Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей осуществления юридической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1)исследовать понятие и особенности юридической деятельности как категории теории государства и права;
2) исследовать функции юридической деятельности.
3)охарактеризовать правовой акт как внешнюю форму юридической деятельности;
4)рассмотреть основные виды юридической деятельности.
1.3 Структура юридической деятельности.
Под структурой юридической деятельности понимается такое ее строение, расположение основных элементное и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.
Юридическая деятельность -образование полиструктурное, включающее, в частности, логико-философскую, пространственную, временную, стохастическую и иные структуры.
Рассмотрение
логико-философской структуры
Юридические действия
представляют собой внешне выраженные,
социально-преобразующие и
К внутренней форме, т. е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление деятельности, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в единой целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой юридической деятельности.
Таким образом, структурными элементами юридической деятельности являются:
1.ее объекты;
2.ее субъекты и участники;
3.юридические действия и операции;
4.средства и способы их осуществления;
5.принятые решения;
6.результаты действий.
Глава 2.Виды юридической деятельности.
2.1 Особенности осуществления юридической деятельности в процессе правотворчества.
До недавнего времени наука определяла правотворчество, как специальную деятельность компетентных государственных органов (на референдуме - всего народа) по изданию нормативных правовых актов, в результате которой создаются, перерабатываются или отменяются нормы права. Однако в последнее время вместо понятия «правотворчество» белорусское законодательство использует такие понятия, как «нормотворческая деятельность», «нормотворческий орган», «нормотворческий процесс» и др. В совокупности эти понятия аналогичны понятию «правотворчество» или, по крайней мере, заменяют его, наполняя в то же время новым смыслом.
«Нормотворческая деятельность - научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению дополнению, принятию (изданию) либо отмене нормативных правовых актов. Нормотворческий орган (должностное лицо) -государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты. Нормотворческий процесс - нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие». Из вышесказанного следует, что определяемое ранее понятие «правотворчество» находит в себе такую логическую ошибку, как сужение понятия. Она заключается в том, что субъектом правотворчества может быть не только «компетентный государственный орган», «народ в случае референдума», или «негосударственный орган в случае делегирования ему полномочий», что следовало из определяемого ранее понятия, но также и должностное лицо, наделенное полномочиями издавать нормативные правовые акты. Кроме того, рассматриваемый закон конкретизировал, традиционно использовавшиеся ранее понятия «создание» и «переработка» понятиями «подготовка», «экспертиза», «изменение», «дополнение» и «принятие» нормативных правовых актов. Итак, нормотворчество (правотворчество) - это научная и организационная деятельность компетентных государственных органов (должностных лиц), а также негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий и народа в ходе референдума по созданию, изменению и отмене норм права путем издания нормативного правового акта.
Следует также
отметить, что наряду с нормами
права, существуют и другие социальные
нормы. Законодатель под нормотворчеством
понимает создание именно норм права,
а не иных социальных норм. Однако этого
не следует из самого используемого
понятия. Поэтому понятие «
1.правотворчество народа путем референдума;
2.правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
3.правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.Следует иметь в виду, что кроме классификации правотворчества по субъектам возможна классификация и по другим основаниям. Так, по юридической силе правотворчество делится на:
1.законотворчество;
2.разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;
3.разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования.
По содержанию нормотворческая деятельность делится на следующие виды:
1.подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов;
2.изменение и дополнение нормативных правовых актов;
3.отмена нормативных правовых актов.
Нормотворчество, как процесс, осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий:
1.планирование нормотворческой деятельности;
2.нормотворческая инициатива;
3.подготовка проекта нормативного правового акта;
4.принятие (издание) нормативного правового акта;
5.включение нормативного правового акта
6.опубликование
нормативного правового акта.
Кроме вышеперечисленных стадий возможно также выделение в отдельную стадию принятие мер по введению в действие нормативного правового акта. В данном случае имеется в виду фактическое введение в действие, так как законодатель окончательно придает юридическую силу принятому нормативному правовому акту путем его опубликования.
В связи с развитием информационных технологий иным содержанием стала, наполнена и предпоследняя стадия нормотворческого процесса.
Анализ понятия
правотворчества (нормотворчества), его
принципов и стадий позволяет
сделать вывод о том, что оно
имеет непосредственное отношение
к юридической деятельности и
имеет свои особенности осуществления.
2.2 Особенности осуществления юридической деятельности при правоприменении.
Правоприменителъная
деятельность представляет собой единство
властной деятельности компетентных органов,
направленной на вынесение индивидуально-
Таким образом,
под правоприменением в юридической
литературе понимают - особую форму
реализации права, поскольку оно
обладает рядом специфических
Несмотря на
то, что уже в 60-е гг. практически
все ученые согласились, что применение
права - это особая форма реализации,
встречаются в настоящее время
и те, кто не проводит различий между
реализацией и применением
Если говорить обобщено, то такая потребность проявляется:
Во-первых, в тех случаях, когда субъективные права и обязанности, в силу их повышенной социальной значимости, у конкретных лиц не могут возникать без государственно-властной деятельности компетентных органов.
Во-вторых, когда
требуется официальное
В-третьих, реализация в форме применения необходима, когда субъекты права не могут прийти к соглашению, когда необходимо защитить чье-либо нарушенное субъективное право.
В-четвертых, когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности.
Но не следует полагать, что формы реализации (соблюдение, исполнение, использование, применение) существуют в строгой изоляции друг от друга. Скорее наоборот - они предполагают совместное существование. В частности, при применении права нередко видны моменты и соблюдения, и исполнения, и использования.
Выше упоминалось о том, что правоприменение - это все-таки особая форма реализации. Целесообразно выделить особенности исходя из этого понимания.
1. Правоприменительную
деятельность осуществляют
2. Правоприменительная
деятельность имеет
3. Правоприменение-
это деятельности в отношении
конкретных жизненных случаев
и в отношении конкретных
4. Результатом
применения права является
5. Правоприменительная
деятельность четко
Таким образом, можно дать следующее определение применению права.
Правоприменение-
это особая форма реализации права,
которая осуществляется специально
уполномоченными на то государственными
органами, имеет обязательное для
субъектов правоотношений правовые
последствия и специальную
2.3 Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности.
Под правоохранительной
деятельностью следует понимать
"государственную деятельность,
которая осуществляется с целью
охраны права специально уполномоченными
органами путем применения юридических
мер воздействия в строгом
соответствии с законом и при
неуклонном соблюдении установленного
им порядка". Таким образом, к существенным
признакам правоохранительной деятельности
авторы относят: во-первых, осуществление
этой деятельности не любым способом,
а лишь с помощью применения юридических
мер воздействия; во-вторых, соответствие
применяемых в ходе ее осуществления
юридических мер воздействия
предписаниям закона или иного правового
акта; в-третьих, реализация правоохранительной
деятельности в установленном законом
порядке, с соблюдением определенных
процедур; в-четвертых, возложение реализации
правоохранительной деятельности на специально
уполномоченные государственные органы.
Названные признаки действительно
присущи определенным видам, формам
правоохранительной деятельности, но
не могут рассматриваться в