противоречить  ее Конституции, которой отведено главенствующее место в определении статуса  субъектов. Вместе с тем в своих  основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут  и должны учитывать имеющиеся  у них особенности, в числе  которых специфические особенности  их территории и проживающего на них  населения, в том числе особенности  его национального состава.

Преобразование конституционно - правового  статуса субъекта, например области  в республику или, наоборот, в принципе может привести и к его переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации, видимо, возможно, и в рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономного округа из состава края или области. Регулирование изменения статуса субъекта РФ должно осуществляться на основе федерального конституционного закона.

Правовой статус субъекта РФ может  быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической  зоны. Например, особая экономическая  зона в Калининградской области  установлена Федеральным законом  от 22 января 1996. Статус особой экономической  зоны предоставляет органам государственной  власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в  области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций.

Равноправие субъектов Федерации  проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72, 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ее и субъектов Федерации ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Конституция РФ не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения РФ и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, оставляя за субъектами право, реализовать свои полномочия в сфере совместного ведения. Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов - федеральных и субъектов Федерации - точностью определять пределы полномочий субъектов РФ, что, конечно, не исключает возможности возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции.

Конституция РФ предоставляет субъектам  Федерацию важную гарантию: поскольку  их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам  и в случае противоречия действует  федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного  ведения субъектов Федерации  приоритет отдается их законам и  нормативным актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу исключительного ведения  субъектов РФ.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему в правовую систему  субъектов РФ входят конституция (в  республиках), уставы (в других субъектах), законы, подзаконные акты, которая как бы образует собственное конституционное право, однако которое не разрывает единого поля конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации. Проверку соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ осуществляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Право на такой запрос имеют также Президент России, Совет Федерации, Госдума и ряд других органов. Конституционный суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

По своей юридической силе конституции  республик и уставы других субъектов  Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.). Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъективность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.д. Российская Федерация координирует международную деятельность субъектов Федерации.

Система органов государственной  власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они при этом обязаны  соблюдать: 1) чтобы эта система  соответствовала основами конституционного строя РФ (что в частности, означает разделение и самостоятельность  трех властей; законодательной, исполнительной и судебной); 2) система органов  власти должна строиться на основе общих принципов организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Республики - субъекты РФ - это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Поэтому власть в этих государствах не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленный федеральной конституцией. Они не вправе нарушать государственную целостность России, не имеют права выхода из состава Федерации. Республики образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся: Конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены, только с их взаимного согласия.

Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а  границы республики, находящиеся  в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без  ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация.

Республики самостоятельны в определении  государственных языков. В органах  государственной власти, органах  местного самоуправления, государственных  учреждениях республик эти языки  употребляются наряду с государственным  языком РФ, т.е. русским языком. В  республиках, в которых титульная  нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном  Дагестане. Практически все республики признают и гарантируют права  всех на наций на пользование своим  языком и на его развитие. Они  самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Республика вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

Конституции республик обычно предусматривают  свое гражданство, хотя подчас не учитывают, что гражданство в РФ относится  к ведению Федерации. Так, в силу того, что это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, правом принятия в гражданство обладает только РФ.

Как мы уже отмечали, в соответствии с Конституцией РФ все республики равноправны. Однако де-факто статус некоторых из них существенно  расходится с конституционными положениями. Например, по Договору РФ и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г., целый  ряд исключительных конституционных  полномочий России отнесен к совместному  ведению РФ и Татарстана, а многие вопросы совместного ведения  РФ и ее субъектов - к самостоятельным  полномочиям Татарстана.

Информация о работе Преступление: признаки, состав, виды.