Правоохранительные органы и организованная преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: дать оперативно–розыскную характеристику преступлений совершаемых организованной преступностью, рассмотреть организацию деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел в борьбе с организованной преступностью, определить элементы оперативно–розыскной тактики в борьбе с организованной преступностью, а также проанализировать проблемы борьбы с организованной преступностью.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..…...…5

1 Общая характеристика преступлений совершаемых организованной преступностью…………………………….……………………………..…..…...7

1.1 Понятие организованной преступной деятельности ……………………….7

1.2 Участники организованной преступной деятельности …………….…….10

1.3 Виды преступлений совершаемых участниками организованной преступной деятельности …………………………………………..…….….…15

2 Организация деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью …………………………..……………….…..18

2.1 Виды органов по борьбе с организованной преступностью ………...…..18

2.2 Методы и задачи правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью…………………………………..……...……21

3 Оперативно-розыскная тактика применяемая правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью…………………….…..24

3.1 Основные тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью………………………………….…24

3.2 Оперативно-розыскное прогнозирование как метод борьбы с организованной преступностью………………………………………………26

3.3 Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью …………………………………………….………………..…...30

Заключение………………………………………………………….. ……....…..32
Список использованной литературы…………………………… ……………..34

Файлы: 1 файл

гот контр.docx

— 79.56 Кб (Скачать)

       А в 2007 – 2008 гг. ежедневно на  территории  Российской  Федерации совершалось около 800 преступлений, связанных с незаконным завладением автомототранспортом.  Раскрываемость их невысока и составила в 2007 году: по кражам – 21 %,  угонам – 57,1 %,  разбойным нападениям – 43,8 %, грабежам – 21,9 %. Прослеживается  устойчивая тенденция перегона похищенного транспорта для сбыта или использования в личных целях в страны ближнего и дальнего зарубежья.

       Организованные  преступные нападения на грузы, приобретают  характер весьма серьёзной угрозы национальной безопасности. Удельный вес регистрируемых краж грузов в 2006–2008 х гг. в общей  структуре  преступности  на российском транспорте превысил 52%. За 2008–2010 гг. количество регистрируемых краж грузов увеличилось более чем в 2 раза. Около 50 хищений в крупных и особо крупных размерах приходится на хищения грузов экспортно–импортного значения8. Преступные действия расхитителей носят всё более организованный характер, отличаются квалифицированным распределением  ролей,  поиском устойчивых  каналов сбыта, осведомлённостью об особенностях  переработки и охраны  грузов, установлением связей  между работниками транспорта, клиентуры и эксцентричных организаций.

       Проституция в России приобретает всё более  организованный характер. Несмотря на то, что проституция – деяние не уголовно–наказуемое, эта категория, с одной стороны, является элементом преступной среды, с другой – нередко включена непосредственно в преступные организации разного вида для выполнения функций: ублажения крупных дельцов; лидеров преступного мира; получения крупных валютных сумм с иностранных граждан; внедрения  в  противоборствующие  группы;  компрометации  должностных лиц для последующего включения их в коррумпированные структуры.

       Так же в российской прессе в 2006–2010 гг. опубликовано множество статей  по  проблемам незаконной  торговли  органами человеческого тела, зародышами, об убийствах для трансплантации.

       В сфере экономики, по данным службы безопасности  Центробанка в 2009 году выявлено и пресечено более 300 попыток незаконного получения денежных средств с применением компьютеров. Полный ущерб от данного вида преступлений с учетом возможных  хищений в коммерческих  банках, на рынках ценных бумаг и фондовых биржах оценить практически невозможно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Организация деятельности  правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью

       2.1  Виды  органов по борьбе с организованной преступностью 

       Сложная структура  преступных  формирований,  разделение  функций  между членами  преступных сообществ, активные действия по защите своей среды, стремление проникнуть в государственные, в том числе  правоохранительные учреждения, весьма заметные тенденции в политизации  организованной преступности, масштабы её проявлений – всё это выдвинуло  проблему новых подходов к организации  и тактике оперативно–розыскной деятельности. Многие привычные формы работы и тактика оперативных аппаратов оказались непригодными  для борьбы с организованной  преступностью, и в этой связи необходим анализ положения, сложившегося в оперативно–розыскной деятельности, в частности в органах внутренних дел, которые выполняют основной объём работы в борьбе с организованной преступностью, что позволит найти рациональные подходы к организационно–тактическим решениям.

       В феврале 1992 г. в  МВД  России  образованно  Главное  управление по организованной преступности (ГУОП). Структура этого  специализированного главка построена так, что обеспечивает руководство разведывательной  деятельностью,  взаимодействие  с  другими  оперативными  службами МВД России и с соответствующими службами других государств, централизованную обработку оперативной информации, в том числе поступающей из других служб криминальной полиции, аналитико-исследовательскую работу, необходимую для констатации  признаков организованной  преступной деятельности, осуществление линейных  функций  на  разных  направлениях, непосредственное руководство межрегиональным управлением и подразделениями, действующими в наиболее криминогенных регионах  России9.

       Основными задачами ГУОП являются: выявление и разработка непосредственно, а также совместно с оперативными подразделениями Министерства устойчивых организованных преступных сообществ, в том числе с межреспубликанскими и международными связями. Обеспечение в этих целях взаимодействия и комплексного использования  сил  и  средств  всех  служб и подразделений  органов внутренних дел; борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством, коррупцией, преступными группами смешанной  обще-уголовной  и экономической направленности, организованными видами преступного предпринимательства; оперативная проверка лидеров преступной среды, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи; оказание  помощи  органам внутренних дел республики, а также осуществление  координации  деятельности  подразделений, ведущих  борьбу с организованной преступностью. На ГУОП, его  региональные управления и подразделения в МВД, УВД возложена также ответственность за обеспечение единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению коррумпированных лиц. Основным направлением их деятельности в этой сфере определено  пресечение  коррупции в системе государственной службы. Часть сотрудников  ГУОП и региональных  управлений по организованной преступности, подразделений МВД, ГУВД, УВД специализируется на изобличении  преступных  групп, связанных с коррумпированными работниками органов внутренних дел. Этим сотрудникам предоставлено право истребовать и знакомиться с любыми документами, предусмотренными делопроизводством системы МВД России, а также получать по ним объяснения.

       Подразделения по организованной преступности обеспечивают выявление и пресечение  деятельности  организованных  преступных  групп, банд преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому признаку, имеющих межрегиональные и международные связи, установление их коррумпированных связей в системе органов власти и управления, борьбы с квалифицированным вымогательством.

       Подразделения уголовного розыска в первую очередь  ориентированы на раскрытие  тяжких  преступлений, связанных с посягательством  на жизнь и здоровье граждан, преступлений  против собственности, выявление каналов  и пресечение криминального  оборота  оружия  и  взрывчатых веществ, розыск лиц, подозреваемых  в  совершении  тяжких преступлений, скрывшихся от следствия  и суда.

       Усилия  подразделений по атомическим преступлениям  сосредоточены на преодолении преступной экспансии в наиболее криминогенных жизненно  важных  для экономики страны сферах, разработке и осуществлении комплексных мер по усилению борьбы  со   взяточничеством, банковскими и финансовыми мошенничествами, легализацией  преступных доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными ценностями  и другими финансово–хозяйственными преступлениями.

       Подразделения  по борьбе с незаконным оборотом наркотиков активизируют  работу  по  выявлению и пресечению  каналов и источников поступления в Россию наркотиков из–за рубежа, ликвидации межрегиональных и межгосударственных преступных групп,  занимающихся наркобизнесом10.

         
 

       2.2 Методы и задачи правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью 

       В соответствии с Федеральным  Законом «Об оперативно–розыскной деятельности»11 оперативно–розыскная  деятельность  по  предупреждению  и раскрытию преступлений,  совершенных   организованными преступными группами, бандами, преступными организациями и сообществами осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов пограничной службы Российской Федерации, Федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации.

       Сложившаяся практика свидетельствует о том, что координация взаимодействия субъектов оперативно–розыскной деятельности, ведущих борьбу с организованной преступностью, осуществляется подразделениями  по борьбе с организованной преступностью  Министерства внутренних дел Российской Федерации.

         В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального закона «Об органах Федеральной  службы безопасности в Российской Федерации»12 органы ФСБ осуществляют оперативно–розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической  деятельности,  организованной  преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, контрабанды и других  преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их  ведению, а также по  выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований  преступных  групп, отдельных лиц и общественных  объединений, ставящих  своей целью насильственное изменение конституционного  строя Российской Федерации.

       Совместная  деятельность органов внутренних дел  и органов ФСБ по выработке  стратегии борьбы с организованной преступностью. Такое  взаимодействие строится  на  основе информационно–аналитической работы, которая является составным элементом управленческой деятельности  МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства обеспечивают Президента России, высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации информацией о состоянии и тенденциях организованной преступности, об угрозах безопасности государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие социально–политические, экономические, военные, экологические последствия13.

            На данные органы возложено решение следующих задач: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы; обеспечение  безопасности  деятельности  государственных  налоговых инспекций, защиты  их  сотрудников от противоправных  посягательств при исполнении служебных обязанностей.

         Организация взаимодействия между органами внутренних дел и органами налоговой полиции Российской Федерации предусматривает создание постоянно действующих  координационных  рабочих групп из представителей заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП России, а также подразделений органов  внутренних  дел  и  органов налоговой полиции на местах для  выработки  и  реализации согласованных  действий по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка, проведение совместных оперативно–розыскных и профилактических мероприятий с целью выявления незаконных операций, осуществляемых кредитно-финансовыми и иными  учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе занимающиеся торгово-закупочной деятельностью.

       Взаимодействие  с таможенными органами строится, прежде всего, исходя из положений Таможенного  кодекса Российской Федерации14. В соответствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской Федерации осуществляют оперативно–розыскную деятельность в целях: выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской  Федерации ( в соответствии со ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных  валютных  операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающимися таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам. 
 
 
 
 

       3 Оперативно-розыскная  тактика применяемая правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью

           3.1 Основные тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью 

       Тактика – основная категория оперативно-розыскной деятельности, поскольку  именно  тактика  определяет  набор  видов  оперативно-розыскных мероприятий, их содержание и последовательность, место, время, интенсивность поведения.

       В сложной структуре тактики постоянно  происходит сочетание мыслительных процессов (оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации) и конкретных  действий  оперативных  работников, лиц, оказывающих  содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее ОРД), иных лиц, включенных в реализацию тактических решений.

       Тактика борьбы с организованной преступностью  использует  многолетний опыт оперативных  аппаратов, их успешных операций, стратегических и тактических просчетов, сохраняет  все традиционные элементы, учитывает  комплекс факторов, обусловливающих  устойчивость, живучесть, приспособленность  и видоизменения организованной преступности15.

Информация о работе Правоохранительные органы и организованная преступность