Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 13:26, курсовая работа
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач: дать оперативно–розыскную характеристику преступлений совершаемых организованной преступностью, рассмотреть организацию деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел в борьбе с организованной преступностью, определить элементы оперативно–розыскной тактики в борьбе с организованной преступностью, а также проанализировать проблемы борьбы с организованной преступностью.
Введение…………………………………………………………..………..…...…5
1 Общая характеристика преступлений совершаемых организованной преступностью…………………………….……………………………..…..…...7
1.1 Понятие организованной преступной деятельности ……………………….7
1.2 Участники организованной преступной деятельности …………….…….10
1.3 Виды преступлений совершаемых участниками организованной преступной деятельности …………………………………………..…….….…15
2 Организация деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью …………………………..……………….…..18
2.1 Виды органов по борьбе с организованной преступностью ………...…..18
2.2 Методы и задачи правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью…………………………………..……...……21
3 Оперативно-розыскная тактика применяемая правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью…………………….…..24
3.1 Основные тактические приемы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью………………………………….…24
3.2 Оперативно-розыскное прогнозирование как метод борьбы с организованной преступностью………………………………………………26
3.3 Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью …………………………………………….………………..…...30
Заключение………………………………………………………….. ……....…..32
Список использованной литературы…………………………… ……………..34
А в 2007 – 2008 гг. ежедневно на территории Российской Федерации совершалось около 800 преступлений, связанных с незаконным завладением автомототранспортом. Раскрываемость их невысока и составила в 2007 году: по кражам – 21 %, угонам – 57,1 %, разбойным нападениям – 43,8 %, грабежам – 21,9 %. Прослеживается устойчивая тенденция перегона похищенного транспорта для сбыта или использования в личных целях в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Организованные преступные нападения на грузы, приобретают характер весьма серьёзной угрозы национальной безопасности. Удельный вес регистрируемых краж грузов в 2006–2008 х гг. в общей структуре преступности на российском транспорте превысил 52%. За 2008–2010 гг. количество регистрируемых краж грузов увеличилось более чем в 2 раза. Около 50 хищений в крупных и особо крупных размерах приходится на хищения грузов экспортно–импортного значения8. Преступные действия расхитителей носят всё более организованный характер, отличаются квалифицированным распределением ролей, поиском устойчивых каналов сбыта, осведомлённостью об особенностях переработки и охраны грузов, установлением связей между работниками транспорта, клиентуры и эксцентричных организаций.
Проституция в России приобретает всё более организованный характер. Несмотря на то, что проституция – деяние не уголовно–наказуемое, эта категория, с одной стороны, является элементом преступной среды, с другой – нередко включена непосредственно в преступные организации разного вида для выполнения функций: ублажения крупных дельцов; лидеров преступного мира; получения крупных валютных сумм с иностранных граждан; внедрения в противоборствующие группы; компрометации должностных лиц для последующего включения их в коррумпированные структуры.
Так же в российской прессе в 2006–2010 гг. опубликовано множество статей по проблемам незаконной торговли органами человеческого тела, зародышами, об убийствах для трансплантации.
В
сфере экономики, по данным службы безопасности
Центробанка в 2009 году выявлено и
пресечено более 300 попыток незаконного
получения денежных средств с применением
компьютеров. Полный ущерб от данного
вида преступлений с учетом возможных
хищений в коммерческих банках, на
рынках ценных бумаг и фондовых биржах
оценить практически невозможно.
2 Организация деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью
2.1
Виды органов по
борьбе с организованной
преступностью
Сложная структура преступных формирований, разделение функций между членами преступных сообществ, активные действия по защите своей среды, стремление проникнуть в государственные, в том числе правоохранительные учреждения, весьма заметные тенденции в политизации организованной преступности, масштабы её проявлений – всё это выдвинуло проблему новых подходов к организации и тактике оперативно–розыскной деятельности. Многие привычные формы работы и тактика оперативных аппаратов оказались непригодными для борьбы с организованной преступностью, и в этой связи необходим анализ положения, сложившегося в оперативно–розыскной деятельности, в частности в органах внутренних дел, которые выполняют основной объём работы в борьбе с организованной преступностью, что позволит найти рациональные подходы к организационно–тактическим решениям.
В феврале 1992 г. в МВД России образованно Главное управление по организованной преступности (ГУОП). Структура этого специализированного главка построена так, что обеспечивает руководство разведывательной деятельностью, взаимодействие с другими оперативными службами МВД России и с соответствующими службами других государств, централизованную обработку оперативной информации, в том числе поступающей из других служб криминальной полиции, аналитико-исследовательскую работу, необходимую для констатации признаков организованной преступной деятельности, осуществление линейных функций на разных направлениях, непосредственное руководство межрегиональным управлением и подразделениями, действующими в наиболее криминогенных регионах России9.
Основными задачами ГУОП являются: выявление и разработка непосредственно, а также совместно с оперативными подразделениями Министерства устойчивых организованных преступных сообществ, в том числе с межреспубликанскими и международными связями. Обеспечение в этих целях взаимодействия и комплексного использования сил и средств всех служб и подразделений органов внутренних дел; борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством, коррупцией, преступными группами смешанной обще-уголовной и экономической направленности, организованными видами преступного предпринимательства; оперативная проверка лидеров преступной среды, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи; оказание помощи органам внутренних дел республики, а также осуществление координации деятельности подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью. На ГУОП, его региональные управления и подразделения в МВД, УВД возложена также ответственность за обеспечение единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению коррумпированных лиц. Основным направлением их деятельности в этой сфере определено пресечение коррупции в системе государственной службы. Часть сотрудников ГУОП и региональных управлений по организованной преступности, подразделений МВД, ГУВД, УВД специализируется на изобличении преступных групп, связанных с коррумпированными работниками органов внутренних дел. Этим сотрудникам предоставлено право истребовать и знакомиться с любыми документами, предусмотренными делопроизводством системы МВД России, а также получать по ним объяснения.
Подразделения по организованной преступности обеспечивают выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп, банд преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому признаку, имеющих межрегиональные и международные связи, установление их коррумпированных связей в системе органов власти и управления, борьбы с квалифицированным вымогательством.
Подразделения уголовного розыска в первую очередь ориентированы на раскрытие тяжких преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье граждан, преступлений против собственности, выявление каналов и пресечение криминального оборота оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и суда.
Усилия подразделений по атомическим преступлениям сосредоточены на преодолении преступной экспансии в наиболее криминогенных жизненно важных для экономики страны сферах, разработке и осуществлении комплексных мер по усилению борьбы со взяточничеством, банковскими и финансовыми мошенничествами, легализацией преступных доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными ценностями и другими финансово–хозяйственными преступлениями.
Подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков активизируют работу по выявлению и пресечению каналов и источников поступления в Россию наркотиков из–за рубежа, ликвидации межрегиональных и межгосударственных преступных групп, занимающихся наркобизнесом10.
2.2
Методы и задачи правоохранительных
органов по борьбе с
организованной преступностью
В соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно–розыскной деятельности»11 оперативно–розыскная деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами, бандами, преступными организациями и сообществами осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов пограничной службы Российской Федерации, Федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации.
Сложившаяся практика свидетельствует о том, что координация взаимодействия субъектов оперативно–розыскной деятельности, ведущих борьбу с организованной преступностью, осуществляется подразделениями по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»12 органы ФСБ осуществляют оперативно–розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Совместная деятельность органов внутренних дел и органов ФСБ по выработке стратегии борьбы с организованной преступностью. Такое взаимодействие строится на основе информационно–аналитической работы, которая является составным элементом управленческой деятельности МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства обеспечивают Президента России, высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации информацией о состоянии и тенденциях организованной преступности, об угрозах безопасности государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие социально–политические, экономические, военные, экологические последствия13.
На данные органы возложено решение следующих задач: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.
Организация взаимодействия между органами внутренних дел и органами налоговой полиции Российской Федерации предусматривает создание постоянно действующих координационных рабочих групп из представителей заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП России, а также подразделений органов внутренних дел и органов налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных действий по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка, проведение совместных оперативно–розыскных и профилактических мероприятий с целью выявления незаконных операций, осуществляемых кредитно-финансовыми и иными учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе занимающиеся торгово-закупочной деятельностью.
Взаимодействие
с таможенными органами строится,
прежде всего, исходя из положений Таможенного
кодекса Российской Федерации14.
В соответствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные
органы Российской Федерации осуществляют
оперативно–розыскную деятельность в
целях: выявления лиц, подготавливающих,
совершающих или совершивших противоправное
деяние, признаваемое законодательством
Российской Федерации преступлением,
производство дознания по которому отнесено
к компетенции таможенных органов Российской
Федерации ( в соответствии со ст. 22 ТК
РФ ) таможенные органы Российской Федерации
являются органами дознания по делам о
контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных
платежей, о незаконных валютных
операциях и иных деяниях с валютными
ценностями, касающимися таможенного
дела, а также по делам об иных преступлениях,
производство дознания по которым отнесено
к компетенции таможенных органов Российской
Федерации, при запросах международных
таможенных организаций, таможенных и
иных компетентных органов иностранных
государств в соответствии с международными
договорами Российской Федерации по таможенным
вопросам.
3 Оперативно-розыскная тактика применяемая правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью
3.1 Основные тактические
приемы оперативно-розыскной
деятельности по
борьбе с организованной
преступностью
Тактика – основная категория оперативно-розыскной деятельности, поскольку именно тактика определяет набор видов оперативно-розыскных мероприятий, их содержание и последовательность, место, время, интенсивность поведения.
В
сложной структуре тактики
Тактика борьбы с организованной преступностью использует многолетний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегических и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учитывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособленность и видоизменения организованной преступности15.
Информация о работе Правоохранительные органы и организованная преступность