Экстрадиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе я ставлю перед собой цель дать определение понятию экстрадиции, обозначить ее нормы и концепции. Проанализировать нормативную базу и международно-правовые документы в экстрадиционной деятельности. Рассмотреть экстрадиционный процесс в украинском законодательстве.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….3 - 3
Раздел І: История института экстрадиции…………………………...4 - 7
Раздел ІІ: Определение экстрадиции, ее нормы и концепции……...8 - 11
2.1. Концепции экстрадиции ……………………………..………..8- 10
2.2. Нормы экстрадиции …………………………………...……..10 - 11
Раздел ІІІ: Нормативная база, международно-правовые документы и
решения в экстрадиционной деятельности .………………………12 - 15
Раздел ІV: Экстрадиционный процесс …….………………………..16 - 22
4.1. Экстрадиционный процесс в украинском законодательстве..19 - 22
Выводы ………………………………………………………………..23 - 24
Список используемой литературы …………………………………..25 - 27

Файлы: 1 файл

экстрадиция.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 

2.2 Нормы экстрадиции

 

Международно-правовое регулирование института экстрадиции имеет два вида норм. Один можно отнести к нормам романо-германской правовой системы, другой к нормам англо-саксонской правовой системе права. И один и другой вид норм имеет свои положительные и отрицательные стороны. Романо-германская правовая система права способствует обеспечению законности и права выдаваемого лица, но в тоже время она способствует виновному в совершенном преступлении избежать заслуженного наказания. Англо-саксонская система права способствует снижению роли общих принципов и предоставляет суду право выносить приговор по конкретному

 

10. Коржанський М.Й. Кримінальне право і законодавство України. Частина загальна: Курс лекцій. – К.: Атіка, 2001. – 432 с.

делу с учетом конкретных обстоятельств, преследуя цель обеспечить наказания преступника.

Различие в правовых системах находят свое отражение в международно-правовом регулировании института экстрадиции. Англо-саксонская правовая система права отрицает существование принятых другими государствами принципов экстрадиции в качестве общеобязательных. И на этот счет, самое основное внимание уделяется двусторонним договорам, которые регулируют сотрудничество государствами с одной системой права.

Установление международных норм об экстрадиции, можно считать отдельными элементами обеспечения законности при оказании правовой помощи в обеспечении прав человека, более важным моментом является проведение таких норм в действие.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.      Крылова Н.Е., Серебрянникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): Учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1998. – 208 с.


3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РЕШЕНИЯ В ЭКСТРАДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Связь между уголовным и международным правом обуславливается тем, что определенные институты, которые имеют уголовно-правовое значение, находят свое первоначальное определение в нормах международного права, точнее в тех международных соглашениях, к которым присоединилась Украина. Согласно ст. 9 Конституции действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. [12]

На нормах международного права базируются статьи уголовного кодекса, которые определяют проблему уголовной ответственности лиц, имеющих дипломатическую неприкосновенность (ч. 4 ст. 6 УК), экстрадиции (выдачи) преступников (ст. 10 УК), признание преступными некоторых действий (например, преступления, предусмотренные статьями 438 УК «Нарушение законов и обычаев войны»,  445 УК «Незаконное использование символики Красного Креста и Красного Полумесяца») и т.п. Международно-правовое происхождение имеют также нормы, указанные в статьях 301 УК «Ввоз, изготовление, сбыт и распространения порнографических предметов», 442 УК «Геноцид» и некоторых других. [13]

Вопросам экстрадиционной деятельности, а не просто вопросам выдачи преступников посвящены многие важные международно-правовые документы и решения. К ним относятся документы ООН (Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года),

 

12. Лихова С., Свістуленко М. Актуальні питання вдосконалення інституту екстрадиції // Право України. - № 1. – 2001. – С. 120-124.

13. Кримінальний кодекс України //Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2001, N 25-26, ст.131

конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры. Можно сказать о том, что жизнеспособность, эффективность и действенность указанных положений и документов прошла проверку временем. Передача осужденных из одного государства в другое для отбывания назначенного наказания согласуется с положениями Европейской конвенции о выдаче 1957 года, которыми, в частности, предусматривается не только передача, но также такие ее разновидности, как отсроченная передача и передача с условиями. [14]

Экстрадиция регламентируется не только многосторонними соглашениями (конвенциями ООН, региональными международными организациями), но и двусторонними соглашениями, которые заключаются между конкретными государствами. Такие двусторонние договоры можно определить по трем видам. К первому виду можно отнести специально заключенные договоры по проблеме экстрадиции. Ко второй группе относятся договоры, в которых регламентация выдачи лиц осуществляется в рамках общего договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали Гана, Бенин, Нигерия и Того. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников 1957 года, подписанная государствами — членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой

 

 

14. Європейська конвенція про видачу правопорушників, 1957 рік, Додатковий протокол 1975 року та Другий додатковий 1978 року до конвенції // Офіційний вісник України. – 1998. – № 13. – С. 324 – 343.

посвящен проблеме выдачи преступников. Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерно одинаковы. Стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для  привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Кроме того, в них более или менее подробно регламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намерены придерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.

В соответствии с Конвенцией 1984 года выступающей против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ни одно государство-участник не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Кроме того, во многих странах действует законодательство, согласно которому нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем странам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев.

Государство, получившее обращение о выдаче, должно удостовериться:

 в том, что речь не идет о лице, которое преследуется по политическим мотивам;

 данное правонарушение преследуется в уголовном порядке не только в запрашивающем, но и в запрашиваемом государстве;

 что нет никаких веских оснований считать, что просьба о выдаче направлена с целью подвергнуть лицо преследованию по признакам расы, религии, национальности, убеждений, пола или социального статуса;

 в результате выдачи не будет нарушен принцип недопустимости повторного осуждения лица за одно и то же преступление;

 в отношении данного лица не возникло какого-либо основания для не привлечения его к ответственности (например, срок давности или амнистия);

 в том, что лицу будет предъявлено обвинение только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача (неизменность квалификации);

 в том, что в случае заочного осуждения обвиняемому было дано надлежащее уведомление о судебном разбирательстве и была предоставлена надлежащая возможность для защиты. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Международные акты о правах человека, Сб. документов, М, 1997 год.

 


4. ЭКСТРАДИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

 

Различают три вида экстрадиции:

1.       выдача лиц, подозреваемых в каких-либо преступлениях, для привлечения к уголовной ответственности;

2.       выдача уже осужденных преступников для исполнения приговора;

3.       выдача на время (как правило, для участия в следственных и судебных процедурах).

Экстрадиция реализуется в таких формах: 1) выдача; 2) отказ в выдаче; 3) отсрочка выдачи; 4) временная выдача; 5) экстрадиционный транзит; 6) передача.

Цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит: чья выдача нарушала бы права, свободы и интересы государства. Цели экстрадиции направлены в первую очередь на создание и укрепление единого юридического механизма, в котором задействованы разные государства, обеспечивающие юридические гарантии соблюдения международно-признанных прав и свобод граждан и лиц без гражданства в сфере межгосударственного сотрудничества и правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания. [16]

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:

      преступление совершено на его территории;

      преступник является гражданином этого государства;

16. Сафаров Н.А. «Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики», Изд. «Вольтерс Клувер», 2005 год. – 356с.

 

      преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. [17]

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран. [18]

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.      В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам.  Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится. [19]

При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. (Пример: Израиль выдал СССР преступников, которые захватили детей в качестве заложников,

17. Васильев Ю.Г. «Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве», Москва, Изд. «Зерцало», 2003год.

18.Волкотруб С.Г., Омельчук О.М., Ярін В.М., Вигов­ський Д.Л., Іванюк Т.І. Кримінальне право України: Навчальний посібник / О.М. Омельчук (ред.). – К.: Наукова думка, 2004. – 300 с.

19.Володарський В. Чинність кримінального законодавства України у просторі: деякі теоретичні та практичні аспекти // Право України. - № 4. - 2001. - С. 91-92.

 

потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений). [20]

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

      преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).

      если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии есть в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.

Информация о работе Экстрадиция