Коммерческий подкуп: понятие, состав и виды. Отличие от взяточничества.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является системная характеристика преступления коммерческого подкупа, а также выработка комплекса предложений правотворческого и правоприменительного характера по совершенствованию борьбы с данным негативным социальным явлением.
Для реализации поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:
-определение социально-экономических предпосылок установления уголовной ответственности за коммерческий подкуп;
-исторический анализ развития российского законодательства, предусматривающего ответственность за дачу и получение подкупа, а также анализ аналогичных норм зарубежного и международного уголовного законодательства для выявления позитивных аспектов, которые возможно использовать для совершенствования ныне действующего уголовного законодательства России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1: Коммерческий подкуп: состав преступления и виды……….…....7
1.1Объект преступления………………………………………………..….….7
1.2Предмет преступления……………………………………………..………9
1.3Объективная сторона………………………………………………...……11
1.4Субъект преступления……………………………………………...……..14
1.5Субъективная сторона преступления………………………………...….19
1.6Квалифицированные виды коммерческого подкупа……………..……23
Глава 2. Отличие коммерческого подкупа от взяточничества……….…..27
Заключение…………………………………………………………..….……35
Список источников и литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

компод.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Представляется, что это не случайно, так как в уголовном праве содержится запрет на применение аналогии и расширительное толкование норм, поэтому привлекать к ответственности за дачу и получение подкупа за способствование решению вопроса или служебное покровительство и попустительство в коммерческой организации не стоит.

Сам дух предпринимательства и свободы заключения сделок, не запрещенных законом, позволяет получать вознаграждение за решение ряда вопросов. И если это решение (например, о продвижении по службе или о заключении сделки по совету знакомого) приносит вред деятельности организации, то такой вред охватывается понятием риска как основного признака коммерческой деятельности.

Однако существует и другая точка зрения, согласно которой “интересы дающего” охватывают и продвижение по службе, а “связь с занимаемым служебным положением” трактуется так же, как и при взяточничестве, т. е. имеется в виду значимость и авторитет занимаемого служебного положения, нахождение в подчинении иных “служебных” лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны получателя подкупа.

До настоящего времени практикой не выработана единая точка зрения на данную проблему, отсутствует она и в разъяснениях судебных инстанций. В любом случае следует иметь в виду, что такая проблема существует, а привлечение к ответственности за коммерческий подкуп (и за дачу, и за получение) возможно и в случае передачи денег за содействие в решении вопроса, опосредованно затронутого служебными обязанностями лица.

При этом, как и в случае со взяточничеством, использование личных отношений, если они не связаны с занимаемым служебным положением, не рассматривается как использование такого положения и не влечет ответственности за подкуп.

Следует отметить, что к “служебным”, а не должностным лицам судебная практика на основании ст. 113–115 ГК РФ относит служащих многочисленных государственных унитарных и муниципальных унитарных предприятий. Несмотря на то что указанные организации распоряжаются закрепленным за ними государственным имуществом, находящемся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, они являются коммерческими; основная цель их деятельности – извлечение прибыли.

Установить точный и окончательный перечень всех видов организаций, служащие которых подпадают под понятие “служебного” лица в смысле ст. 204 УК РФ, да и других статей гл. 23 УК РФ, конечно же, невозможно. Важно знать, что это – все организации, не являющиеся государственными или органами власти в смысле статей о взяточничестве и других должностных преступлениях (гл. 30 УК РФ).

В общем смысле под коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие).

К иной, некоммерческой организации (в смысле ст. 204 УК РФ) судебная, а следовательно, и следственная практика в соответствии с гражданским законодательством относят потребительский кооператив, общественное объединение, религиозную организацию, благотворительные и иные фонды, а также учреждения, которые создаются собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Служащие таких организаций, получающие деньги, ценности или услуги за действия или бездействие, обусловленные их организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями в этой организации, в случае выявления правоохранительными органами такой передачи ценностей или оказания услуг будут нести ответственность по ст. 204 УК РФ.

Наряду с ними, согласно судебной практике, такую ответственность будут нести также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли или вклада) которых закреплена или находится в федеральной собственности, в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым ими служебным положением.

Предметом коммерческого подкупа (то, что передается), как и предметом взятки, являются деньги, ценные бумаги, иное имущество. Таким предметом при коммерческом подкупе может быть и незаконное оказание услуг имущественного характера (в отличие от выгод имущественного характера при взяточничестве).

В ст. 575 ГК РФ установлен запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (с 1 января 2001 г. – 1000 руб. (5?200 руб.); с 1 июля 2001 г. – 1500 руб. (5?300 руб.)), государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношениях между коммерческими организациями.

Отсюда можно сделать вывод, что пять минимальных размеров оплаты труда – это та граница, которая разделяет правомерное поведение – вручение и принятие подарка от неправомерного – дачи и получения подкупа.

В большинстве случаев правоприменительная практика независимо от размера признает коммерческим подкупом незаконное вознаграждение “служебного” лица в следующих трех случаях:

      если имело место вымогательство этого вознаграждения;

      если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа и обусловливало соответствующее, в т. ч. и правомерное, поведение должностного лица;

      если вознаграждение передавалось за незаконные действия.

Эту позицию подтверждает то, что согласно ст. 572 ГК РФ при наличии встречного обязательства договор не признается дарением, а следовательно, не может быть речи о “подарке”; налицо иные отношения, на самом деле, к сожалению, часто оказывающиеся коммерческим подкупом. Именно по этому пути ограничения действий положений ГК РФ в большинстве случаев идет правоприменительная практика.

Законодатель считает преступным уже само получение и передачу каких-либо ценностей либо имущественных выгод за определенное поведение “служебного лица”. Поэтому для квалификации подкупа как оконченного, совершенного на всю запланированную сумму, во-первых, достаточно получения и передачи ее части (например, 100 руб. из 100 тыс. руб.), а во-вторых, не имеет значения, совершены ли после получения ценностей (выгод) лицом какие-либо действия, обусловленные принятым им вознаграждением. Следствию и суду важно лишь установить, что, получая и передавая деньги, имущество или иные ценности и выгоды, участники совершаемого подкупа знали, что они даются именно за определенные действия, пусть даже законные и объективно безвредные, и желали совершения этих действий (один – прямо и однозначно за полученные ценности, услуги, а другой – как правило, тоже не без пользы или выгоды для себя).

Преступлением признается как совершение действий за полученную выгоду, так и передача ценностей и оказание услуг после совершения интересующих подкупающего действий, даже если передающий и получающий до этого ни о чем не договаривались и получение подкупа последним даже не предполагалось. Если же ценности были переданы посреднику, отправлены по почте или перечислены на банковский счет “служебного” лица, об оказании услуги были уведомлены соответствующие исполнители, но ценности или услуги еще не были приняты “служебным” лицом, то действия дающего квалифицируются как покушение на дачу подкупа (ст. 30 и ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ), а получателя в зависимости от степени его осведомленности и обусловленности действий или бездействия – именно подкупом.

Получение подкупа якобы за совершение действия (бездействие), которое “служебное” лицо не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свои обязанности, образует состав хищения путем обмана – мошенничество. Однако в этом случае необходимо доказать умысел именно на хищение этих ценностей. Владелец ценностей, думавший, что подкупает служащего, является потерпевшим от хищения, но одновременно он несет ответственность за покушение на дачу подкупа, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействие) указанным лицом.

Как и при взяточничестве, случается, что лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи “служебному” лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их. В этом случае “ложного посредничества” лицо, обманным путем присвоившее себе деньги или иные ценности под видом передачи подкупа, отвечает за подстрекательство к даче подкупа и мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях также являются покушением на дачу подкупа. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, которое предполагалось подкупить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ст. 204 УК является новой по субъекту преступления и кругу правоохраняемых ценностей, но имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Статья о коммерческом подкупе появилась в развитие норм о взяточничестве, следовательно, часть субъектов и правоохраняемых ценностей просто унаследованы от своего исторического прототипа. Хотя юридико-технически она построена аналогично статьям, устанавливающим ответственность за дачу и получение взятки, законодатель установил существенные различия между коммерческим подкупом и взяткой. Они определяются спецификой деятельности взяткополучателей как субъектов публичного права, выступающих от имени государства, и лиц, в отношении которых осуществляется коммерческий подкуп как субъектов частного права, выступающих в качестве участников договорных отношений.

C учетом проведенного анализа, как уже было сказано выше, непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, выступает нормальная деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, складывающиеся в сфере осуществления законной деятельности (службы) лицами, выполняющими управленческие функции.

Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. 290 и 291 УК) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа, как уже отмечалось выше, следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Основными отличиями по объективной стороне преступлений, предусмотренных ст. 290,291 УК РФ состоит в том, что в ст. 204 УК речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-вознаграждение).

Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми согласно Примечанию к ст. 285 УК РФ понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами же незаконного получения коммерческого подкупа согласно п. 1 Примечания к ст. 201 УК РФ могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК РФ речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-подношение).

Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.

В свою очередь коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы.

Нормативные акты

1.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 29 сентября 2009 №216-ФЗ)

Информация о работе Коммерческий подкуп: понятие, состав и виды. Отличие от взяточничества.