Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Законодательные акты Российской Федерации предоставляют органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (по тексту ОРД), полномочия производить действия и принимать решения, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту ОРМ). Такая возможность предусмотрена ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, обусловлена необходимостью защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности страны.

Оглавление

Вопрос 1
Основания и порядок судебного рассмотрения
материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий……………………………………………3
Вопрос 2 Понятие и характерные черты военной службы как вида федеральной государственной службы………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая право.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Содержащееся в Законе определение позволяет сделать  вывод о том, что государственные организации и органы, в которых учреждается военная служба, осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства, что не в полной мере соответствует ее предназначению - непосредственное решение задач в области обороны и военной безопасности. С учетом изложенного понятие военной организации государства, содержащееся в Военной доктрине Российской Федерации, должно быть уточнено. Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.

Также нет единого  мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах. Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную.

Недостатком указанной  классификации является то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба. Так, согласно ст. 16 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации" органы ФСБ России комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Причем сотрудниками органов ФСБ являются военнослужащие, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих. Следовательно, в органах ФСБ России предусмотрена как военная служба, так и иная государственная служба по решению задач в сфере национальной безопасности.

Д.Н. Бахрах называет военную  службу разновидностью милитаризованной службы, которая, в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. К милитаризованной службе он также относит службы: милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД России, военизированную охрану МПС, горно-спасательную службу и др. 18

С указанной классификацией вряд ли можно согласиться, поскольку  термин "милитаризм" обычно применяется  для характеристики военной мощи, наращивания вооружений и активизации  военных приготовлений, не носящих  оборонительного характера. К тому же предложенная классификация страдает таким недостатком, как смешение в одно системное явление разноуровневых понятий.

Так, по нашему мнению, к  государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., т.е. задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо.

Военная служба является видом федеральной государственной службы и характеризуется следующими признаками:

- она исполняется в  целях сохранения государственного  суверенитета и территориальной  целостности, а также выполнения  ряда иных функций, отнесенных  Конституцией Российской Федерации  к исключительному ведению Российской Федерации;

- финансирование государственных  органов и организаций, в которых  предусмотрена военная служба, происходит  только из федерального бюджета;

- правовое регулирование  военной службы осуществляется  только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации.

Г.В. Атаманчук, считающий  государственную службу целостным  социально-правовым институтом, т.е. не суммой служб на различных уровнях  и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах)

Федеральный закон "О  системе государственной службы Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации "О Федеральной программе "Реформирование службы Российской Федерации" (2003 - 2005 годы)" от 19 ноября 2002 г. N 1336 предлагают деление государственной службы на гражданскую, правоохранительную и военную. Недостатком предложенной классификации является то обстоятельство, что к правоохранительной государственной службе будет отнесена служба в организациях и органах, суть деятельности которых не состоит в осуществлении правоохранительных функций (например, дипломатическая, фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарных органах).

Военная реформа, в конечном счете, предполагает реформирование военной  организации государства, в том  числе выведение из военной организации  государственных органов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: ФСБ России, СВР России, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства, Главного управления спецпрограмм, ФПС России, т.е. предложенная в Законе классификация видов государственной службы в ближайшее время может "устареть", что потребует последующего изменения законодательства.

В основу классификации  должен быть положен критерий, позволяющий  сгруппировать наиболее близкие  по характеру служебной деятельности виды государственной службы. По нашему мнению, методологически обоснованным для указанных целей является критерий использования тех или иных методов решения стоящих перед государственными организациями и органами, в которых исполняется государственная служба, задач. Методы решения задач государственными организациями и органами обусловливают особые организационные отношения между лицами, в них входящими. По указанному критерию государственная служба может быть разделена на следующие виды: гражданскую, специальную (военизированную) и военную.

Цели государства - это  пути для удовлетворения его потребностей, которые достигаются решением определенных государственно-значимых задач. Военная  служба обеспечивает независимость, государственный  суверенитет и целостность государства специфическими военными методами.

Таким образом, военная  служба - это особый вид установленной  государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных  организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах, решающих задачи по защите Отечества (обороне и военной безопасности) специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения. Решение задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.19

Из теоретико-правового  определения военной службы можно сформулировать определение военной службы для целей Закона, которое бы отражало его сущностное содержание: "Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства".

Посредством исполнения военной службы реализуются функции  отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

Федеральный закон "О  системе государственной службы Российской Федерации" определяет федерального государственного служащего как  гражданина Российской Федерации, осуществляющего  профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающего денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 10). Применительно к военнослужащим к федеральным государственным служащим предлагается относить только военнослужащих, поступающих на военную службу в добровольном порядке (по контракту), поскольку критерием отнесения является получение денежного содержания (вознаграждения, довольствия), что не является характерным признаком для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Таким образом, предлагается искусственное деление военнослужащих на государственных служащих (исполняющих  военную службу в добровольном порядке) и просто военнослужащих (призываемых  на военную службу), которые не будут  являться государственными служащими, т.е., следуя предлагаемой логике, можно находиться на государственной службе и не являться государственным служащим, что имело место по действующему законодательству о государственной службе. Указанный подход не оправдан как с теоретической, так и с практической точки зрения. Военнослужащий, призванный на военную службу, должен являться временным федеральным государственным служащим.

По нашему мнению, федеральными государственными служащими должны являться граждане Российской Федерации, осуществляющие деятельность на должностях федеральной государственной службы и обеспечиваемые денежным и иным содержанием (вознаграждением, довольствием) за счет средств федерального бюджета, что позволит отнести к ним все категории военнослужащих.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.10.2012)
  3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012)
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об оперативно-розыскной деятельности"
  5. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об обороне"
  6. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
  7. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
  8. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 15.10.2012) "О статусе военнослужащих"
  9. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. № 1.
  10. Информационное письмо заместителя Генерального прокурора Рос. Федерации В. Я. Гриня «О применении отдельных положе-ний Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” в связи с постановлением Европейского суда по правам человека по жалобе № 4378/02 по делу “Быков против Российской Федерации”» от 4 февраля 2010 г. № 69-11-2010.
  11. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2012. С. 122 - 125.
  12. Атмажитов В.М. Оперативно - розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики / В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров // Государство и право. - 2010. - №3 
  13. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2011. С. 121.
  14. Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 2008. С. 186.
  15. Гущин А.Н., Громов Н.А., Царева П.Н. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учеб.-практич. пособие М.: Изд. И.И. Шумилова, 2008. - 143 с.
  16. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А.. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. №144 - ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности». (Электронный ресурс) справочная правовая система Консультант плюс
  17. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю. // К вопросу о регламентации оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. (Электронный ресурс) справочная правовая система Консультант плюс
  18. Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 8. С. 15
  19. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 2009. – 236 с.
  20. Основы оперативно - розыскной деятельности: Учебник / Под ред. В.Б. Рушайло. Серия «Учебник для вузов. Специальная литература». Изд. 2 - е, испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2010. - 720 с.
  21. Шалумов М. С. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие // Российская юстиция. 2011. № 4. С. 15—16.
  22. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно - розыскных мероприятий. Учебное пособие. М., 2006. 68 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"