Отчет по практике в следственном отделе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:28, отчет по практике

Краткое описание

В процессе прохождения практики в следственном отделе при ОВД по Московскому району г. Чебоксары были изучены роль следственных органов в обеспечении общественного порядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….......2
1. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ…..................3
1.1. Статус и правомочия следователя…………………………………………..3
1.2. Современное состояние процессуальной самостоятельности следователя……………………………………………………...…………………7
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ………...10
3. АНАЛИЗ КОНКРЕТНОГО УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………........12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………..…………….……………………….14
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

отчет по практике Кушмановой Л.В..doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Московский Гуманитарно – Экономический институт ЧФ

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

о производственной практике

в следственном управлении при МВД по Чувашской Республике

 

Студентки Московского Гуманитарнр – Экономического Института ЧФ, юридического факультета гр 13 юс-6\02 З Полещук Ирины Валентиновны,                                                                                   

 

 

Руководитель практики следователь СУ при МВД по Чувашской Республики

старший лейтенант юстиции Егоров Д.Н.

Сдан на проверку 2008г.

Допущена к защите 2008г.

Оценка 

 

 

 

 

Чебоксары

2008

 

СОДЕРЖНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………….….......2

1. Процессуальное положение следователя…..................3

1.1. Статус и правомочия следователя…………………………………………..3

1.2. Современное состояние процессуальной самостоятельности следователя……………………………………………………...…………………7

2. организация работы следственных органов………...10

3. Анализ конкретного уголовного дела……………........12

Заключение...…………………..…………….……………………….14

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Административно-правовая охрана общественного порядка осуществляется прежде всего органами государственного управления. Это основное назначение деятельности органов, состоящее в установлении общественных правил поведения в сфере общественного порядка, в создании условий для реализации прав и свобод граждан, охране этих прав, в осуществлении административного надзора, в применении к нарушителям мер административного воздействия людей, их поведение в обществе, действия, поступки, кроме того, общественный порядок можно определить как отношения, которые складываются в общественных местах.

Большая роль в обеспечении общественного порядка у ОВД. Они в тесном контакте и взаимодействии с другими государственными органами ведут работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя широкую гамму средств правового и морального воздействия, арсенал мер убеждения и принуждения. Общественный порядок – это система общественных отношений, закрепляемая различными нормами, определяющими права и обязанности их участников. Состояние общественного порядка характеризуется прежде всего добровольным, сознательным соблюдением подавляющим большинством людей установленных государством правовых норм и действующих правил общежития, не закрепленных в праве. Однако эксцессы со стороны отдельных лиц, выражающиеся в посягательствах на установленный общественный порядок, обуславливают необходимость его защиты от посягательств силами и средствами специальных государственных органов – суда, прокуратуры, ОВД.

В процессе прохождения практики в следственном отделе при ОВД по Московскому району г. Чебоксары мною была изучены роль следственных органов в обеспечении общественного порядка.

 

1. Процессуальное  положение следователя

 

1.1. Статус и правомочия следователя

Следователь - должностное лицо, наделенное полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам и назначенное в установленном порядке на должность следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам либо старшего следователя по особо важным делам. Производство предварительного следствия по уголовным делам иными, кроме следователей, должностными лицами не допускается. Полномочия следователей при расследовании уголовных дел определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и одинаковы независимо от занимаемых ими должностей.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение разрешения суда или санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных статьей 157 УПК Российской Федерации.

Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий, розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

Следователь вправе требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования задержанных и арестованных ими лиц, находящихся под стражей в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно органами и учреждениями внутренних дел РФ, воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

Следователь в праве производить проверки по заявлениям и сообщениям о совершенных преступлениях для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, отказа в возбуждении уголовного дела или направлении заявления (сообщения) по подведомственности или территориальности. При производстве проверок по заявлениям и сообщениям совершенных преступлениям следователи также имеют право назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора соответствующими органами исполнительной власти либо органами военного управления, либо где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, истребуемые следователем при производстве проверок либо предварительного следствия по уголовному делу, представляются по требованию следователя безвозмездно.

Неисполнение требований следователя, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

По предъявлению служебного удостоверения следователь имеет право беспрепятственного доступа на территорию и помещения любых государственных и негосударственных органов, учреждений, организаций и предприятий независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, воинских частей и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам, а также на въезд в пограничную зону.

Следователь имеет право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, а в сельской местности - попутным транспортом; следователь специализированного подразделения по расследованию преступлений, совершенных на транспорте, имеет, кроме того, право бесплатного проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах.

Контроль и надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия в соответствии с действующим законодательством осуществляется судами и Прокуратурой Российской Федерации.

Полномочия начальника следственного управления (отдела): Начальник следственного управления (отдела) передает следователю на разрешение заявления (сообщения) и материалы о совершенных преступлениях, передает следователю для исполнения поручения о производстве отдельных следственных действий, поступившие из других следственных управлений (отделов), передает следователю для производства предварительного следствия от прокурора, органа дознания либо из иного следственного управления (отдела) уголовные дела, в случае заявления следователем самоотвода либо удовлетворения прокурором отвода, заявленному следователю кем либо из участников процесса, передает материалы проверки и уголовные дела от одного следователя другому, в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, создает группы следователей для производства предварительного следствия по уголовным делам. Начальник следственного управления (отдела) оказывает следователю содействие в получении необходимых сведений и материалов, принимает меры к своевременному исполнению поручений следователя органами дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, поручений следователя о производстве отдельных следственных действий, направленных в другие следственные управления (отделы).

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, командования воинских частей и соединений, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Следователь не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Следователь и иные должностные лица Федеральной службы расследований не вправе до их завершения разглашать материалы проверок и предварительного следствия.

 

1.2. Современное состояние процессуальной самостоятельности следователя

В Концепции судебной реформы в Российской Федерации отмечено несколько принципиальных аспектов, направленных на реализацию в уголовно-процессуальном законодательстве принципа процессуальной самостоятельности, а именно: недопустимость вмешательства в деятельность следователя при принятии процессуальных решений со стороны лиц, не являющихся субъектами уголовного процесса; независимость деятельности следователя от каких-либо государственных или общественных организаций, учреждений и должностных лиц, кроме прокурора и суда; верховенство следователя по отношению к органу дознания, который должен быть подотчетен следователю за выполненные им действия в отсутствие последнего; и что наиболее принципиально, по мнению авторов Концепции, необходимо предоставить следователю возможность при несогласии с указанием прокурора представить дело со своими возражениями в суд.

Объективность и реальность этих высказываний подтверждается тем, что уголовно-процессуальный закон одновременно с предоставлением процессуальной самостоятельности следователю предусматривает право прокурора давать следователю рекомендации по любым вопросам расследования, которые ранее являлись для него обязательными. В настоящее же время, в соответствии с последними изменениями, внесенными в Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ (УПК РФ) следователь вправе не согласиться с ними и представить дело вышестоящему прокурору, который или поручает расследование другому следователю, или отменяет указания прокурора.

Законодательные установления, предусматривающие полномочия начальника следственного органа предавать дело от одного органа расследования к другому, вступают, порой, в прямое противоречие и с установленными уголовно-процессуальным законом задачами судопроизводства по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и справедливому наказанию каждого совершившего преступление. Недостаточное законодательное урегулирование передачи дела от одного органа предварительного следствия к другому, ставит, по сути, деятельность следователя в зависимость не от закона, а от усмотрения начальника и на практике приводит, в отдельных случаях, к изъятию уголовного дела от «неудобного» следователя передаче в другой орган расследования, который примет по делу «нужное» процессуальное решение.

Для того, чтобы снизить негативные последствия возможного принятия прокурором при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел на стадии предварительного следствия процессуальных решений, связанных с ограничением прав всех участников уголовного процесса, а не только одной из сторон, например подозреваемого (обвиняемого), в настоящее время представляется законодательное наделение следователя правом представлять вышестоящему прокурору и в суд дело со своими возражениями в случае несогласия с решением прокурора, ограничивающим права и свободы человека и гражданина. Аналогичные полномочия следователю должны быть предоставлены и для обжалования процессуальных решений начальника следственного отдела, выносимых последним в соответствие с предоставленными полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. организация работы следственных органов.

За период прохождения практики в Следственном Управлении при МВД по ЧР мною изучался порядок и систематизация уголовного делопроизводства, в том числе порядок поступления информации о преступлении в правоохранительные органы и принятия по нему соответствующего решения, а также некоторые основные аспекты работы органов следствия и основные законодательные акты, регламентирующие их работу. В ходе практики анализировались особенности расследования некоторых наиболее встречаемых категорий составов преступлений, находящихся в производстве следователей Следственного Управления при МВД по ЧР.

По сложившейся практике, лицо, проводящее дознание, осуществляющее дежурство по ОВД, при получении проверочного материала подследственного органу предварительного следствия самостоятельно и с согласия начальника милиции общественной безопасности возбуждает уголовное дело и проводит неотложные, строго определенные законом следственные действия: осмотр, обыск, выемку, задержание, очные ставки, допросы.

В исключительных случаях и по письменному поручению следователя, лицо, проводящее дознание, выполняет следственные действия по уголовному делу, находящемся в производстве органа предварительного следствия.

Отличительные признаки дознания от предварительного следствия:

- органом следствия расследуются дела по преступлениям небольшой, средней тяжести;

- срок предварительного следствия в отличии от дознания составляет два месяца;

- по окончании следствия потерпевший знакомиться с материалами уголовного дела.

При выезде на место происшествия, в состав следственно-оперативной группы входят: следователь (лицо, производящее дознание), техник-криминалист, сотрудник отдела уголовного розыска;

Информация о работе Отчет по практике в следственном отделе