Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, а также квалифицирующие признаки; выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………5
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОГО НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………….13
2.1 Объективные признаки преступления……………………………………..13
2.2 Субъективные признаки преступления……………………………………18
2.3 Квалифицирующие признаки преступления………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..26

Файлы: 1 файл

курсовая по угол.праву Кати.docx

— 55.19 Кб (Скачать)

Так, Железноводским городским судом Ставропольского  края 26 июня 2007 г. С. осужден по ч. 2 ст. 264 УК РФ. Он признан виновным в том, что, управляя автомобилем, допустил умышленное нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека18.

Субъектом преступления является лицо, управляющее механическим транспортным средством. Для квалификации действий виновного по ст. 264 УК РФ не имеет значения, управляло ли лицо собственным транспортным средством или принадлежащим государственной, муниципальной, общественной, иной организации, совершило аварию во время работы или в свободное от нее время, управляло транспортным средством правомерно или в результате самовольного захвата и угона, были ли у виновного в момент управления транспортным средством водительские права или он не имел или был лишен их.

В пункте 2 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. № 25 «О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с  нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным  завладением без цели хищения» разъясняется, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего  возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для  перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом  транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее  транспортным средством, в том числе  лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном  законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного  средства, а также лицо, обучающее  вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Итак, субъективная сторона - неосторожность. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

2.3 Квалифицирующие  признаки преступления

 

В 2009 году в  ст. 264 УК РФ были внесены изменения  в части правовой регламентации  квалифицирующих признаков.19

Таким изменения  связаны со следующим. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» был разработан во исполнение пункта 1 перечня поручений по результатам  совещания Президента Российской Федерации  с членами Правительства Российской Федерации 16 октября 2006 г. (№ Пр-1826 от 23 октября 2006 г.). Данный проект был направлен на усиление уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения.

Во время  действия старой редакции УК РФ ст. 264 за совершение дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадавшим причинен легкий или средний тяжести вред здоровью, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа или лишения права управления транспортными средствами. Уголовная ответственность была установлена в статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» за совершение ДТП, в результате которого наступили тяжкие последствия (причинен тяжкий вред здоровью или смерть одного и более человек).

При этом санкции  указанной статьи были одинаковы  как для водителей, находившихся в состоянии опьянения, так и  для трезвых водителей. Вместе с  тем, как свидетельствуют результаты анализа статистической информации, только за 6 месяцев 2008 г. на дорогах нашей страны произошло почти 100 тыс. ДТП, в которых погибли более 12,9 тыс. и получили ранения свыше 123 тыс. человек, при этом каждое тринадцатое ДТП в Российской Федерации совершено водителями, находящимися в нетрезвом состоянии (за указанный период 2008 г. их количество составило около 6,5 тыс.).20

В связи с  этим назрела необходимость внести такой квалифицирующий признак  состава преступления, предусмотренного в статье 264 УК РФ, как нахождение лица, совершившего преступление, в  состоянии опьянения.

Таким образом, на сегодняшний день в ст. 264 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие  признаки:

1) нарушение  лицом, управляющим автомобилем,  трамваем либо другим механическим  транспортным средством, правил  дорожного движения или эксплуатации  транспортных средств, совершенное  лицом, находящимся в состоянии  опьянения, повлекшее по неосторожности  причинение тяжкого вреда здоровью  человека;

2) нарушение  лицом, управляющим автомобилем,  трамваем либо другим механическим  транспортным средством, правил  дорожного движения или эксплуатации  транспортных средств, повлекшее  по неосторожности смерть человека;

3) нарушение  лицом, управляющим автомобилем,  трамваем либо другим механическим  транспортным средством, правил  дорожного движения или эксплуатации  транспортных средств, совершенное  лицом, находящимся в состоянии  опьянения, повлекшее по неосторожности  смерть человека;

4) нарушение  лицом, управляющим автомобилем,  трамваем либо другим механическим  транспортным средством, правил  дорожного движения или эксплуатации  транспортных средств, повлекшее  по неосторожности смерть двух  или более лиц;

5) нарушение  лицом, управляющим автомобилем,  трамваем либо другим механическим  транспортным средством, правил  дорожного движения или эксплуатации  транспортных средств, совершенное  лицом, находящимся в состоянии  опьянения, повлекшее по неосторожности  смерть двух или более лиц.

Из вышеизложенного  можно сделать вывод: обязательным признаком состава преступления является причинная связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств и наступившими в результате последствиями.

Непосредственным  объектом рассматриваемого преступления является безопасность функционирования (движения и эксплуатации) всех тех  видов механических транспортных средств.

Объективная сторона преступления включает в  себя совокупность следующих признаков: а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств; б) наступление определенных последствий; в) причинную связь  между фактом нарушения правил и  наступившими в результате последствиями.

Субъективная  сторона характеризуется неоднородностью  психического отношения виновного  к действию и его последствиям. Анализ судебной практики показывает, что правила безопасности нарушаются в основном умышленно, к последствиям же этих нарушений субъект относится  неосторожно (в виде преступного  легкомыслия или небрежности).

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нарушения правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств законодателем выделены в отдельную норму УК РФ. Согласно диспозиции ст. 264 УК РФ данная норма  охраняет два объекта: безопасность движения и эксплуатации на транспорте, жизнь и здоровье человека.

Безопасность дорожного  движения федеральным законом определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Нарушение правил дорожного  движения может заключаться в  превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и  стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных  переездов, неправильном маневрировании на дороге.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных  транспортных средств, в нарушении  правил перевозки людей, грузов.

Рассматривая такие уголовные  дела необходимо помнить о сложной  форме вины по данным преступлениям. Диспозиция ст. 264 уголовного закона говорит  о прямом умысле виновного лица на нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее указанные в статье последствия. На практике имеют место  ошибки, связанные с установлением  такого умысла.

Несмотря на прямой умысел виновного лица на нарушение правил дорожного движения, результатом  которого стало причинение вреда  здоровью потерпевшего либо наступила  смерть человека, законодатель определяет неосторожный характер вины по отношению  к наступившим последствиям. В  противном случае необходимо рассматривать  содеянное как умышленное убийство, совершенное с использованием соответствующего транспортного средства.

Обязательным  признаком состава преступления является причинная связь между  нарушением правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств и наступившими в результате последствиями.

Непосредственным  объектом рассматриваемого преступления является безопасность функционирования (движения и эксплуатации) всех тех  видов механических транспортных средств.

Объективная сторона преступления включает в  себя совокупность следующих признаков: 1) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств; 2) наступление определенных последствий; 3) причинную связь между  фактом нарушения правил и наступившими в результате последствиями.

Субъективная  сторона характеризуется неоднородностью  психического отношения виновного  к действию и его последствиям. Анализ судебной практики показывает, что правила безопасности нарушаются в основном умышленно, к последствиям же этих нарушений субъект относится  неосторожно (в виде преступного  легкомыслия или небрежности).

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

В ст. 264 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие  признаки: 1) нарушение лицом, управляющим  автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного  движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся  в состоянии опьянения, повлекшее  по неосторожности причинение тяжкого  вреда здоровью человека; 2) нарушение  лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека; 3) нарушение лицом, управляющим  автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека; 4) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц; 5) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

В процессе работы были выявлены следующие проблемы:

1) не надлежащем  образом изложен способ описания  предмета преступления, предусмотренного  ст. 264 УК РФ;

2) в судебной  практике известные трудности  представляет решение проблемы  отграничения рассматриваемого  преступления от смежных составов. Такие трудности возникают, в  частности, в процессе квалификации  действий лиц, нарушающих правила  эксплуатации самоходных машин;

3) на практике  нередко возникают ситуации, когда  в результате транспортного преступления  вредные последствия различной  степени тяжести причиняются  нескольким потерпевшим. В такой  ситуации судебная практика испытывает  сложности в квалификации;

4) определенные  трудности на практике возникают  при квалификации действий ученика  и инструктора, стажера и водителя-наставника.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Нормативные правовые акты

1.1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

    1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. 16.10.2012 г.)// СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
    2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (ред. от 02.10.2012г.)// СЗ РФ. - 2001. - № 32. - Ст. 1526.
    3. «О безопасности дорожного движения»: Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ (ред. от 28.07.2012г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 24. - Ст. 126.
    4. Указ Президента РФ от 15.06.1998 №711 (ред. от 03.07.2008) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.07.2008)

 

Судебная и арбитражная практика

2.1 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09 дек. 2008 г. № 25 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. - № 2.

    1. Обзор судебной работы гарнизонных военных судов: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].
    2. Дело № 19-Д08-6: Определение Верховного Суда РФ от 17 марта 2008 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2008. - № 7.
    3. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М., 2009
    4. Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. - № 4. - С. 14 - 15.
    5. Статистические данные МВД России // www.mwd.ru

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств