Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема показалась мне наиболее интересной для написания курсовой работы и, как потом выяснилось, достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и обязанности населения в целом или отдельных его групп. В данной работе мы собираемся рассмотреть и проанализировать такой общественно-правовой институт как конституционные обязанности человека и гражданина. Мы попытаемся дать определение этого правового явления, проанализировать причины его появления, способы и препятствия реализации в настоящей действительности.

Оглавление

Введение 3
1. Конституция Российской Федерации 6
1.1. Понятие, сущность, юридические свойства 6
2. Конституционные обязанности человека и гражданина 10
2.1. Сущность конституционных обязанностей 10
2.2. Основные конституционные обязанности 15
3. Гражданство РФ, как основание возникновения конституционных обязанностей 22
Заключение 28
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ готово.rtf

— 436.27 Кб (Скачать)

Забота о памятниках истории и культуры. Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г., Закон РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры 1978 г. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов. Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Эту обязанность охраняют множество законов и нормативных актов. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Именно по этой причине вышеназванную обязанность, закрепленную в Конституции РФ можно считать элементарной.

Немного хотелось бы сказать и видах налогов для полноты представления о данном виде обязанностей. Законом РФ об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. Самый распространенный налог - подоходный -- регламентируется Законом РФ о подоходном налоге с физических лиц от 7 декабря 1991 г., который периодически изменяется и дополняется. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Охрана природы и окружающей среды. Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнения воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. закреплена обязанность граждан соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Основах лесного законодательства Российской Федерации 1993 г., 24 апреля 1995 г. вступил в силу Федеральный закон о животном мире, который вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная6 ответственность 4.

Защита отечества. В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Но зашита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Зашита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Рассматривая данную конституционную обязанность граждан необходимо сказать о том, что граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Исполнение данной обязанности контролирует множество специально созданных органов и нормативных актов, в том числе за уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность7(ст. 80 и 81 УК РСФСР) 9.

Так же хотелось бы и сказать о том, что  предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту.

Но необходимо сказать и о тех гражданах, убеждения которых не позволяют нести военную службу. Существует много таких граждан по убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.). Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон.

Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что обязанности - это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся на ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита отечества и т.д.

 

3.  ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Как известно к числу важнейших элементов института основ правового статуса человека и гражданина относится гражданство. Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 .

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

- в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

- в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

- а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Тем не менее, говоря об основных правах, свободах и обязанностях нельзя не сказать о том, что является основанием к их появлению, как они возникают, а так же и о том, как они связаны с обладанием гражданства. Значимость раскрытия данного понятия в настоящей работе обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты не только прав, свобод, но и обязанностей, установленных государством для своих граждан. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» 8. Данное положение определяет ус-

тойчивую правовую связь человека с государством. В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает  на территории Российской Федерации всей полнотой прав и свобод, а так же равно несет и определенные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Иначе говоря, все основные права граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения - принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

В качестве субъектов права можем рассмотреть лица со следующими статусами:

- граждане РФ

- иностранцы

- лица без гражданства

Граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории РФ, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Иначе говоря,  «личные права» - каждому, «политические» - гражданам.

Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что политические права - вторичны и производны от воли государства. Гражданство и связанные с ним права и обязанности возникнув (по рождению или в соответствии с установленным Законом порядком) длятся до тех пор, пока  не наступит смерть гражданина или не прекратятся  иным законным способом.

Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо - является ли оно гражданином или нет - зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод - так называемое субъективное право, когда9«гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства» 10.

Говоря о наделении субъектов основными правами и свободами, можно сказать, что именно гражданин Российской Федерации  «обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные10 обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»1. Однако, права и свободы любого человека, не являющегося гражданином России признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина или лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязанность соблюдать права и свободы любого человека.

Таким образом, мы можем определить основные права человека и гражданина, как права, закрепленные конституционно.

Помимо этого, существует еще немало прав (и соответственно обязанностей - в этом проявляется дуализм  права) связанных с различными статусами лиц - авторские права, права собственников и т.д.  Все эти права регулируются отраслевым законодательством и, поскольку  все законодательство Российской Федерации  строится на приоритете Основного закона, соответствуют основным правам,  закрепленным в Конституции.

«Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий адрес - как11 каждый человек и гражданин, или каждый гражданин Российской Федерации»7.

 

Статья 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» закона содержит принципы гражданства:

1) Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2). Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др., гражданство Российской Федерации является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации.

2) Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3)

3) Гражданин России не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4). Данный принцип является сравнительно новым в законодательстве о гражданстве. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации ст. 62 Конституции РФ.

4) Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5)

5) Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п. 7)

6) В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации.

В настоящее время получила распространение практика заключения между государствами договоров о двойном гражданстве, Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами гражданства Российской Федерации.

На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица, не имеющие гражданства Российской Федерации так называемые иностранцы. Термин иностранцы в литературе чаще всего используется в качестве собирательного понятия для обозначения двух категорий лиц иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В основе правового статуса, не состоящих в российском гражданстве лиц, лежит принцип национального режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации ст. 62 Конституции РФ. Иностранные граждане подразделяются на две категории: постоянно проживающие на территории Российской Федерации, то есть имеющие на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел и временно пребывающие в Российской Федерации, то есть находящихся в России на ином законном основании. Временно пребывающие иностранные граждане обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания. Факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации существенным образом определяет особенности его правового положения. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую деятельность, на отдых, на охрану здоровья, на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения, на обеспечение жильем. Иностранные граждане также имеют право получать образование, пользоваться достижениями культуры, им гарантируется свобода совести, они могут, заключать и расторгать браки с гражданами России.

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ