Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа
В курсовой работе я ставлю перед собой цель дать определение понятию экстрадиции, обозначить ее нормы и концепции. Проанализировать нормативную базу и международно-правовые документы в экстрадиционной деятельности. Рассмотреть экстрадиционный процесс в украинском законодательстве.
Введение ……………………………………………………………….3 - 3
Раздел І: История института экстрадиции…………………………...4 - 7
Раздел ІІ: Определение экстрадиции, ее нормы и концепции……...8 - 11
2.1. Концепции экстрадиции ……………………………..………..8- 10
2.2. Нормы экстрадиции …………………………………...……..10 - 11
Раздел ІІІ: Нормативная база, международно-правовые документы и
решения в экстрадиционной деятельности .………………………12 - 15
Раздел ІV: Экстрадиционный процесс …….………………………..16 - 22
4.1. Экстрадиционный процесс в украинском законодательстве..19 - 22
Выводы ………………………………………………………………..23 - 24
Список используемой литературы …………………………………..25 - 27
Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно предоставить убедительные доказательства совершенного преступления. [21]
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием,
20. Захарченко В.Е., Сокол С.С., Бузницкая С.В., Антошкина В.К. Уголовное право Украины: Учебное пособие для студ. вузов. – Донецк: ООО "Юго-Восток, ЛТД", 2005.
21. Шаргородский М.Д. Избранные работы по уголовному праву / Ассоц. юрид. ц.; сост. Волженкин Б.В. – СПб: Юрид. ц. Пресс, 2003. – 434 с.
которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Законодательство многих государств относительно выдачи предполагаемых преступников, принятое в последние годы, направлено на укрепление процессуальных гарантий прав человека при осуществлении процедуры экстрадиции. Это нашло отражение в повышении роли судебного контроля. Роль суда при решении вопросов выдачи неодинакова в различных странах. В одних странах именно суд решает вопрос о выдаче (к ним относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Швейцария), в других - решение суда, разрешающее выдачу, носит рекомендательный характер, окончательное же решение принимает исполнительная власть. Если же суд запрещает выдачу, то такое решение обязательно для исполнительной власти. Это так называемая "люксембургская система" (Люксембург, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция и др.). Существует и третья система: решение суда во всех случаях носит рекомендательный характер. [22]
Наряду с борьбой с преступностью и неотвратимостью наказания, целью всей системы уголовной юстиции также является обеспечение гарантий соблюдения прав человека, вовлеченного в уголовный процесс, недопустимости привлечения к уголовной ответственности невиновного лица.
4.1. Экстрадиционный процесс в украинском законодательстве
Гуманизация уголовного процесса, создание действенной системы защиты прав человека, является одним из основных направлений в области
22. Сафаров Н.А. «Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики», Изд. «Вольтерс Клувер», 2005 год. – 356с.
уголовной юстиции на международном уровне. Европейская конвенция о выдаче правонарушителей содержит ряд важных гарантий защиты прав лица, вовлеченного в экстрадиционную процедуру. Главным образом эти гарантии направлены, на защиту интересов выдаваемого лица от возможных преследований со стороны запрашивающего государства и выражаются в форме отказа в выдаче.
Международно-правовой механизм экстрадиции в рамках Европейской конвенции содержит достаточно эффективную систему защиты прав выдаваемого лица от преследований и неправомерного обращения со стороны запрашивающего государства. За пределами такого механизма остаются вопросы защиты прав человека в запрашиваемом государстве. Конвенция исходит из того, что процедура рассмотрения ходатайств о выдаче запрашивающим государством международно-правовыми нормами не регламентируется. [23]
С точки зрения национального законодательства Украины очевидно, что получение запроса о выдаче не может являться основанием для задержания подозреваемого или заключения его под стражу. Все гарантии прав человека, предусмотренные законодательством Украины и ее международно-правовыми обязательствами, должны быть строго соблюдены по отношению к иностранцу, каковым является лицо, подлежащее выдаче. Другое отношение может и должно рассматриваться как дискриминация по признаку гражданства. Считается, что момент задержания и ареста с целью обеспечения процедуры выдачи не следует устанавливать международными договорами. Это является вопросом внутреннего права запрашиваемого государства. Международно-правовое обязательство государства состоит в выполнении требования о выдаче. То, каким образом оно обеспечит выполнение своих договорных обязательств - его внутреннее дело.
23. Васильев Ю.Г. «Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве», Москва, Изд. «Зерцало», 2003год.
В соответствии со статьей 9 Международного Пакта о гражданских из политических правах, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Основания для ареста любого лица, находящегося в сфере юрисдикции Украины является судебное решение или санкция прокурора. Никаких изъятий для лиц, в отношении которых ведется экстрадиционное производство, закон не предусматривает. Следовательно, задержание и арест запрашиваемого лица не могут быть произведены ни на основании запроса (требования) о выдаче, ни на основании постановления о заключении под стражу, поступивших от иностранного государства, без принятия соответствующего решения компетентными органами Украины.[24]
На основании этого можно сделать вывод о том, что распоряжение о заключении под стражу, сделанное компетентными органами иностранного государства, не подлежит исполнению правоохранительными органами Украины, но является необходимым основанием для принятия ими решения об аресте. Когда речь идет об аресте с целью обеспечения рассмотрения вопроса о выдаче, такое решение выносится в соответствии с международно-правовыми обязательствами и национальным законодательством Украины и с учетом просьбы об аресте, поступившей от запрашивающей стороны.
Кроме данных, содержащихся в постановлении о заключении под стражу ("detention order"), а также иных представленных запрашивающей стороной документах, также должны оцениваться все обстоятельства, служащие основанием для избрания такой меры пресечения по национальному законодательству Украины. [25]
Институт экстрадиции представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о экстрадиции -
24. Мацко А.С. «Мiжнародне право», Киев, 2003 год.
25.Сучасне кримінальне право України: Курс лекцій / А.В. Савченко, В.В. Кузнєцов, О.Ф. Штанько. – 2-е вид. – К.: Вид. Паливода А.В., 2006. – 636 с.
суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека. В любом случае, выдача преступников - не обязанность, а право государства.
В Ы В О Д Ы:
Подытожив вопросы рассмотренные в данной курсовой работе можно сделать выводы, что в наше время институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Так же большое влияние возможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью.
Нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще не сложилось в полном объеме: оно, как и экстрадиционная практика, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. В связи с тем, что транснациональная преступность не может быть пресечена национальными мерами, вопрос о международном сотрудничестве в сфере уголовного правосудия приобретает особую значимость.
Анализ использованных источников показал, что последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара.
Современные реалии экстрадиции позволяют говорить о формировании новой концепции, которая идет на смену концепции правовой помощи. Речь идет о концепции правовых гарантий прав и свобод. Эта новая современная концепция экстрадиции все чаще оказывается востребованной как при нормативном регулировании вопросов экстрадиции, так и практикой применения ее норм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституція України // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1996, № 30, ст. 141
2. Кримінальний кодекс України //Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2001, N 25-26, ст.131
3. Європейська конвенція про видачу правопорушників, 1957 рік, Додатковий протокол 1975 року та Другий додатковий 1978 року до конвенції // Офіційний вісник України. – 1998. – № 13. – С. 324 – 343.
4. Актуальные проблемы уголовного права / Б.С. Никифоров, Н.И. Загородников, А.В. Наумов и др.; Под ред. С.В. Бородина, В.М. Когана, А.С. Никифорова. – М.: Тип. ВНИИТЭМР, 1988. – 168 с.
5. Андрушко П. Новий кримінальний кодекс: гуманізація кримінально-правової політики // Нова політика. – 2001. - № 2. – С. 3-19.
6. Борисов В.І. Засади формування та реалізації кримінальної політики держави за Конституцією України // Право України. – 1997. - № 9. - С. 18-21.
7. Васильев Ю.Г. «Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве», Москва, Изд. «Зерцало», 2003год.
8. Вереша Р. Суб’єкт злочинного діяння за кримінальним законодавством зарубіжних країн // Право України. - 2006. - № 9. - С. 137-143.
9. Виноградова О.І. Видача (екстрадиція) осіб, які вчинили злочини // Адвокат. - 1999. - № 1. - С.13-14.
10. Волкотруб С.Г., Омельчук О.М., Ярін В.М., Виговський Д.Л., Іванюк Т.І. Кримінальне право України: Навчальний посібник / О.М. Омельчук (ред.). – К.: Наукова думка, 2004. – 300 с.
11. Володарський В. Чинність кримінального законодавства України у просторі: деякі теоретичні та практичні аспекти // Право України. - № 4. - 2001. - С. 91-92.
12. «Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957 года»
13. Захарченко В.Е., Сокол С.С., Бузницкая С.В., Антошкина В.К. Уголовное право Украины: Учебное пособие для студ. вузов. – Донецк: ООО "Юго-Восток, ЛТД", 2005.
14. Кідіна Н. Законодавство країн Європи про кримінальну відповідальність неповнолітніх // Право України. – 2000. – № 2. – С. 97-100.
15. Коржанський М.Й. Кримінальне право і законодавство України. Частина загальна: Курс лекцій. – К.: Атіка, 2001. – 432 с.
16. Крылова Н.Е., Серебрянникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): Учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1998. – 208 с.
17. Кузнєцов В.О., Стрельбицький М.П., Гіжевський В.К. Кримінальне право України. Загальна та Особлива частини: Навчальний посібник для студ. вищ. навч. закл. – К.: Істина, 2005. – 380 с.
18. Лихова С., Свістуленко М. Актуальні питання вдосконалення інституту екстрадиції // Право України. - № 1. – 2001. – С. 120-124.
19. Мацко А.С. «Мiжнародне право», Киев, 2003 год.
20. Международно-правовые аспекты экстрадиции, Сб. документов, М, 2000год
21. Международные акты о правах человека, Сб. документов, М, 1997 год.
22. Сафаров Н.А. «Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики», Изд. «Вольтерс Клувер», 2005 год. – 356с.
23. Сучасне кримінальне право України: Курс лекцій / А.В. Савченко, В.В. Кузнєцов, О.Ф. Штанько. – 2-е вид. – К.: Вид. Паливода А.В., 2006. – 636 с.
24. Трайнин А.Н. Избранные труды (1913-1957 гг.) / [сост., вступ. ст. Кузнецовой Н.Ф.]; Ассоц. юрид. ц. – СПб.: Юрид. Ц. Пресс, 2004. – 898 с.
25. Шаргородский М.Д. Избранные работы по уголовному праву / Ассоц. юрид. ц.; сост. Волженкин Б.В. – СПб: Юрид. ц. Пресс, 2003. – 434 с.