Ответственность за незаконный оборот оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Особая общественная опасность незаконного оборота оружия состоит в создании им необходимых условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в росте так называемой вооруженной преступности. Увеличение вооруженной преступности находится в прямой зависимости от политической и экономической ситуации за последнее десятилетие. Продолжающаяся нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных конфликтов, криминализация экономики привели к значительному росту преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь, это повлекло за собой открытое применение преступниками различных видов оружия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Оглавление

1. Введение: …….........….....………………………......………………………..........
2. Глава 1. Общие положения об обороте оружия.................................................
§1.1 Понятие и виды оружия..............................................................................
§1.2 Виды оборотов оружия...............................................................................
§1.3 Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему....................
3. Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружии..................................................................................
§2.1Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия............................................................................................................
§2.2 Незаконное изготовление оружия.............................................................
§2.3 Небрежное хранение огнестрельного оружия..........................................
§2.4 Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия.................
§2.5 Хищение либо вымогательство оружия....................................................
4. Заключение:..............................................................................................................
5. Список литературы.................................................................................................

Файлы: 1 файл

Содержание для курсовой.docx

— 82.25 Кб (Скачать)

(часть пятая введена  Федеральным законом от 28.12.2010 N 398-ФЗ)

 

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие6 военизированные организации могут применять для решения боевых и оперативно-служебных задач при введении чрезвычайного положения, проведении военных действий, контртеррористических операций либо операций по освобождению заложников, задержанию преступников, отражению вооруженного нападения на охраняемые объекты и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации7.

В Российской Федерации действует  Постановление Правительства России от 15 октября 1997 г. N 13148, которое устанавливает Правила оборота (производство, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации) боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях.

Оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Пограничной  службы ФСБ России, Службы внешней  разведки Российской Федерации, Федеральной  службы охраны Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Федеральной  службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной  таможенной службы Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, войск  гражданской обороны, Государственной  фельдъегерской службы Российской Федерации. Согласно названным Правилам, государственные  военизированные организации имеют  право:

  • продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю и нормативно-техническими документами;
  • продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему;
  • временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением необходимых разрешений в порядке, определенном Министерством внутренних дел Российской Федерации;
  • приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;
  • передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование определенных видов оружия;
  • передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.

Порядок передачи боевого  ручного стрелкового оружия для  использования работниками ведомственной  охраны определяется названными Правилами, а условия передачи - нормативными правовыми актами государственных  военизированных организаций, принятыми  с учетом требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с Министерством внутренних дел  России.

Ведомственная охрана в государственных  военизированных организациях использует типы и модели боевого ручного  стрелкового оружия, имеющиеся на вооружении указанных организаций, для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и  находящихся в сфере ведения  государственных военизированных  организаций.

Работникам ведомственной  охраны запрещается использовать боевое ручное стрелковое оружие при защите объектов, не отнесенных к ведению  государственных военизированных  организаций.

Органы внутренних дел  на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации могут выдавать во временное  пользование юридическим лицам  с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций, боевое ручное стрелковое оружие отдельных типов и моделей  для исполнения возложенных на них  федеральным законом обязанностей.

Порядок передачи для хранения и ношения огнестрельного короткоствольного  оружия также определяется названными Правилами, а условия передачи - нормативными правовыми актами государственных  военизированных организаций с  учетом требований законодательства Российской Федерации.

Продажа, передача и приобретение оружия должны оформляться документами  установленного образца, перечень, форма  и порядок ведения которых  определяются нормативными правовыми  актами государственных военизированных  организаций.

Огнестрельное оружие с нарезным стволом государственные военизированные  организации приобретают у юридических  лиц, имеющих право на производство, торговлю и продажу оружия, после  проведения ими контрольного отстрела.

Контроль над оборотом оружия в государственных военизированных  организациях ведут должностные  лица государственных военизированных  организаций в пределах их полномочий.

В тех случаях, когда возникает  сомнение, является ли рассматриваемый  предмет оружием, вопрос должен решаться с помощью специальной технической  экспертизы.

 

 

§1.2 Виды оборота оружия

Полный (большой) круг оборота оружия начинается с его изготовления (начальная  точка оборота) и заканчивается  его уничтожением ( конечная точка  оборота). Изготовление и уничтожение  являются уникальными элементами оборота - это разовые, неповторяющиеся действия в «жизни» конкретного образца  оружия.

Большой круг заканчивается уничтожением оружия, поэтому дальнейшее его движение является невозможным. В рамках большого круга конкретный образец оружия может неоднократно переходить от владельца к владельцу, перевозиться из одной местности в другую, скрываться в тайниках, ремонтироваться, многократно и в разных целях применяться по прямому назначению. Содержание этой части оборота составляют элементы, которые не являются ни разовыми, ни уникальными: сбыт, приобретение, хранение, ношение, перевозка, ремонт, применение. Они образуют малый круг оборота оружия и могут многократно повторяться.

Внутри малого круга в  свою очередь можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы, вытекающие из фактического обладания (владения) оружием. К ним относятся: хранение, ношение, перевозка, ремонт и применение оружия. В совокупности эти элементы можно обозначить как круг пользования. Перечисленные действия (или некоторые  из них) на законных основаниях совершают  с табельным оружием военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел  и другие лица, которым оружие выдается во временное пользование для  выполнения оперативно-служебных, боевых или особых уставных задач. В рамках криминального оборота такой  ограниченный круг действий характерен для лиц, случайно ставших обладателем  оружия.9 Нередко оставшееся после смерти родственника оружие «на всякий случай» хранится «наследником», который не считает себя владельцем, но и не принимает мер к тому, чтобы прекратить фактическое обладание им.

Большой круг характерен в основном для законного оборота, поскольку  производство оружия в России осуществляется на государственных предприятиях и  под государственным контролем. Уничтожение оружия, пришедшего в  негодность, исчерпавшего свой ресурс живучести, морально устаревшего, атипичного и т.п., также характерно для законного  оборота. В незаконном обороте оружие, как правило, не уничтожается ( за исключением  случаев уничтожения его как  улики).

В связи с тем, что действия, составляющие содержание элементов малого круга (сбыт, приобретение, хранение, ношение, перевозка, ремонт, применение) возможны без участия, малый круг встречается  в практике правоохранительных органов  гораздо чаще, чем большой. А поскольку  элемент уничтожения в малом  круге отсутствует, оружие может  оборачиваться по нему многократно.

Круг пользования равно характерен как для законного, так и для  незаконного оборота оружия.

На основании изложенного Д.А. Корецким предлагается следующая система  элементов оборота оружия:

1.Обязательные- производство или  изготовление.

2.Условно-обязательные-сбыт: а)продажа,  б)дарение, в)обмен, г) вознаграждение  за работу, услуги и т.д.;

передача: а) на хранение, б) в залог, в) для передачи кому-то, г) для перевозки, д) для временного пользования и  т.д.

3. Условно-обязательные- приобретение: а) покупка, б) принятие в  дар, в) принятие во временное  пользование, в залог и т.д.

4. Элементы пользования, которые  включают:

а)обязательный -хранение;

б) условно-обязательный- ношение;

в) факультативный- применение;

г) факультативный- перевозку;

д) факультативный - ремонт.

5. Факультативный - уничтожение. 10

 

§1.3 Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему.11 

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) 

Приобретение оружия и  патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями, спортивного  пневматического оружия с дульной  энергией не более 7,5 Дж и калибра  до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися  производством оружия или торговлей  им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и  образовательными учреждениями.

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 111-ФЗ)

Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании  заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть  месяцев со дня выдачи лицензии.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его  подачи. В заявлении указываются  сведения о видах оружия, которое  планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета  и сохранности оружия. Заявитель  также обязан представить учредительные  документы юридического лица или  документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим  Федеральным законом документы. Орган внутренних дел запрашивает  также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную  регистрацию юридических лиц, выписку  из единого государственного реестра  юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка  не была представлена заявителем по собственной инициативе.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Основаниями для отказа в  выдаче лицензии являются:

  • непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;
  • невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий;
  • другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны  в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием  причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных  с незаконным оборотом оружия

§2.1 Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия

Непосредственным объектом является общественная безопасность в  сфере оборота огнестрельного, холодного  и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В соответствии с ч.1-3 ст. 222 предмет преступления - это огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), взрывчатые вещества или взрывные устройства. По ч. 4 ст. 222 УК РФ предметами выступают газовое оружие, холодное оружие, в том числе метательное.

Объективная сторона включает в себя совершение хотя бы одного из следующих действий:

  1. Приобретение указанных предметов – получение их в постоянное или временное владение и взрывных устройств.
  2. Передача указанных предметов – временная их переуступка другим лицам, которым эти предметы не принадлежат.
  3. Хранение указанных предметов – фактическое обладание ими вне зависимости от конкретного их местонахождения.
  4. Перевозка указанных предметов – действия по перемещению данных предметов независимо от способа  их транспортировки.
  5. Ношение указанных предметов – виновный тайно или открыто держит их при себе.

Обязательный признак  объективной стороны – незаконность оборота указанных предметов.

Преступление является оконченным с момента совершения любого из указанных  в законе действий.

Информация о работе Ответственность за незаконный оборот оружия