Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 14:17, реферат

Краткое описание

С одной стороны сотрудники полиции - нередко с риском для жизни - делают многое по защите прав и свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан России. Примерами могут служить операции по освобождению заложников, задержанию преступников, спасению людей и имущества во время стихийных бедствий, по борьбе с терроризмом, оказанию помощи гражданам при затруднительных или чрезвычайных для них обстоятельствах и так далее.

Файлы: 1 файл

Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

     Cочетание таких институтов, как полиция и права человека у многих наших сограждан вызывает недоумение, а у других наоборот - понимание. Это и понятно, так как история организации и деятельности полиции в России с точки зрения соблюдения и защиты прав граждан полицией характеризуется неоднозначно.

     С одной стороны сотрудники полиции - нередко с риском для жизни - делают многое по защите прав и свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан России. Примерами могут служить операции по освобождению заложников, задержанию преступников, спасению людей и имущества во время стихийных бедствий, по борьбе с терроризмом, оказанию помощи гражданам при затруднительных или чрезвычайных для них обстоятельствах и так далее.

     Для полиции важнейшим инструментом воздействия на устойчивость общественных процессов является право и его высшее проявление - права человека, объективирующие его свободу, автономию, параметры оптимального взаимодействия индивида и государства. Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и необходимое условие развития российского общества и государства.

     Реализация основных прав и свобод граждан, а значит, и социальная стабильность в стране зависят от всесторонне продуманной государственной политики, в том числе и в рассматриваемой сфере отношений. Но, прежде чем начинать заниматься организацией деятельности государственных органов, полиции в этой важнейшей сфере жизни и деятельности общества, и руководителям, и сотрудникам необходимо узнать, изучить то, что органы внутренних дел, полиция должны охранять, защищать и обеспечивать, то есть конституционные права и свободы человека и гражданина и как, какими средствами и способами они должны это делать, руководствоваться в своей деятельности.

     Понятие и сущность охраны конституционных  прав и свобод граждан российской федерации

     В юридической литературе и законодательстве права и свободы граждан в  прошлом и в настоящем характеризуются  как сложное общественное явление. Между тем они, будучи сложной  правовой категорией, представляют собой  не простую совокупность, а систему, так как им присущи все качества последней: единство и внутренняя дифференциация.

     Права и свободы едины в том смысле, что все они возникают и  формируются на основе существующих общественных отношений, которые составляют их содержание; все они так или  иначе выражают интересы и потребности  как всего российского общества, так и его отдельных членов; все они представляют собой возможности, закрепленные в нормах закона, а  их содержание определяется конкретными  условиями жизни людей.

     Для правильного понимания основ  охраны конституционных прав и свобод личности важно знать не только то, что закрепляющие ее положение права  и свободы образуют систему, состоящую  из группы прав, относящихся к различным  отраслям, но и необходимо четко  представлять себе, каково их значение во всей системе, какие функции выполняет  та или другая отраслевая группа прав и свобод в оформлении юридического состояния, каковы взаимоотношения  между этими группами и какова роль различных субъектов права, особенно государственных органов  в обеспечении действия этих прав и свобод. Поэтому данная работа и посвящена такому сложному и  малоизученному явлению, как государственно-правовой механизм охраны основных, конституционных  прав и свобод граждан, месту и роли в этом механизме полиции, как самого массового органа исполнительной власти.

     Необходимо  сказать, что конституционные права  и свободы человека и гражданина, их наличие, состояние и развитие зависят от уровня развития всех общественных институтов - экономики, политики, культуры, права. Государство в лице его  органов обязано создавать такие  благоприятные условия для реализации прав и свобод граждан, как эффективная  экономика, демократический политический режим, развитое законодательство, высокий  уровень правосознания, что способствуют успешному претворению в жизнь  прав и свобод граждан.

     Конституция РФ устанавливает, что права и  свободы граждан являются высшей ценностью, а государство обязуется  признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы.

     Таким образом, обобщение конституционно-правовых норм свидетельствует, что структура  института государственно-правовой охраны основных прав и свобод человека и гражданина определяет следующее содержание правоохранительной функции государственных органов:

       а) предупреждения нарушения прав;

       б) восстановления нарушенного  права;

       в) отмены законодательных и  подзаконных нормативных актов  в случае их противоречия закону (признания их недействительности);

     г) возмещения ущерба и морального вреда, причиненного человеку и гражданину;

     д) решения вопроса об ответственности  нарушителя прав человека и гражданина.

     Правильная  организация государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод требует четкого нормативного определения  критериев нарушений основных прав и свобод, подлежащих именно государственно-правовой охране, установления хотя бы примерного перечня их признаков.

     Для реализации конституционных прав и  свобод граждан особенно важна обусловленная  требованиями режима законности деятельность правоохранительных органов.

     Необходимо  отметить, что роль отдельных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения  основных прав и свобод граждан далеко не одинакова. Это объясняется различием  функций, компетенции, ведомственной  принадлежности, форм, методов, условий  работы, а также сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ названных факторов позволяет сделать  вывод о том, что основную нагрузку в решении, правоохранительных задач  несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел, полицию.

     Деятельность  правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми  документами, неукоснительное следование которым является важной гарантией  выполнения возложенных на них задач  в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны основных прав и  свобод граждан. В основе правового  регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции РФ. Так, Конституция РФ возлагает на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, на милицию - обеспечение безопасности личности.

     Конституционным основанием для организации и  деятельности Министерства внутренних дел, которому подчинена полиция служит отнесение Основным Законом к компетенции Правительства РФ осуществление мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (ст.114 п.1 "е" Конституции РФ). Естественно, успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России.

     Правоохранительные  органы тесно взаимодействуют между  собой, и в то же время специализируются на решении конкретных задач. Это  позволяет избежать дублирования, параллелизма в решении вопросов, связанных  с обеспечением законности, и в  частности конституционных прав и свобод. Дополняя друг друга, правоохранительные органы образуют стройную систему, выступающую  ядром организационного обеспечения  реализации конституционных прав и  свобод.

     В рамках этой системы весьма большой  объем работы выполняют органы внутренних дел и полиция. Это обусловлено, прежде всего, широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении конституционных прав и свобод граждан.

     Следовательно, в функции многих государственных  органов входят охрана и защита конституционных  прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как  по собственной инициативе, так и  по требованию гражданина, который  наделен правом самостоятельно осуществлять защиту нарушенных основных прав и  свобод.

     В сочетании с правовыми принципами, средствами, процедурами, формами и  методами деятельности, предназначенными для реализации основных прав и свобод человека и гражданина, их охраны и  защиты система государственных органов образует государственно-правовой механизм охраны прав и свобод человека и гражданина.

     В нормативно-правовую основу охраны основных прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с  п.4 ст.15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Важнейшими актами в рассматриваемой сфере  являются Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. 11, Международный  пакт о гражданских и политических правах12, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах13, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка14 и др.

Особенности нормативного регулирования деятельности полиции по охране конституционных прав и свобод граждан российской федерации

     Современные и новые задачи, стоящие перед полицией, требуют качественного, эффективного правового регулирования ее организации и деятельности. Министерство внутренних дел России, его органы внутренних дел, полиция ведут кропотливую повседневную работу, направленную на обеспечение безопасности россиян, защиту их основных прав и свобод, сохранение целостности государства, укрепление конституционного строя, борьбы с преступностью и коррупцией. Причем преступность постоянно трансформируется, перерождается, принимает более скрытые и изощренные формы, проникает во все сферы жизни и деятельности нашего общества. Все это требует четкой организации деятельности полиции, органов внутренних дел, создания юридических (правовых) условий для наиболее эффективной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности всех звеньев полиции. Это возможно только при наличии соответствующего правового обеспечения организации и деятельности полиции и органов внутренних дел в целом.

     Современное правовое регулирование организации  деятельности полиции по обеспечению основных прав и свобод граждан имеет федеральный уровень (федеральное законодательство), региональный уровень (законодательство субъектов РФ), международно-правовой уровень (международные соглашения), местный (акты органов местного самоуправления) и ведомственный уровни (ведомственное нормотворчество) правового регулирования в этой сфере.

     В настоящее время в Российской Федерации действует около 600 федеральных  законодательных актов, нормативных  указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, устанавливающих  основы организации и деятельности полиции и органов внутренних дел. Большинство из них являются базовыми законодательными актами, определяющими организационно-правовой статус полиции, органов внутренних дел и внутренних войск, отдельные направления их деятельности.

     Исполнительный  характер полиции наиболее ярко выражается в исполнении ею таких обязанностей, как оказание помощи юридическим лицам в защите прав и законных интересов в пределах, установленных законом, проводить в жизнь мероприятия, вытекающие из функций, осуществляемых МВД.

     Для повышения результативности работы необходимо постоянное обучение сотрудников полиции, органов и подразделений внутренних дел знанию современной законодательной основы организации и деятельности полиции, органов внутренних дел.

     Правовое обеспечение организации деятельности полиции, органов внутренних дел как задачу, стоящую перед МВД России, не удастся решить, если не развивать активность и инициативу российских граждан и самих сотрудников полиции, органов внутренних дел, не повысить их чувство гражданственности и государственности, как необходимых для жизни общества институтов.

     Федеральные законодательные акты об организации  деятельности милиции, органов внутренних дел могут быть развернуты и реализованы  с помощью законодательства субъектов  Российской Федерации.

     Основными направлениями нормотворческой  деятельности органов законодательной  власти субъектов РФ в сфере организации и деятельности полиции являются:

  1. принятие законов, иных нормативно-правовых актов, устанавливающих административную ответственность за те или иные правонарушения (в том числе и находящиеся в сфере юрисдикции полиции);
  2. принятие законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на усиление борьбы с преступностью (дополнительные меры по предупреждению и пресечению преступных проявлений);
  3. принятие законов, иных нормативно-правовых актов, устанавливающих организационно-правовые основы деятельности полиции;
  4. принятие законов, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную защищенность сотрудников полиции.

Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан