МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РФ
ПЯТИГОРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Специальность
021100 «Юриспруденция»
О Т Ч
Е Т
по учебной
(ознакомительной)
ПРАКТИКЕ
Студента (Ф.И.О.):
курс, группа
Место прохождения
практики: Дознание УВД
г.
Руководитель
практики от ПГТУ:
Защитил практику
с оценкой
_________________________
"____"____________
200 г.
г. Пятигорск
200 г.
содержание
1. Введение
2. Дознание:
1. Понятие
органов дознания
2. Цели
и задачи, функции органов дознания
3. Перечень
органов дознания
4. Права
и обязанности органов дознания
5. Виды
дознания, их особенности
2. Выводы
3. Список
использованных источников литературы
4. приложения
1. введение
Я, , студент курса юридического факультета
(группа ), проходил учебную (ознакомительную)
практику с 200 года по 200 года в отделе
дознания Управления внутренних дел г.
(г. , ул. ).
Учебная
практика является важнейшей формой
подготовки студентов и составной
частью учебного процесса. Она проводится
в правоохранительных органах и
учреждениях государственного управления.
Практика имеет своей целью углубление
и закрепление знаний полученных
в процессе теоретического обучения.
В ходе учебной практики студенты
приобретают необходимые навыки,
умения и опыт для работы в правоохранительных
органах, организациях и учреждениях.
Руководителем практики от института
является кафедры ПГТУ, . Он разъяснил
задание на учебную практику, а также дал
индивидуальное задание, которое заключалось
в ознакомлении с деятельностью отдела
дознания и ознакомлением с основополагающими
документами, регулирующими деятельность
отдела дознания.
За время прохождения практики
я был ознакомлен с деятельностью
органов дознания, изучил делопроизводство,
ознакомился с инструкциями, положениями,
которые регулируют внутренний
распорядок, структуру, порядок организации
и полномочия органов дознания, а
также с нормативно-правовыми актами,
регламентирующими их сферу деятельности.
2. Дознание
2.1. Понятие органов дознания
Деятельность государства и его
органов охватывает различные
сферы жизни общества. Решение
проблем, связанных с обеспечением
нормального функционирования экономики,
осуществление внешней политики,
создание условий для развития
культуры, науки и образования,
поддержание обороноспособности
страны, а также выполнение других
важных функций – таково содержание
этой многообразной и многоплановой
деятельности.
Одно из центральных мест в
ней занимает выполнение задач
по обеспечению законности и
правопорядка, защите прав и свобод
человека и гражданина, охране
прав и законных интересов
государственных и негосударственных
организаций, трудовых коллективов
и общественных объединений, борьбе
с преступлениями и иными правонарушениями.
Эти задачи – предмет заботы в первую
очередь государства и его органов, о чем
в той или иной форме говорится, к примеру,
в ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е»
ст. 114 Конституции РФ. В частности, в ст.
2 недвусмысленно сказано: «Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина – обязанность
государства». Эта же идея содержится
в ч. 1 ст. 45 «Государственная защита прав
и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации гарантируется».
Одним
из органов обеспечения общественного
порядка является дознание. Деятельность
органов дознания носит публично-правовой
характер. Преступление, являясь наиболее
опасным видом правонарушений, причиняет
личности, правам и свободам граждан,
обществу, государству значительный
вред. А это, в свою очередь, обязывает
полномочные органы государства
принять все предусмотренные
законом меры по охране прав и свобод
человека и гражданина, собственности,
общественного порядка и общественной
безопасности, окружающей среды, конституционного
строя Российской Федерации от преступных
посягательств, а также предупреждение
преступлений.
Предварительное расследование подразделяется
на две формы - дознание и
предварительное следствие. Между органами
дознания и предварительного следствия
имеются и сходство, и различия. Общие
их черты заключаются в следующем: они
выполняют одни и те же задачи применительно
к различным видам уголовных преступлений;
обязаны возбудить уголовное дело в пределах
своей компетенции при наличии признаков
преступления; осуществляют свою деятельность
на основе единого уголовно-процессуального
законодательства; соблюдают единую процессуальную
форму в своей деятельности.
Основные же различия заключаются
в том, что дознание и предварительное
следствие осуществляются разными
органами. В определенных случаях
дознание предшествует предварительному
следствию. Имеются также некоторые
различия в объеме процессуальных
полномочий следователя и лица,
производящего дознание, в сроках
производства дознания и следствия
и т.д.
Дознание
в той или иной форме по подавляющему
большинству дел проводит милиция.
В своей деятельности милиция
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Законом «О милиции»,
федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации,
конституциями, уставами, законами
и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской
Федерации.
В целом милиция является составной
частью довольно обширной системы
органов Министерства внутренних
дел. В центральном аппарате этого Министерства
(его структура частично утверждена Указом
Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 433) имеется
ряд подразделений (например, главные
управления уголовного розыска, по экономическим
преступлениям, по организованной преступности,
по незаконному обороту наркотиков, обеспечения
общественного порядка, Государственная
инспекция безопасности дорожного движения),
которые в совокупности и образуют вместе
со своими местными службами то, что мы
привыкли называть милицией. Ее низовыми
звеньями, куда чаще всего идут со своими
заботами граждане, являются отделы или
отделения милиции. Практически в каждом
из таких отделов или отделений либо ином
территориальном органе основного звена
имеются службы уголовного розыска, патрульно-постовая,
дежурная часть и т.д.
По Закону о милиции (в ред.
Законов РФ от 18.02.1993 г. № 4510-1,
от 01.07.1993 г. № 5304-1, Федеральных
законов от 15.06.1996 г. № 73-ФЗ, от
31.03.1999 г. № 68-ФЗ, от 06.12. 1999 г. №
209-ФЗ) она подразделяется на криминальную
милицию и милицию общественной
безопасности.
В своей деятельности милиция
подчиняется Министерству внутренних
дел РФ, министерствам внутренних
дел и управлениям внутренних
дел республик, краев и областей
– субъектов Российской Федерации.
Милиция общественной безопасности,
кроме того, подчиняется еще соответствующим
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления[1].
2.2. Цели
и задачи, функции органов дознания
Возбуждение уголовного дела, быстрое
и полное раскрытие преступления,
уголовное преследование лиц,
совершивших преступление, обвинение
их перед судом, судебное рассмотрение
и разрешение дела с тем,
чтобы совершивший преступление
был осужден, подвергнут справедливому
наказанию или, в соответствии
с уголовным законом, освобожден
от ответственности или наказания
– все эти задачи реализуются
в уголовном процессе.
Расследование уголовных дел
расследование уголовных дел
часто называют предварительным
расследованием. Обусловлено это
тем, что оно приводит к предварительным
выводам и предшествует разбирательству
в суде уголовных дел. Предварительное
расследование представляет собой
деятельность особо уполномоченных
государством органов по установлению
события преступления, по розыску
и изобличению виновного или
виновных в совершении преступления,
по возмещению причиненного преступлением
ущерба и принятию мер по
устранению причин совершенного
преступления и предупреждению
новых.
Для выполнения задач органы
предварительного расследования
наделяются законодателем специальными
полномочиями, которые в основном
перечислены в Уголовно-процессуальном
кодексе Российской Федерации
(далее – УПК РФ)[2]. Их деятельность
состоит прежде всего в сборе доказательств
виновности (или невиновности) лица в совершении
преступления. Если органами предварительного
расследования собраны доказательства
виновности лица, то эти органы, изложив
свои выводы в обвинительном заключении,
направляют все материалы дела через надзирающего
над законностью расследования прокурора
в суд, который окончательно разрешает
вопрос о виновности лица (лиц) в совершении
преступления и назначает меру наказания.
Исходя из сказанного можно сделать вывод,
что роль предварительного расследования
весьма велика. От его оперативности, своевременности
и объективности во многом зависит законность,
обоснованность и справедливость судебного
приговора. Высококачественное и умело
проведенное расследование дает суду
возможность правильно разобраться в
существе совершенного преступления,
виновности или невиновности подсудимого,
избрать справедливую меру наказания,
а также решить все другие вопросы, связанные
с постановлением приговора.
Основными задачами криминальной
милиции являются: выявление, предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений,
по делам о которых обязательно
производство предварительного
следствия, а также организация
и осуществление розыска лиц,
скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся
от исполнения уголовного наказания,
без вести пропавших и иных
лиц в случаях, предусмотренных
законодательством. Криминальная
милиция оказывает содействие
милиции общественной безопасности
в исполнении возложенных на
нее обязанностей.
В настоящее время в состав криминальной
милиции входят оперативно-розыскные
(уголовного розыска, борьбы с экономическим
преступлениями, борьбы с незаконным оборотом
наркотиков), научно-технические и иные
подразделения, необходимые для решения
стоящих перед ней задач и оказания помощи
милиции общественной безопасности.
Основными же задачами милиции
общественной безопасности является
обеспечение безопасности личности,
общественной безопасности, охрана
собственности, общественного порядка,
выявление, предупреждение и пресечение
преступлений и административных
правонарушений, раскрытие преступлений,
по делам о которых производство
предварительного следствия не
обязательно, розыск отдельных
категорий лиц, установление места
нахождения которых отнесено к компетенции
милиции общественной безопасности. Милиция
общественной безопасности оказывает
содействие криминальной милиции в исполнении
возложенных на нее обязанностей.
В состав милиции общественной
безопасности входят дежурные
части, подразделения патрульно-постовой
службы, Государственной инспекции
безопасности дорожного движения,
охраны объектов по договорам,
участковые инспектора милиции,
изоляторы для временного содержания
задержанных и заключенных
под стражу лиц и иные подразделения,
необходимые для решения стоящих
перед ней задач. В составе
органов местной милиции формируются
подразделения (отделы, группы) дознания,
главная задача которых - осуществление
дознания, заменяющего предварительное
следствие.
Кроме того, на органы дознания
возлагается принятие необходимых
оперативно-розыскных и иных предусмотренных
уголовно-процессуальным законодательством
мер в целях обнаружения преступлений
и лиц, их совершивших. Однако
эта деятельность не является
дознанием, а относится к самостоятельной
функции. Ее выполнение возлагается
только на те органы дознания, которые
располагают оперативными службами.