Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 14:17, реферат

Краткое описание

С одной стороны сотрудники полиции - нередко с риском для жизни - делают многое по защите прав и свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан России. Примерами могут служить операции по освобождению заложников, задержанию преступников, спасению людей и имущества во время стихийных бедствий, по борьбе с терроризмом, оказанию помощи гражданам при затруднительных или чрезвычайных для них обстоятельствах и так далее.

Файлы: 1 файл

Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан.docx

— 29.52 Кб (Скачать)
fy">     В настоящее время законодательными органами субъектов Российской Федерации  принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на дополнительную защиту основных прав и свобод человека и  гражданина; защиту национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; обеспечение  экономической безопасности; развитие статуса полиции и социальной защищенности сотрудников полиции и органов внутренних дел.

     Организацию и деятельность полиции по охране и защите основных прав граждан обеспечивают и акты муниципальных органов (органов местного управления и самоуправления). В своей совокупности эти акты образуют местный уровень нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, деятельности полиции. К ним относятся: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований), акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, касающиеся обеспечения основных прав и свобод граждан.

     Существенной  особенностью организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению  прав и свобод граждан является наличие  ведомственного нормотворчества.

     Полиция как служба органов внутренних дел является одним из субъектов нормотворчества, под которым принято понимать специальную мыслительную и практическую деятельность, направленную на создание и изменение или отмену правовых норм, путем принятия нормативных правовых актов. Эта их деятельность носит подзаконный, ведомственный характер и служит конкретизации, детализации и организационному обеспечению действия законов, регулирующих организацию и функционирование органов внутренних дел.

     В настоящее время имеется около 3,5 тысяч действующих ведомственных  нормативных правовых актов, которые  изданы подчас по одному и тому же предмету, порой противоречат друг другу, имеют  многочисленные изменения и дополнения и т.д.

     Подзаконные правовые акты, в том числе, естественно, ведомственные выполняют (или должны выполнять) функцию достаточно эффективного механизма обеспечения действия закона, то есть относятся к правовым средствам (гарантиям) реализации права. Считается, что одним из признаков  качества закона является его прямое действие, но на практике и законы прямого  действия, в том числе Конституция  РФ, в силу комплекса причин (экономических, духовно-культурных, организационных  и др.), имеющих сильнодействующей  характер, могут бездействовать или  действовать не эффективно.

     Можно выделить две разновидности нормотворческой  деятельности рассматриваемых субъектов - компетенционную и делегированную и соответственно виды нормативно-правовых актов. Компетенционное нормотворчество  имеет своими адресатами преимущественно саму полицию и ее сотрудников, т.е. регулирует, главным образом, организационные, управленческие отношения. Делегированное нормотворчество касается в значительной мере и степени отношений милиции и ее сотрудников с физическими и юридическими лицами. Последнее также имеет большое распространение. Имеется в виду предоставление права организовывать разработку самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательных для адресатов нормативных актов по безопасности дорожного движения.

     Нормотворческая компетенция полиции, как и МВД России в целом, непосредственно определяется рядом нормативных актов, устанавливающих компетенцию всех других органов системы МВД России.

     Службы  полиции, входящие в систему МВД России, готовят (принимают) следующие виды нормативных правовых актов: приказы, инструкции и указания (последний - совместно с руководителями других правоохранительных органов), а также такие виды систематизированных или комплексных нормативных правовых актов, как правила, положения, уставы и наставления. Затем по сложившейся традиции нормативные правовые акты объявляются или утверждаются соответствующими приказами Министра внутренних дел, который является руководителем полиции. Однако такая практика вызывает сомнения в своей правильности. Подписываются нормативные правовые акты только Министром внутренних дел Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности. Сказанное, разумеется, относится и к руководителям соответствующего ранга в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, которые являются руководителями соответствующих служб полиции.

     Основаниями для разработки и принятия нормативных  правовых актов являются:

    1. акты и поручения высших органов государственной власти и управления;
    2. решения руководства министерства;
    3. утвержденный в установленном порядке план работы МВД России;
    4. инициатива других министерств и ведомств;
    5. инициатива подразделений министерства.

     Общее руководство нормотворческой деятельностью  осуществляет Министр внутренних дел, а непосредственное руководство - Первый заместитель Министра в соответствии с распределением обязанностей.

     Организация этого процесса, координация деятельности участников подготовительных рабочих  групп и контроль за обеспечением нормотворческого процесса в аппарате министерства возлагаются на Главное  правовое управление, соответствующие  юридические службы нижестоящих  органов.

     В структуре нормотворческого процесса принято выделять четыре этапа, каждый из которых имеет ряд стадий:

     1) нормотворческая инициатива;

     2) подготовка проекта нормативного  правового акта и его согласование  с заинтересованными службами, а  при необходимости также с  научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями МВД России  и нижестоящими органами внутренних  дел, выяснение по содержанию  проекта мнения других министерств  и ведомств и общественного  мнения (путем проведения социологических  исследований, интервьюирования, анкетирования,  правового эксперимента); комплексная  оценка подготовленного проекта  Экспертным советом МВД России  по вопросам нормотворческой  работы;

     3) принятие нормативного правового  акта;

     4) государственная регистрация в  Министерстве юстиции;

     5) опубликование и доведение до  адресатов.

     Ответственность за качество подготовки нормативных  правовых актов несут начальники подразделений полиции министерства, а за состояние нормотворческой работы по направлением деятельности МВД - соответствующий заместитель Министра. Аналогичная ситуация должна иметь место и во всех нижестоящих службах полиции и органов внутренних дел.

     Оценивая  состояние правового регулирования организации деятельности полиции органов внутренних дел, можно назвать следующие направления его совершенствования:

    1. дальнейшее обеспечение социальной адекватности правового регулирования организации деятельности полиции органов внутренних дел;
    2. максимальное обеспечение технико-юридической адекватности такого регулирования, то есть использование правил и приемов юридической техники, в том числе для достижения ясности, точности, непротиворечивости текста нормативно-правовых актов, устранения пробелов в них;
    3. универсализация и унификация нормативного материала, приведение его в соответствие с действующим законодательством, создание кодексов по направлениям служб и видам деятельности. С учетом реального положения дел приоритетное значение должны иметь финансово-хозяйственная и кадровая виды деятельности;
    4. повышение качества юридических норм путем включения в их структуру санкций, как нежелательных последствий несоблюдения содержащихся в них правовых предписаний;
    5. приведение правовых основ организации деятельности в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами Российской Федерации, рекомендациями Совета Европы, модельными нормативными правовыми актами государств-участников СНГ.

     Все это, в конечном счете, должно улучшить правовое регулирование деятельности полиции и органов внутренних дел в целом по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. 

     Заключение

     В Основном Законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов включены такие принципы как:

    1. права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
    2. права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
    3. права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства;
    4. права человека - средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
    5. обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
    6. осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
    7. основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;
    8. личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;
    9. коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;
    10. права человека регулируются Законом;
    11. права человека и гражданина и их нарушения лучше предупредить, чем восстановить;
    12. права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах.

     Концептуально-теоретические  положения о государственно-правовой охране основных прав и свобод человека и гражданина, изложенные в данном реферате, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления не только о правах и свободах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права и свободы человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и охрана прав и свобод человека - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан