Ненадзорные функции прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Прокурорский надзор – это деятельность весьма большая по объему и сложная по содержанию, поэтому требует выделения в рамках единого надзора определенных участков деятельности со специальным предметом надзора, методом его осуществления, пределами, полномочиями прокуроров, осуществляющих надзорную деятельность. Эти участки прокурорского надзора, рассматриваются как направления деятельности прокуратуры, ее функции. Функции прокуратуры можно подразделить на надзорные и ненадзорные.

Оглавление

Введение
§ 1. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.
§ 2. Внутриорганизационная деятельность прокурора.
§ 3. Координация деятельности правоохранительных органов.
Заключение

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Данная  функция прокуратуры имеет важное значение в укреплении законности в  правосудии. Участвуя в рассмотрении вышестоящими судами уголовных дел по жалобам и протестам, прокуратура, во-первых, способствует устранению судебных ошибок. Во-вторых, непосредственно получая из рассматриваемых дел конкретную информацию о качестве предварительного следствия и прокурорского надзора в подчиненных прокуратурах, вышестоящая прокуратура может оперативно влиять на устранение недостатков и улучшение работы. 

§ 2. Внутриорганизационная  деятельность прокурора. 

    Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с зональным и предметным принципам.

    Зональный принцип означает организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.

    В прокуратурах субъектов Федерации  в состав зоны в зависимости от объема работы включаются прокуратуры  одного или нескольких районов и  городов. Прокурор отдела (управления), за которым закреплена соответствующая  зона, в пределах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, изучает в этих целях состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры.7

    Зональные прокуроры ведут и так называемые рабочие производства (наряды), в  которых сосредоточиваются находящиеся  на исполнении документы, а также  отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются данные о положительном опыте работы.

    Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление  прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений  граждан и организаций, на участие  в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, организации работы в горрайпрокуратурах своей зоны. Это позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

    Предметный принцип. Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется и предметный принцип. Термин «предметный принцип» происходит по существу от понятия предмета прокурорского надзора и означает организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура.

    Предметный  принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.8

    В органах прокуратуры применяется  предметно-зональный принцип организации  работы, когда за зональными прокурорами  закрепляются еще и определенные «предметы ведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.

§ 3. Координация деятельности правоохранительных органов.

    Координационная функция прокуратуры нормативно определена в ст.8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    В Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утверждено Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567) определены цели, принципы, направления, формы координации, круг полномочий участников.

    В приказе Генерального прокурора  Российской Федерации «Об организации  работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» от 26 июня 1997 г. № 34 реализация полномочий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью признана одним из важнейших направлений работы органов прокуратуры. Предписано: «Регулярно, но не реже одного раза в квартал, проводить координационные совещания руководителей органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов федеральной службы налоговой полиции и органов таможенной службы с приглашением при необходимости на них руководителей исполнительной и представительной (законодательной) власти, судов и других заинтересованных ведомств. Разрабатывать и осуществлять совместные меры, но борьбе с преступностью. Возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации координацию деятельности по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, военных, транспортных и других специализированных прокуратур, дислоцирующихся на территории соответствующих субъектов Федерации».9

    Основной  целью координации является повышение  эффективности воздействия на преступность путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

    Борьба  с иными, непреступными правонарушениями также может осуществляться в рамках координационной деятельности, поскольку она направлена на установление и устранение таких право нарушений, которые могут способствовать совершению преступлений, перерастать из непреступных в преступные.

    Под борьбой с преступностью подразумевается  деятельность уполномоченных государственных  органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению, уголовному преследованию и наказанию  виновных в совершении преступлений.

    Возлагая  на прокуратуру функцию координации  деятельности правоохранительных органов, но борьбе с преступностью, законодатель не определил ни круг таких органов, ни критерии, по которым они могут  быть, а отнесены к числу правоохранительных органов. В ст.8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» названы лишь органы МВД, налоговой полиции, Федеральной службы безопасности и Государственного таможенного комитета. Анализ законодательства, а также структур различных государственных органов позволяет сделать вывод, что правоохранительными являются органы, которые законодательно наделены полномочиями по выполнению правоохранительных функции, направленных специально на борьбу с преступностью, то есть:

1. охрана общественного порядка и безопасности;

2. оперативно-розыскная деятельность (ОРД);

3. дознание по делам о преступлениях;

4. предварительное расследование преступлений.

    Координация осуществляется на основе равенства  всех ее участников, самостоятельности  каждого правоохранительного органа при выполнении согласованных решений, ответственности руководителей  каждого правоохранительного органа за выполнение решений при непременном соблюдении законности. Это основополагающие принципы.

    В Положении также закреплен принцип  гласности, который действует в  той мере, в какой он не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне. В этой связи положительной следует признать практику освещения органами прокуратуры работы координационных совещаний в средствах массовой информации.

    Принципами координации также являются системность и постоянство координации, при соблюдении которых обеспечивается эффективность работы всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью на всех уровнях, а, следовательно, - воздействия на преступность.

    Основные, наиболее общие приоритеты координации определены приказом Генерального прокурора РФ № 34: «Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков» (п. 1.3).

    Координационная деятельность правоохранительных органов  осуществляется в различных формах, выбор которых определяется ее участниками исходя из задач и полномочий каждого их них. Важно оперативно отреагировать на изменения в обстановке, использовать механизм координации для нахождения путей правильного реагирования, выработки единых взглядов и подходов к оценке криминальной обстановки в регионе, городе, районе.

    Основные  формы координации определены в  Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. К ним относятся:

1 совместная разработка предложений к проектам региональных программ борьбы с преступностью как в целом, так и с отдельными видами преступлений;

2 проведение координационных совещаний;

3 оперативный обмен текущей информацией по вопросам борьбы с преступностью;

4 создание следственно оперативных групп для расследования тяжких и особо тяжких преступлений;

5 проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению;

6 взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций, привлечение представителей правоохранительных органов к участию в учебе кадров по планам соответствующих органов;

7 оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности правоохранительных структур в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

8 издание совместных приказов, указаний;

9 разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.10

Координационные совещания правоохранительных органов созываются, как правило, по следующим вопросам: оценка состояния преступности, итоги выполненной работы по ее пресечению, предупреждению, распространение положительного опыта, разбор недостатков в деятельности конкретных органов – участников борьбы с преступностью. Прокуроры выступают на совещаниях с докладами об итогах работы за соответствующий период, заслушиваются руководители других правоохранительных органов.

Формируются, уточняются текущие и перспективные  задачи, вырабатываются и согласовываются конкретные меры. В зависимости от повестки заседания и предварительной оценки ситуации на совещания приглашаются представители контролирующих органов, работа которых имеет отношение к обсуждаемым вопросам. В итоговых межведомственных совещаниях участвуют представители всех правоохранительных органов города (района), судов, органов юстиции, а также представители специализированных прокуратур. 
 
 

     Список  Литература:

1) Конституция РФ. М., 1996. 

2) Федеральный закон о прокуратуре РФ от 17.11.1995 г.

3) Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» от 26 июня 1997 г. № 34.

4) Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. – М., Издательство "Зерцало", 2001. — 512 с.

5) Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений //

Государство и право. 1993. № 7.

6) Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2004. - 480 с.

7) Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. – М.: Юристъ, 2000. – 400 с

8)Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. Винокурова Ю.Е. М.: МНЭПУ Юрайт, 2000. - 336 стр. 
 

Информация о работе Ненадзорные функции прокуратуры