Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Закон определяет наказание как меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч.1 ст.43 УК РФ). Отсюда вытекают все признаки наказания.
е) в воспитательных колониях - лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 18 лет (ч. 3).
Исключением из общего правила определения вида исправительного учреждения, назначенного приговором, является положение, согласно которому изменение вида исправительного учреждения производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ (ч. 4), т.е. в зависимости от поведения осужденного и его отношения к труду (ст. 78 УИК) или при наличии исключительных обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 81 УИК (болезнь осужденного, угроза его безопасности и т.п.).
Условия и порядок отбывания (исполнения) наказания в виде лишения свободы в том или ином учреждении, исполняющем это наказание, определяются уголовно-исполнительным законодательством (разд. 4 УИК).
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в специализированных учреждениях разных видов, определяемых в приговоре суда, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены (ст. 73 УИК).
Установление различных видов исправительных учреждений имеет целью обеспечить раздельное содержание осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, с тем чтобы по возможности исключить отрицательное воздействие наиболее опасных преступников на другие категории осужденных.
С учетом характера и
степени общественной опасности
совершенных преступлений и личностных
особенностей осужденных законодатель
предусматривает различный режи
Смертная казнь
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующей Конституции РФ статьи 59 см. определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 г. N 466-О.
С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 г. N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.
1. Комментируемая статья основана на ст. 20 Конституции РФ, в соответствии с которой смертная казнь "впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей".
2. Это конституционное
положение развито и
3. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи смертная казнь не применяется к женщинам, а также к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и к мужчинам в возрасте старше 65 лет.
4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
5. Порядок исполнения
смертной казни
6. Вступление Российской
Федерации в Совет Европы
Конституционный Суд Российской Федерации указал в своем постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо судом в составе судьи и двух народных заседателей.
. Смертная казнь как
вид уголовного наказания
Исключительный характер смертной казни обусловливает узкие пределы применения этого вида наказания. Согласно ст. 20 Конституции "смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей".
Соответственно и УК, определив, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59), предусмотрел ее в санкциях за весьма ограниченный круг преступлений (всего пять составов), связанных с посягательством на жизнь человека:
Причем и за эти виды преступлений смертная казнь может применяться лишь тогда, когда нет возможности ограничиться применением иной, более мягкой меры уголовно-правового воздействия (ч. 1 ст. 60) - при наличии особых обстоятельств, отягчающих наказание, и исключительной общественной опасности лица, совершившего преступление.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 смертная казнь не назначается женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет.
Смертная казнь, как и пожизненное лишение свободы, не может быть назначена также в целом ряде других случаев, предусмотренных законом:
- во всех случаях,
когда суд сочтет возможным
не назначать смертную казнь,
предусмотренную санкцией
- при наличии смягчающих
обстоятельств,
- при наличии исключительных
обстоятельств, перечисленных
- при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65);
- при неоконченном преступлении (ст. 66);
- если суд не сочтет возможным освободить от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, наказуемое смертной казнью, в связи с истечением сроков давности (ч. 4 ст. 78);
- если суд не сочтет
возможным применить в
Учитывая исключительный характер смертной казни, законодатель предусмотрел ряд гарантий обоснованности осуждения виновного к этой мере:
- санкции всех статей, содержащих смертную казнь, на первом месте предусматривают более мягкие виды наказания - лишение свободы (пожизненное или на определенный срок), избрание которых при назначении судом наказания, согласно ч. 1 ст. 60, является приоритетным;
- в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции обвиняемому, которому грозит смертная казнь, предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей;
- смертная казнь может
быть назначена не ниже чем
республиканским, областным,
- приговор о смертной казни может быть приведен в исполнение лишь после его тщательнейшей проверки: в кассационном порядке и в порядке надзора Верховным Судом РФ, Комиссией по помилованию при Президенте РФ и лишь после отклонения жалобы осужденного и его ходатайства о помиловании Президентом РФ;
- в самом уголовном законе этой мере наказания неизменно сопутствует как реальная и предпочтительная альтернатива - наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Важной характеристикой рассматриваемого наказания служит то, что по смыслу уголовного закона на лиц, осужденных к смертной казни, не распространяются акты амнистии, а в порядке помилования это наказание, согласно ч. 3 ст. 59, может быть заменено пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок 25 лет.
С 1996 г. приговоры о смертной казни в исполнение не приводятся, а в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. - и не выносятся (см.: п. 4-6 постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан"//СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867).
Список литературы
(Федеральный закон от 13.06.1996 г. N 64-ФЗ).
Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" (см. РГ. 1996. 21 мая), и Распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 г. "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г." (см. РГ. 1997. 2 июля). Наконец, это принятый по инициативе Президента РФ Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О внесении изменений в статью 184 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым ч. 4 этой статьи сформулирована в следующей редакции: "Основанием
Конституции РФ
Уголовно-исполнительный кодекс РФ