Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:38, курсовая работа
Территориальный принцип сводится к тому, что все лица, совершившие преступление на территории РФ, не зависимо от того являются ли они гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства несут уголовную ответственность по УК РФ.
Принцип гражданства гласит, что даже если преступление совершено за пределами РФ гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, но направлено против интересов, охраняемых УК РФ, то ответственность наступает по Российскому законодательству.
Введение
1. Территориальный принцип.
1.1. Территория России
1.2. Исключительная экономическая зона
1.3. Правило экстерриториальности
1.4. Депутатский и судейский иммунитеты
2. Принцип гражданства
3. Покровительственный принцип
4. Универсальный принцип
5. Реальный принцип
6. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)
Заключение
Список использованной литературы
Этот принцип заключается в обязанности каждого государства применять свой уголовный закон к преступнику, посягнувшему на интересы не только данного государства, но и любого другого. При применении этого принципа не имеет значение, где и кем совершено преступление.
Этот принцип предусматривает необходимость борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера.
В ч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен еще один принцип действия Закона в пространстве - реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждает Постановление Президиума Верховного суда от 20 июля 2005 г. N 482-П05ПР. Так Московским областным судом с участием присяжных заседателей 22 апреля 2004 г. Ванян осужден по п. п. "а", "д", "з" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "в", "д", "з" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 325 УК РФ.
Ванян признан виновным. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 10 июня 2004 г. приговор оставила без изменения.
Заместитель Генерального прокурора РФ в надзорном представлении поставил вопрос об исключении из приговора осуждения Ваняна по ч. 2 ст. 325, ч. 3 ст. 30 и п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ.
Президиум Верховного Суда РФ 20 июля 2005 г. удовлетворил надзорное представление.
В ходе расследования уголовного дела прокуратурой Московской области установлено, что Ванян совершил преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "в", "д", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ и п. п. "а", "д", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
От органов предварительного следствия он скрылся и был объявлен в розыск.
Впоследствии осужденный был задержан правоохранительными органами на территории Республики Узбекистан.
Для привлечения его к уголовной ответственности именно за указанные преступления в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан Генеральной прокуратурой РФ направлено ходатайство в соответствии со ст. ст. 56, 58, 60, 80 Конвенции от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", которое было удовлетворено.
Согласно ч. 1 ст. 461 УПК РФ лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.
Поскольку в запросе Генеральной прокуратуры РФ не содержалась просьба о выдаче Ваняна за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 325, ч. 3 ст. 30 и п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ, органы следствия не имели процессуальной возможности предъявить обвинение, а суд - осудить его за данные преступления.
При таких обстоятельствах и с учетом положений, содержащихся в ч. 1 ст. 461 УПК РФ, Президиум Верховного Суда РФ исключил из судебных решений осуждение Ваняна по ч. 2 ст. 325, ч. 3 ст. 30 и п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ.
Часть 1 ст. 13 УК РФ регламентирует институт выдачи (экстрадиции) лиц, совершивших преступления вне территории России. Под выдачей понимается передача одним государством находящихся на его территории лиц другому государству, в котором они совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для отбывания наказания.
В ч. 1 ст. 13 установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации.
Так, если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этого государства совершил преступление, а затем переехал в Россию и приобрел ее гражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, на территории которого он совершил преступление. Поскольку такие лица обвиняются в совершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на них не распространяется запрет, установленный ч. 1 ст. 13 УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территории России, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер, а также могут быть и двусторонними[4]
Российская Федерация 25 октября 1999 г. ратифицировала Европейскую Конвенцию о выдаче лиц, совершивших преступления, от 13 декабря 1957 г. с протоколами к ней[5]. В 62 статьях подробно регламентируются материальные и процессуальные аспекты экстрадиции. Установлен приоритет Конвенции над двусторонними договорами о выдаче. Так, согласно Конвенции выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. Если преступление наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны, то в выдаче может быть отказано при непредоставлении гарантий того, что смертная казнь не будет исполнена. Достаточно многочисленны и оговорки к Конвенции и протоколам к ней, сделанные Российской Федерацией при их подписании.
Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Оно предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Право на политическое убежище утрачивается в ряде предусмотренных законом случаев, например, при осуждении лица за преступление. Предоставление политического убежища и лишение его производятся указом Президента РФ. Лица, получившие политическое убежище, выдаче в другое государство не подлежат.
Если иностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в его выдаче может быть отказано вследствие приоритета территориального принципа над принципом гражданства.
Недопустима выдача лица, если истекли согласно УК РФ сроки давности привлечения его к уголовной ответственности.
В силу ряда положений международного права выдача лиц не может быть осуществлена в то государство, где выдаваемому угрожает бесчеловечное обращение, либо исполнение наказания в виде смертной казни (подобное положение содержится в ряде документов Европейского суда по правам человека).
Не подлежат выдаче иностранному государству лица за деяние, которые не признаны Российским уголовном законодательством в качестве преступления.
Выдача осужденных другому государству для отбывания наказания также определяется международными соглашениями. Выдача возможна в отношении лиц, осужденных за преступление, наказуемое у нас и в государстве, требующем выдачу осужденного. К тому же она возможна только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок не менее шести месяцев.
В 2006 г. из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 2% (15 тысяч) осужденных не являлись гражданами России. Из них 1,1% - лица без гражданства, 0,6% - граждане Украины, остальные - в основном граждане бывших республик СССР. Не все прилегающие к Российской Федерации республики проявляют желание истребовать выдачу своих граждан для отбывания наказания. Особенно часто это относится к женщинам. В основе такого негативного отношения к своим гражданам лежат экономические трудности, осложняющие надлежащую организацию и материальное обеспечение мест лишения свободы в этих республиках.
В местах лишения свободы Российской Федерации 99% лиц, отбывающих лишение свободы, осуждены судом России. Около 7,5 тыс. осужденных были выданы Российской Федерации другими государствами для отбывания наказания.
Заключение
В заключении хочется отметить, что привлечение лица к ответственности по уголовному закону РФ на прямую зависит от того считается ли преступление совершенным на территории Российской Федерации.
Если преступные действия начаты на территории РФ, включая наступление преступного результата. Или если преступное деяние выполнено на территории РФ, а преступный результат наступил за ее пределами, то преступление считается совершенным на территории России.
Также важно понимать действие уголовного закона РФ, когда преступление на территории РФ совершает иностранный гражданин или лицо без гражданства. Если такое лицо постоянно проживает на территории РФ, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности по УК РФ. Если же лицо проживает в России не постоянно, то они несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Правильность толкования принципов действия уголовного закона в пространстве позволит не допустить ошибок при привлечении лица к уголовной ответственности по Российскому уголовному законодательству.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. С последними изменениями и дополнениями от 10.05.2007 г. (ФЗ №70-ФЗ)
3. Воздушный кодекс РФ 19 марта 1997 г №60-ФЗ
4. ФЗ «О государственной границе РФ» N 4730-1 от 1 апреля 1993 года
5. ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г.
6. ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ
7. ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ
8. ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3-ФЗ от 8 мая 1994 года
9. Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г.
10. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» №3132-1 от 26 июня 1992 года
11. Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 г.
12. Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» №746 от 21 июля 1997 г.
13. Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденным 23 мая 1966
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"
15. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996.
16. Международная Конвенция «О континентальном шельфе» от 29.04.1958 г.
17. Международная Конвенция «По морскому праву» от 10.12.1982 г.
18. Договор «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тел» от 27 января 1967 г.
19. Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.
20. Конвенции от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"
21. Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04.1961
22. Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963
23. Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г.
24. Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, многочисленными консульскими конвенциями и соглашениями о правовом статусе торговых представительств, заключаемыми между государствами.
25. Постановление Президиума Верховного суда от 20 июля 2005 г. N 482-П05ПР
26. Решение Верховного суда Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N ГКПИ05-1127
27. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
28. Медведев А.М. Пределы действия Уголовного кодекса Российской Федерации. Практическое пособие. М.: Юрид. лит., 1998.
29. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1997.
30. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая. Т. 1. М.: Наука, 1994.
31. Уголовное право. Общая часть. М.: НОРМА, 1997.
32. Уголовное право России. Общая часть: учебник под ред. Здравомыслова Б.В. – М.:Юристъ, 1996.
2
Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве