Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 14:17, реферат
С одной стороны сотрудники полиции - нередко с риском для жизни - делают многое по защите прав и свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан России. Примерами могут служить операции по освобождению заложников, задержанию преступников, спасению людей и имущества во время стихийных бедствий, по борьбе с терроризмом, оказанию помощи гражданам при затруднительных или чрезвычайных для них обстоятельствах и так далее.
Организацию
и деятельность полиции по охране и
защите основных прав граждан обеспечивают
и акты муниципальных органов (органов
местного управления и самоуправления).
В своей совокупности эти акты образуют
местный уровень нормативно-правового
регулирования в сфере обеспечения основных
прав и свобод человека и гражданина, деятельности
полиции. К ним относятся: уставы муниципальных
образований (районов, городов, районов
в городе, поселков, сел и иных административно-
Существенной особенностью организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан является наличие ведомственного нормотворчества.
Полиция как служба органов внутренних дел является одним из субъектов нормотворчества, под которым принято понимать специальную мыслительную и практическую деятельность, направленную на создание и изменение или отмену правовых норм, путем принятия нормативных правовых актов. Эта их деятельность носит подзаконный, ведомственный характер и служит конкретизации, детализации и организационному обеспечению действия законов, регулирующих организацию и функционирование органов внутренних дел.
В
настоящее время имеется около
3,5 тысяч действующих
Подзаконные правовые акты, в том числе, естественно, ведомственные выполняют (или должны выполнять) функцию достаточно эффективного механизма обеспечения действия закона, то есть относятся к правовым средствам (гарантиям) реализации права. Считается, что одним из признаков качества закона является его прямое действие, но на практике и законы прямого действия, в том числе Конституция РФ, в силу комплекса причин (экономических, духовно-культурных, организационных и др.), имеющих сильнодействующей характер, могут бездействовать или действовать не эффективно.
Можно
выделить две разновидности
Нормотворческая компетенция полиции, как и МВД России в целом, непосредственно определяется рядом нормативных актов, устанавливающих компетенцию всех других органов системы МВД России.
Службы полиции, входящие в систему МВД России, готовят (принимают) следующие виды нормативных правовых актов: приказы, инструкции и указания (последний - совместно с руководителями других правоохранительных органов), а также такие виды систематизированных или комплексных нормативных правовых актов, как правила, положения, уставы и наставления. Затем по сложившейся традиции нормативные правовые акты объявляются или утверждаются соответствующими приказами Министра внутренних дел, который является руководителем полиции. Однако такая практика вызывает сомнения в своей правильности. Подписываются нормативные правовые акты только Министром внутренних дел Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности. Сказанное, разумеется, относится и к руководителям соответствующего ранга в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, которые являются руководителями соответствующих служб полиции.
Основаниями для разработки и принятия нормативных правовых актов являются:
Общее
руководство нормотворческой
Организация этого процесса, координация деятельности участников подготовительных рабочих групп и контроль за обеспечением нормотворческого процесса в аппарате министерства возлагаются на Главное правовое управление, соответствующие юридические службы нижестоящих органов.
В структуре нормотворческого процесса принято выделять четыре этапа, каждый из которых имеет ряд стадий:
1) нормотворческая инициатива;
2)
подготовка проекта
3)
принятие нормативного
4) государственная регистрация в Министерстве юстиции;
5) опубликование и доведение до адресатов.
Ответственность за качество подготовки нормативных правовых актов несут начальники подразделений полиции министерства, а за состояние нормотворческой работы по направлением деятельности МВД - соответствующий заместитель Министра. Аналогичная ситуация должна иметь место и во всех нижестоящих службах полиции и органов внутренних дел.
Оценивая
состояние правового
Все
это, в конечном счете, должно улучшить
правовое регулирование деятельности
полиции и органов внутренних дел в целом
по охране и защите прав и свобод человека
и гражданина.
Заключение
В Основном Законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов включены такие принципы как:
Концептуально-
Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан