Юридическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей осуществления юридической деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1)исследовать понятие и особенности юридической деятельности как категории теории государства и права;

2) исследовать функции юридической деятельности.

3)охарактеризовать правовой акт как внешнюю форму юридической деятельности;

4)рассмотреть основные виды юридической деятельности.

Файлы: 1 файл

Юридическая деятельность.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

1.3 Структура юридической  деятельности.

Под структурой юридической деятельности понимается такое ее строение, расположение основных элементное и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций  при воздействии на нее разнообразных  факторов действительности.

Юридическая деятельность -образование полиструктурное, включающее, в частности, логико-философскую, пространственную, временную, стохастическую и иные структуры.

Рассмотрение  логико-философской структуры позволяет  отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы юридической практики. Последняя, как уже отмечалось, охватывает два основных компонента: юридическую  деятельность и социально-правовой опыт. Динамическая сторона выражена преимущественно в деятельности, статическая -в правовом опыте. Каждый из этих компонентов также структурирован. Структурный анализ предполагает исследовать юридическую деятельность в диалектическом единстве ее содержания и формы. Содержание позволяет раскрыть совокупность образующих такую деятельность внутренних свойств и элементов, форма - показать способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания. Конституирующими элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий. Объекты - это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов. В качестве носителей, управляющих "центров" юридической деятельности выступают ее субъекты и участники. Субъект - основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование юридической деятельности (например, суд в судебной практике). От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу. Участники юридической деятельности -- это отдельные лица (организации), которые, так или иначе, содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В качестве участников следственной деятельности выступают, например, свидетели и потерпевшие.

Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия  акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных  между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть юридической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической "материи", вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением. В некоторых случаях определенные средства жестко "привязаны" к конкретным видам деятельности и юридическим операциям. Так, в соответствии с гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими средствами доказывания. Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющих удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Результатом, например, может быть принятый компетентным органом интерпретационный акт, судебное решение о восстановлении нарушенного субъективного права гражданина Н., возвращение вещи ее законному владельцу. Особое место в содержании юридической деятельности занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора; селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической деятельности. Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения (прецеденты), т. е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные, как правило, в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально-ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной юридической деятельности, Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, распорядительными и разъяснительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными и рекомендательными. Формы юридической деятельности -- это способы организации, существования и внешнего выражения содержания последней.Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения.  

К внутренней форме, т. е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится  процедурно-процессуальное оформление деятельности, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс  и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и  время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедуру  принятия и исполнения решений, порядок  их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные  требования, связывающие в единой целое разнообразные свойства и  элементы осуществляемой юридической деятельности.

Таким образом, структурными элементами юридической деятельности являются:

1.ее объекты;

2.ее субъекты  и участники;

3.юридические действия и операции;

4.средства и способы их осуществления;

5.принятые решения;

6.результаты действий. 
 
 
 
 

Глава 2.Виды юридической  деятельности.

2.1 Особенности осуществления  юридической деятельности  в процессе правотворчества.

До недавнего  времени наука определяла правотворчество, как специальную деятельность компетентных государственных органов (на референдуме - всего народа) по изданию нормативных правовых актов, в результате которой создаются, перерабатываются или отменяются нормы права. Однако в последнее время вместо понятия «правотворчество» белорусское законодательство использует такие понятия, как «нормотворческая деятельность», «нормотворческий орган», «нормотворческий процесс» и др. В совокупности эти понятия аналогичны понятию «правотворчество» или, по крайней мере, заменяют его, наполняя в то же время новым смыслом.

«Нормотворческая  деятельность - научная и организационная  деятельность по подготовке, экспертизе, изменению дополнению, принятию (изданию) либо отмене нормативных правовых актов. Нормотворческий орган (должностное лицо) -государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты. Нормотворческий процесс - нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие». Из вышесказанного следует, что определяемое ранее понятие «правотворчество» находит в себе такую логическую ошибку, как сужение понятия. Она заключается в том, что субъектом правотворчества может быть не только «компетентный государственный орган», «народ в случае референдума», или «негосударственный орган в случае делегирования ему полномочий», что следовало из определяемого ранее понятия, но также и должностное лицо, наделенное полномочиями издавать нормативные правовые акты. Кроме того, рассматриваемый закон конкретизировал, традиционно использовавшиеся ранее понятия «создание» и «переработка» понятиями «подготовка», «экспертиза», «изменение», «дополнение» и «принятие» нормативных правовых актов. Итак, нормотворчество (правотворчество) - это научная и организационная деятельность компетентных государственных органов (должностных лиц), а также негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий и народа в ходе референдума по созданию, изменению и отмене норм права путем издания нормативного правового акта.

Следует также  отметить, что наряду с нормами  права, существуют и другие социальные нормы. Законодатель под нормотворчеством понимает создание именно норм права, а не иных социальных норм. Однако этого  не следует из самого используемого  понятия. Поэтому понятие «нормотворчество»  при детальном рассмотрении находит  в себе логическую ошибку слишком широкого определения.В связи с изменением объема понятия «нормотворчество», изменяется (уточняется) также и классификация данного понятия по субъекту. Это заключается в том, что законодательство наряду с правотворчеством государственных органов выделяет правотворчество должностных лиц, приравнивая, однако, второй вид правотворчества к первому. Таким образом, правотворчество по субъекту делится на следующие виды:

1.правотворчество народа путем референдума;

2.правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

3.правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.Следует иметь в виду, что кроме классификации правотворчества по субъектам возможна классификация и по другим основаниям. Так, по юридической силе правотворчество делится на:

1.законотворчество;

2.разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;

3.разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования.

По содержанию нормотворческая деятельность делится  на следующие виды:

1.подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов;

2.изменение и дополнение нормативных правовых актов;

3.отмена нормативных правовых актов.

Нормотворчество, как процесс, осуществляется с соблюдением  установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих  стадий:

1.планирование нормотворческой деятельности;

2.нормотворческая инициатива;

3.подготовка проекта нормативного правового акта;

4.принятие (издание) нормативного правового акта;

5.включение нормативного правового акта

6.опубликование нормативного правового акта. 

Кроме вышеперечисленных  стадий возможно также выделение  в отдельную стадию принятие мер  по введению в действие нормативного правового акта. В данном случае имеется в виду фактическое введение в действие, так как законодатель окончательно придает юридическую  силу принятому нормативному правовому  акту путем его опубликования.

В связи с  развитием информационных технологий иным содержанием стала, наполнена  и предпоследняя стадия нормотворческого процесса.

Анализ понятия  правотворчества (нормотворчества), его  принципов и стадий позволяет  сделать вывод о том, что оно  имеет непосредственное отношение  к юридической деятельности и  имеет свои особенности осуществления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Особенности осуществления  юридической деятельности  при правоприменении.

Правоприменителъная деятельность представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в  ходе такой деятельности правового  опыта.

Таким образом, под правоприменением в юридической  литературе понимают - особую форму  реализации права, поскольку оно  обладает рядом специфических особенностей.

Несмотря на то, что уже в 60-е гг. практически  все ученые согласились, что применение права - это особая форма реализации, встречаются в настоящее время  и те, кто не проводит различий между  реализацией и применением права. Потребность в правоприменении  возникает, когда для полного  осуществления прав и обязанностей субъектов требуется принятие компетентным государственным или по поручению  государства негосударственным  органом дополнительного решения.

Если говорить обобщено, то такая потребность проявляется:

Во-первых, в  тех случаях, когда субъективные права и обязанности, в силу их повышенной социальной значимости, у  конкретных лиц не могут возникать  без государственно-властной деятельности компетентных органов.

Во-вторых, когда  требуется официальное признание  определенных юридических фактов, официальная  регистрация определенных действий людей, наиболее важных с точки зрения общественных интересов.

В-третьих, реализация в форме применения необходима, когда  субъекты права не могут прийти к  соглашению, когда необходимо защитить чье-либо нарушенное субъективное право.

В-четвертых, когда  совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя  вид и меру юридической ответственности.

Но не следует  полагать, что формы реализации (соблюдение, исполнение, использование, применение) существуют в строгой изоляции друг от друга. Скорее наоборот - они предполагают совместное существование. В частности, при применении права нередко  видны моменты и соблюдения, и  исполнения, и использования.

Выше упоминалось  о том, что правоприменение - это  все-таки особая форма реализации. Целесообразно  выделить особенности исходя из этого  понимания.

1. Правоприменительную  деятельность осуществляют только  уполномоченные на то государственные  органы, должностные лица. В отличие  от других форм реализации  права, которые могут осуществлять  все субъекты права. Граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут быть субъектами правоприменительной  деятельности.

2. Правоприменительная  деятельность имеет государственно-властный  характер. Акты, издаваемые в результате  этой деятельности обязательны  к исполнению и обеспечиваться  в необходимых случаях принудительной  силой государства. Эти решения  принимаются по одностороннему  волеизъявлению соответствующего  органа, который выступает от  имени государства.

3. Правоприменение-  это деятельности в отношении  конкретных жизненных случаев  и в отношении конкретных субъектов  права.

4. Результатом  применения права является издание  акта правоприменительной деятельности.

5. Правоприменительная  деятельность четко регламентирована  нормативными актами (установлены  специальные процедуры правоприменительной  деятельности) .

Таким образом, можно дать следующее определение  применению права.

Правоприменение- это особая форма реализации права, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, имеет обязательное для  субъектов правоотношений правовые последствия и специальную процедуру  своего осуществления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Правоохранительная  деятельность как  разновидность юридической  деятельности.

Под правоохранительной деятельностью следует понимать "государственную деятельность, которая осуществляется с целью  охраны права специально уполномоченными  органами путем применения юридических  мер воздействия в строгом  соответствии с законом и при  неуклонном соблюдении установленного им порядка". Таким образом, к существенным признакам правоохранительной деятельности авторы относят: во-первых, осуществление  этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических  мер воздействия; во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления  юридических мер воздействия  предписаниям закона или иного правового  акта; в-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом  порядке, с соблюдением определенных процедур; в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы. Названные признаки действительно  присущи определенным видам, формам правоохранительной деятельности, но не могут рассматриваться в качестве существенных применительно к этой деятельности в целом в ее широком понимании . Вряд ли можно считать существенными признаками именно правоохранительной деятельности законность и определенные процедуры ее осуществления, ибо и иные виды государственной деятельности должны осуществляться в соответствии с законом и соблюдением определенных процедур (правовых, технологических, организационных и т.д.). Так подготовка и принятие многих решений органов исполнительной власти осуществляется в строгом соответствии с установленными законодательством процедурными требованиями.  

Информация о работе Юридическая деятельность