Правоохранительные органы и организованная преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: дать оперативно–розыскную характеристику преступлений совершаемых организованной преступностью, рассмотреть организацию деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел в борьбе с организованной преступностью, определить элементы оперативно–розыскной тактики в борьбе с организованной преступностью, а также проанализировать проблемы борьбы с организованной преступностью.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..…...…5

1 Общая характеристика преступлений совершаемых организованной преступностью…………………………….……………………………..…..…...7

1.1 Понятие организованной преступной деятельности ……………………….7

1.2 Участники организованной преступной деятельности …………….…….10

1.3 Виды преступлений совершаемых участниками организованной преступной деятельности …………………………………………..…….….…15

2 Организация деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью …………………………..……………….…..18

2.1 Виды органов по борьбе с организованной преступностью ………...…..18

2.2 Методы и задачи правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью…………………………………..……...……21

3 Оперативно-розыскная тактика применяемая правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью…………………….…..24

3.1 Основные тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью………………………………….…24

3.2 Оперативно-розыскное прогнозирование как метод борьбы с организованной преступностью………………………………………………26

3.3 Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью …………………………………………….………………..…...30

Заключение………………………………………………………….. ……....…..32
Список использованной литературы…………………………… ……………..34

Файлы: 1 файл

гот контр.docx

— 79.56 Кб (Скачать)

       Оперативно-розыскная  тактика  по  своему содержанию предполагает: мышление оперативного  работника,  включающее оценку оперативно–тактической ситуации, собственных сил, средств  и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны – преступной среды; выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работника, либо по его заданию (поручению) лиц, оказывающих содействие;

сами  действия, их последовательность, линию  проведения, корректируемые в зависимости от развития ситуаций (получение подкреплений или наоборот).

           Как уже было отмечено, тактику борьбы с  организованной преступностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка её системы (структур, их состав, лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений  с  государственными  органами,  повседневной жизни членов преступных объединений) с другой – так называемая «активная оборона».

       Широкие возможности для совершенствования  организации и тактике оперативно–розыскной деятельности заложены  в  Федеральном  законе «Об оперативно–розыскной деятельности». В этом законе определены  следующие оперативно–розыскные  мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; проверочная закупка16.

       Закон предполагает, что  процесс и результаты  проведения  указаний оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного учета для последующей оценки и использования в уголовном судопроизводстве.

       Оперативное внедрение предполагает  внедрение штатных сотрудников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно–розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества.

       Контролируемая  поставка предполагает поставку, покупку, продажу, перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и нелегальном  обороте.  Могут  проводить иные контролируемые операции с предметами, являющимися орудием  или  средством  совершения преступления, либо предметами, добытыми преступным путём, либо предметами, операция с которыми образует состав преступления.

       Проверочная  закупка – оперативно–розыскное  мероприятие, широко применяемое в деятельности подразделений  по  борьбе  с  экономическими преступлениями.

       Оперативный эксперимент предполагает создание или воспроизведение условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в принадлежности к организованной группе, а также для обнаружения возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений. При этом в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших17. 
 

       3.2 Оперативно-розыскное прогнозирование в борьбе с организованной преступностью 

       По  мере того как оперативно-розыскная деятельность получает правовую и теоретическую базу, её функции становятся все более многогранными, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих её предмет. Одна  из  таких возможностей реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой охватываются явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие  выбор  оперативно-розыскной  тактики в решении задач борьбы с организованной преступностью.

       Возможность  предвидения  заложена  в  самой  природе человеческих понятий, которые  складываются  даже в процессе стихийно–эмпирического познания. Прогнозу как средству управления социальными процессами и регулятору тактических решений в сфере  оперативно–розыскной деятельности присущи  те же функции, что и прогнозу вообще. К такого рода функциям обычно относят: выявление характера изменения определенной ситуации в условиях, когда на неё действуют стихийно складывающиеся влияния;  анализ изменения ситуаций в условиях, когда на неё оказывается определённое действие и когда известны цели и средства  его  осуществления; определение характера ситуации, из которой  необходимо  исходить для достижения поставленной цели; выявление  изменения  частных  целей  и  средств  при достижении главной цели18.

       Все эти виды  прогнозирования –  не что иное, как получение информаций о явлениях, которые не существуют в момент, когда делается прогноз. В оперативно–розыскном прогнозировании  можно выделить несколько типов  предвидения.

       1. Предвидение  наступления  каких–либо  событий на основе  простой повторяемости  тех  или  иных  явлений. Оно  базируется  на  установлении связей между наблюдаемыми явлениями. Например, с наступлением рабочего дня ежедневно на определённом объекте появляются те или иные лица, и есть возможность визуально наблюдать и фиксировать их контакты. Прогноз предполагает повторение той же ситуации и в день проведения необходимых оперативно–розыскных действий.

       2.Предвидение по аналогии: если в аналогичной ситуации, как правило, человек действует  определенным  образом, то  следует  ожидать  таких  же действий и в данной ситуации. Предвидение по аналогии позволяет определять место и время вероятного появления преступников; оно  используется для оперативного прикрытия объектов с целью выявления карманных воров, мошенников, спекулянтов, грабителей.

       Применяется предвидение по аналогии для установления оперативного наблюдения и принятия оперативно–профилактических мер  к лицам, отбывшим уголовное наказание, получившим отсрочку исполнения наказания, условно осужденным.

       3. Предвидение  на  основе  специфики  объекта. Аналогия далеко  не всегда обеспечивает верный прогноз, а следовательно, и верное тактическое решение. Объясняется это индивидуальными особенностями людей, которые даже в аналогичных условиях «заставляют» их по разному вести себя. Например, не все ранее судимые, даже за тяжкие преступления, вновь совершают преступления; далеко не все, кто временно не работает, попадают в среду преступников; не все безнадзорные подростки совершают кражи.

       Все типы оперативно–розыскного прогнозирования  благоприятно сказываются на качестве ОРД во всех её формах.

       Во–первых, повышается темп оперативно–розыскных мероприятий, поскольку  тактическое  прогнозирование  заставляет  принимать  решения  и действовать.

       Во–вторых, оно способствует стремлению к пополнению информации, а  в  результате повышают активность оперативно–розыскной деятельности.

       Таким образом, будучи важнейшим  элементом  оперативно–розыскной тактики, сам процесс прогностического мышления стимулирует поиск новых фактов, углубление в изучение соответствующих лиц или среды, способствует совершенствованию познавательной деятельности оперативных работников уже тем, что требует сбора дополнительной информации, без которой «видение», а точнее предвидение оказывается неясным.

       В–третьих, благодаря оперативно–розыскному  прогнозированию  используются многие резервы  для  пополнения  информации. Такие  резервы имеются фактически в любой ситуации. Это оперативные контакты в среде ОПФ; проверки по оперативно–розыскному учету соседних органов внутренних дел и в регионах, где проверяемый мог ранее проживать, имеет родственников и связи; негласная оперативная проверка связей проверяемого.

       В–четвёртых, получение оперативно–розыскных прогнозов существенно повышает качество тактических решений, в частности за счет более полной осведомлённости, достигаемой в ходе прогнозирования. При этом действует основная закономерность тактики: чем выше осведомленность, тем эффективнее оперативно–розыскные мероприятия.         Оперативно–тактический прогноз  сплошь и рядом  при  его  высокой точности непосредственно «диктует» тактическое решение, обеспечивая достижение цели оперативно–розыскного мероприятия, обнаружения преступников, оружия, похищенных предметов в конкретных местах, «высчитанных» с помощью прогнозирования.

            В–пятых, оперативно–розыскное прогнозирование гарантирует от ошибок в работе с негласными сотрудниками при использовании средств оперативной техники и методов оперативно–розыскной деятельности. Эти гарантии обусловлены тем, что оперативный работник, принимая тактические решения, должен оценивать свои личные  возможности, свою  сумму  качеств, свойственных агентам, предвидеть условия, в которой они будут действовать.

       Прогнозирование таких например, «воздействий», как проверка негласных сотрудников членами ОПГ, вероятность двурушничества  негласного сотрудника, а также возможность нежелательной для него  встречи в среде преступников  обеспечивает  отбор негласных сотрудников для выполнения заданий, их подготовку, отработку заданий, линий поведения и тактики выхода из сложных ситуаций, наконец, организацию мер подстраховки оперативных работников и негласных сотрудников, выполняющих наиболее сложные задания.

       3.3 Оперативно–аналитический  поиск в борьбе  с организованной  преступностью 

       В борьбе с организованной преступностью  оперативно–аналитический поиск имеет  специфические свойства, которые  проявились в практике специализированных оперативных аппаратов.

       Специфика заключается в том, что в ходе оперативной  проверки в большинстве случаев складываются сложнейшие ситуации: с одной стороны, необходима  переработка  огромного массива разноплановой информации, с другой – вынужденная экстренность  оперативно–розыскных и следственных мероприятий  с  целью  недопущения  тяжких  последствий. И ещё одно весьма существенное обстоятельство: оперативная проверка может быть формально завершена, члены ОПГ привлечены к уголовной ответственности, но оперативный интерес к структурам организованной преступности сохраняется, как и сохраняют своё значение добытые  разработкой материалы19.

       При сохранении и совершенствовании  всех  оперативно–тактических возможностей традиционных подразделений полиции в получении  любой информации из любых источников о проявлениях  организованной преступности специализированная служба ориентирована на глубокую разведку среды, в которой действуют и общаются участники организованной преступной деятельности, на изучение явлений и фактов, которые её составляют или о ней свидетельствуют.

       Анализ  материалов уголовных и оперативных  дел позволил установить признаки существования  «центров», контролирующих и направляющих преступную деятельность  мошенников, рэкетиров, молодежных  хулиганствующих группировок. Аналитический поиск ведется непрерывно. При    осуществлении есть необходимость так называемой «независимой» оценки всех  старых  и вновь возникающих материалов о чьей либо преступной деятельности. Анализируются факты, события, отношения, связи, соотношения различных преступных действий. Такой анализ позволяет найти признаки организованной преступности, пределы её локализации (параметры) и определить направления и содержание оперативно–розыскных мер, необходимых для пресечения этой деятельности и путём принятия  оперативно–профилактических  мер, путём  обеспечения  применения уголовного закона.

       Разновидностью  аналитического поиска является экономический  анализ деятельности фирм, банков, предприятий. Он «высвечивает» оборотные средства преступных организаций, их отчислений на оперативно–розыскные мероприятия организованной преступности и поддержание жизнедеятельности, неуязвимости её структур.

       Экономический анализ представляет исходные данные о новых лицах, каким-либо  образом  связанных  с  преступными структурами, обеспечивает уяснение «технологии» функционирования преступных формирований и поступления материальных и денежных средств. Такая осведомленность необходима для документирования действий лиц, вовлеченных в организованную преступную деятельность.

       Оперативный и аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью  ведется  непрерывно  с использованием всех тактических возможностей специализированных оперативных аппаратов. Цель оперативного и аналитического  поиска – получение  из  любых  источников  информации  о признаках организованной  преступной  деятельностью.

       Заключение
 

     Проведённое нами исследование показало, что организованная преступность является одним из наиболее опасных основных видов преступной деятельности и имеет ярко выраженную антисоциальную направленность. Она стремится проникнуть во все сферы социально-экономической и политической общественной жизни.

Информация о работе Правоохранительные органы и организованная преступность