Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности. Предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Вот почему необходимо, не забывая о правах и свободах, глубоко раскрыть одну из сторон неразрывного диалектического единства: обязанности, ответственность, общественный долг, дисциплина и организованность граждан, - или те широкие права и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы только при выполнении ими своих обязанностей.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН РФ.............................................................. 5
2.ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН
РФ И ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ОБЯЗАННОСТЕЙ................................ 11
2.1 Виды конституционных обязанностей........................................... 11
2.2 Принцип равенства обязанностей.................................................. 15
3.ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ................................. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................... 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. 22
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ................ 24
3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Защита отечества является одной из основных обязанностей граждан. Так же она является и проблемной. Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество — это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы — это не одно и то же.
Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией, военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8 Конституция РФ).
Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федеральным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.
Вопросы прохождения военной службы, а именно: срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др. регулируются Положением, утвержденным Указом Президента РФ. Правовое положение военнослужащих определено Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих».
Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.
Указом Президента РФ в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых_решений_устанавлив
Конституционный Суд РФ в определении отметил, что ответственность за уклонение_от_очередного_призыв
Необходимо учитывать, что проводимая реформа армии, и особенно предстоящий полный переход к регулярной армии на профессиональной основе, повлечет существенное изменение законодательства о военной службе.
Что же касается этой обязанности в целом, то она требует изменения. Военная служба должна осуществляться только профессиональными военными, так как в современной армии, по мнению автора невозможно стать хорошим специалистом за те сроки, которые существуют. В армию должны идти только те, кто действительно хочет служить Родине. Военнослужащим нужно платить хорошую зарплату, чтобы не службе они думали о службе, а не о том, как и чем им накормить семью. Профессиональная армия хоть и тяжелая с экономической точки зрения вещь для государства, но крайне выгодная, так как повышается боеспособность армии, а это приведет и к укреплению мощи нашего государства и потом на армии экономить нельзя, так как это может обернуться против государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования обязанностей граждан РФ В Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием
Таким образом, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил. Также, они являются неотъемлемой частью любой конституции, они отражают наиболее важные вопросы в жизни государства.
Реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать таковым. Для современной Российской Федерации по-прежнему свойственны нарушения личных прав и свобод. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человека не сильна, и это можно объяснить тем, что такое положение особенно характерно для вновь созданных государств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новая Россия. К тому же существовавший на протяжении более семидесяти лет тоталитарный строй породил в гражданах России недоверие к власти и ее возможности обеспечить реализацию прав и свобод человека.
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Нормативно-правовые акты другие официальные документы
1.1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993г. (с изм. и доп. по сост. на30.12.2008)//Российская газета.-1993.-№237
1.2 Федеральный закон РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ( в ред. от 22.02.2003) // СЗ РФ.- 1998. №13, ст.1475
1.3 Федеральный закон РФ от 25.01.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 25.01.1998)// СЗ РФ.-1998. №22, ст.2331
1.4 Федеральный закон РФ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ (в ред. от 06.07.2006) СЗ РФ.-2002 .№ 30, ст. 3030
1.5 Федеральный закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией, военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23.06.1995 № 93-ФЗ//СЗ РФ-1995. № 26, ст. 2401
2. Специальная литература
2.1 Апиян Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. - №5- 368 с.
2.2 Баглай М.В. Конституционное право РФ. Издательство Норма// М.:2003.-650 с.
2.3 Козлова О.Е., Кутафин О.Е. Конституционное право России// М.:Юрист, 2000- 520 с.
2.4 Лукашева Е.И. Права человека, учебник для вузов. Издательство Норма// М.:2004.- 356 с.
2.5 Назаниев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации//М.:1998.- 687 с.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ
г.- город
гл.- глава
НПА - нормативно-правовой акт
РСФСР - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
РФ - Российская Федерация
СЗ - Сборник законодательства
ст.- статья
УК- Уголовный кодекс
ч.- часть
[1] Назаниев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации//М.-1998.- с. 321-329
[2] Козлова Е.И, О.Е.Кутафин. Конституционное право России//М.,Юрист.-2000.-с. 122-129
[3] Апиян Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. - №5.-с.-89-98
[4] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993г. (с изм. и доп. по сост. на30.12.2008)//Российская газета.-1993.-№237
[5] Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ( в ред. от 22.02.2003) // СЗ РФ- 1998.- № 8. 2003.
Информация о работе Конституционные обязанности граждан Российской Федерации