Ненадзорные функции прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Прокурорский надзор – это деятельность весьма большая по объему и сложная по содержанию, поэтому требует выделения в рамках единого надзора определенных участков деятельности со специальным предметом надзора, методом его осуществления, пределами, полномочиями прокуроров, осуществляющих надзорную деятельность. Эти участки прокурорского надзора, рассматриваются как направления деятельности прокуратуры, ее функции. Функции прокуратуры можно подразделить на надзорные и ненадзорные.

Оглавление

Введение
§ 1. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.
§ 2. Внутриорганизационная деятельность прокурора.
§ 3. Координация деятельности правоохранительных органов.
Заключение

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Ивановский государственный университет»

Юридический факультет 
 
 

Контрольная работа

по Прокурорскому  надзору

на тему

Вариант 3 (К-П)

 Ненадзорные функции прокуратуры. 
 

Выполнила студентка

2 курса 4 группы

отделения заочного обучения

Нуранеева Д.Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иваново 2011 

Оглавление.

          Введение

§ 1. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. 

§ 2. Внутриорганизационная деятельность прокурора. 

§ 3. Координация деятельности правоохранительных органов.

    Заключение 

Введение

    Прокурорский  надзор – это деятельность весьма большая по объему и сложная по содержанию, поэтому требует выделения  в рамках единого надзора определенных участков деятельности со специальным  предметом надзора, методом его осуществления, пределами, полномочиями прокуроров, осуществляющих надзорную деятельность. Эти участки прокурорского надзора, рассматриваются как направления деятельности прокуратуры, ее функции. Функции прокуратуры можно подразделить на надзорные и ненадзорные.

    К надзорным функциям законодатель относит: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Ненадзорные функции прокуратуры выражаются в уголовном преследовании, при участии в рассмотрении дел судами, в координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и в правотворческой деятельности. Вся деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса направлена на обеспечение возможности для него формулирования против конкретного лица государственного обвинения в преступлении в совершении которого это лицо законно и обоснованно изобличено в результате предварительного расследования. Совершенно правильным в этой связи представляется мнение 

И. Л. Петрухина: «Прокурор не может претендовать на роль «четвертой» (надзирающей) власти. Он должен быть отнесен к исполнительной власти, а конкретнее должен быть органом публичных преследований. Именно в этом качестве он должен выступать не только в суде, но и при расследовании преступлений: не надзирать (обвинительная власть не может осуществлять надзор), а преследовать по закону» 1 

§ 1. Участие прокурора  в рассмотрении судами уголовных дел. 

    Формулируя  в ст. 1 Закона о прокуратуре задачи этого органа, законодатель в качестве главной функции, определяющей предназначение прокуратуры в государстве, называет надзор за исполнением действующих на территории Федерации законов.

    Вместе  с тем, как это прямо указано  в ч. 1 ст. 1 Закона, прокуратура выполняет  и иные функции, установленные федеральными законами. Одна из таких функций определена в разд. 3 гл. 1, ст. 1: "Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дела судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов". Таким образом, участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестование ими судебных решений не рассматривается законодателем как осуществление надзора.2

      Участие прокурора в рассмотрении судом  уголовных дел регулируется ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ. «Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства».

    В условиях построения правового государства  участие прокуратуры в судебной деятельности в рассмотрении уголовных  дел судами приобретает особо  важное значение. Суд становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и законных интересов человека. Реализуя определенные в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» приоритетные цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура самостоятельно или во взаимодействии с судом осуществляет свою правозащитную функцию.3

    В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре и нормами процессуального законодательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных дел, осуществляет две основные функции. Во-первых, он принимает непосредственное участие в рассмотрении судом конкретных уголовных дел. С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника стороны уголовного судопроизводства.

    Во-вторых, функция прокурора в судопроизводстве состоит в надзоре за законностью  решений, приговоров, определений или  постановлений суда. Реализация этой, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, функции предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности.

    Прокурор, участвует в рассмотрении судами уголовных дел в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством.

    Активное, профессионально грамотное участие прокурора в судебном разбирательстве - важное условие и гарантия законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела, как они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.

    Формы участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел (они определены ст. 35—39 Закона о прокуратуре) весьма многообразны. Это:

    участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции (а после введения в действие нового УПК РФ также и судом апелляционной инстанции);

    опротестование  приговоров, определений и постановлений судов (судей), не вступивших или вступивших в законную силу;

    участие в рассмотрении уголовных дел в контрольных стадиях уголовного судопроизводства: кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

    участие при разрешении судом вопросов, связанных  с исполнением приговоров.4

    Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции — важнейшая  часть возложенной на прокуратуру  функции уголовного преследования (ч. 2 ст. 1 Закона), как деятельности, направленной на изобличение лица, совершившего преступление, привлечение его к ответственности, направление дела в суд и обоснование обвинения перед судом. Уголовно-процессуальный кодекс содержит лишь немногочисленные указания на обязательное участие прокурора в рассмотрении уголовных дел.

    В суде первой инстанции по уголовным  делам прокурор обязан участвовать в следующих случаях:

по делам, рассматриваемым судом присяжных (ст. 428 УПК);

когда участие прокурора признано судом  необходимым (ч. 2 ст. 228 УПК);

в разбирательстве  дел о применении принудительных мер медицинского

характера (ч. 1 ст. 408 УПК).

    Основной  функцией прокурора, участвующего в  рассмотрении судом уголовных дел, является согласно п. 2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре  РФ» и п. 1 ст. 37 УПК РФ осуществление  уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. В соответствии с ч. 3 ст. 243 УПК прокурор, как и любой другой участник процесса, вправе высказывать возражения против действий председательствующего, которые подлежат занесению в протокол судебного заседания. Наконец, если, несмотря на принимаемые меры, нарушения закона не устранены, и судом постановлен незаконный или необоснованный приговор, прокурор обязан его опротестовать (ч. 2 ст. 325 УПК).5

    В процессе судебного следствия формируется в основном позиция прокурора и в значительной мере выводы, которые сделает впоследствии суд. Именно на этом этапе должен быть создан фундамент в виде совокупности доказательств, однозначно подтверждающих обвинение (если оно действительно подтвердилось). Государственный обвинитель должен прежде всего представить суду доказательства, собранные предварительным следствием. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела завершается выступлением в судебных прениях: с обвинительной речью или обоснованием отказа от обвинения. Выступая в прениях, прокурор должен высказать и обосновать свою позицию по вопросам, которые, согласно ст. 303 УПК, подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Это прежде всего вопрос о виновности подсудимого.6

    При определении статуса, прав и обязанностей прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела следует исходить из того, что поддержание обвинения для него — не самоцель: осуществление уголовного преследования логически вытекает из возложенных на прокурора обязанностей по надзору за исполнением законов, принятию мер к устранению их нарушений и привлечению виновных к ответственности (ст. 1, 22, 27, 33 «Закона о прокуратуре»). Поддержание государственного обвинения есть продолжение, одна из форм реализации правозащитной функции прокуратуры.

    Деятельность прокурора в суде определяют три рода правил. Прежде всего это закон: Конституция Российской Федерации, Закон о прокуратуре, Уголовный кодекс; наиболее детальная регламентация участия прокурора в суде содержится в Уголовно-процессуальном кодексе. Уголовно-процессуальный закон устанавливает: что, в каких процессуальных формах, в каком порядке должен делать прокурор в судебном разбирательстве. Но закон не определяет, как прокурор выполняет эти обязанности, как именно ему следует действовать по делам той или иной категории, в той или иной конкретной ситуации; каковы должны быть содержание, так сказать, технология его деятельности, тактика и методика производства тех или иных следственных действий. Это — предмет других дисциплин.

    Изучение  и обобщение прокурорской и судебной практики, применение к судебному разбирательству ряда положений, разработанных криминалистикой для предварительного следствия, позволяют подготовить рекомендации, столь необходимые сегодня прокурорам, выступающим в судах. И еще важный компонент, неразрывно связанный с указанными двумя, без которого невозможен действительно высокий уровень выступления прокурора в суде. Это этические начала, которые позволяют уяснить нравственную основу процессуальных правил и запретов, оценить допустимость тех или иных приемов обвинения с точки зрения требований морали.

    В кассационном порядке может быть опротестован любой приговор любого суда. На приговор суда прокурором приносится кассационный протест. Право принесения кассационного и частного протеста принадлежит, прежде всего, прокурору, который поддерживал в суде обвинение по данному делу, независимо от занимаемой им должности (ч. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре). Согласно ч. 1 ст. 335 УПК при рассмотрении дела в кассационном порядке прокурор дает заключение о законности и обоснованности приговора (это относится также к иному обжалованному или опротестованному судебному решению).

Информация о работе Ненадзорные функции прокуратуры