Антикоррупционная экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:00, реферат

Краткое описание

Антикоррупционая экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти Орловской области и их проектов, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Взаимодействие с независимыми экспертами, получившими аккредитацию на проведение независимой антикоррупционной экспертизы

Файлы: 1 файл

Антикоррупционая экспертиза.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Антикоррупционая  экспертиза 

Антикоррупционая  экспертиза нормативных  правовых актов органов  государственной  власти Орловской  области и их проектов, а также уставов  муниципальных образований  и муниципальных  правовых актов о  внесении изменений  в уставы муниципальных образований. Взаимодействие с независимыми экспертами, получившими аккредитацию на проведение независимой антикоррупционной экспертизы  

 

Управлением в  рамках мониторинга правоприменения  законодательства Орловской области, а также при регистрации уставов муниципальных образований или муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований проводится антикоррупционная экспертиза в целях выявления в нормативных правовых актах положений, способствующих проявлению коррупции.

По состоянию  на 30.09.2011 Управлением проведена  антикоррупционная экспертиза 1991 акта, в том числе: 669 – нормативных  правовых актов, 1148 – проектов нормативных  правовых актов, 174 – муниципальных  правовых актов о внесении изменений  в уставы муниципальных образований. В 2010 году в аналогичном периоде была проведена антикоррупционная экспертиза 1296 актов Таким образом, данный показатель 2011 года увеличился на 53,6 % по сравнению с показателем 2010 года.

По состоянию  на 30.09.2011 в 121 акте были выявлены отдельные положения, способствующие совершению коррупционных правонарушений Причем данный показатель 2011 года увеличился на 128,3 % по сравнению с показателем 2010 года.

В настоящее  время 77 актов приведено в соответствие с отрицательными заключениями Управления 2011 года: в 17 нормативных правовых актах были устранены коррупционные положения, в 60 проектах нормативных правовых актов Орловской области при их принятии были устранены коррупциогенные факторы. В аналогичном периоде 2010 года 23 акта приведено в соответствие с отрицательными заключениями Управления.

В настоящее  время 2 нормативных правовых акта находятся  в стадии устранения выявленных коррупциогенных факторов, так как соответствующие проекты прошли в Управлении положительную оценку. Также по 6 нормативным правовым актам поступили ответы о последующем устранении выявленных нарушений. 23 проекта, после направления заключений о выявленных коррупциогенных факторах, направлены на доработку. По 3 муниципальным правовым актам, в которых были выявлены коррупциогенные факторы, Управлением также было принято решение об отказе в государственной регистрации. Данные акты находятся в стадии приведения в соответствие. В отношении других актов в Управление не поступала информация из органов государственной власти в связи с направлением соответствующих заключений в конце отчетного периода.

В III квартале 2011 года проведена антикоррупционная  экспертиза 747  актов, в том числе: 245 – нормативных правовых актов, 449 – проектов нормативных правовых актов, 53 – муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В 2010 году в аналогичном  периоде была проведена антикоррупционная  экспертиза 660 актов (233 нормативных  правовых актов, 362 проектов нормативных  правовых актов, 65 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований).

Таким образом, данный показатель 2011 года увеличился на 13,2 % по сравнению с показателем 2010 года.

В 49 актах были выявлены отдельные положения, способствующие совершению коррупционных правонарушений (14 нормативных правовых актов Орловской области, 3 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований, 32 проекта нормативных правовых актов). За аналогичный период 2010 года коррупционные дефекты были выявлены в 35 актах (6 нормативных правовых актов Орловской области, 2 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований, 27 проектов нормативных правовых актов). Таким образом, данный показатель 2011 года увеличился на 40,0 % по сравнению с показателем 2010 года.

По факту выявления  коррупционных положений информируются  не только органы государственной власти, принявшие или принимающие соответствующие  правовые акты, но и органы прокуратуры. По результатам рассмотрения заключений о выявленных коррупциогенных факторах прокуратурой Орловской области в 2011 году было внесено 5 требований об устранении коррупционных положений в адрес соответствующих органов государственной власти.

Коррупциогенные факторы в 2011 году в основном были выявлены в актах, регулирующих общественные отношения в сфере регламентации предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), в сфере социального обеспечения, проведения публичных конкурсов. В 2010 году коррупционные положения были выявлены актах, регулирующих общественные отношения в сфере регламентации предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации и проведения конкурсных процедур. При этом наибольший удельный вес в данной статистике занимают акты органов исполнительной власти.

Всего за рассматриваемый  период 2011 года в актах было выявлено 247 коррупциогенных факторов. К числу  наиболее распространенных относятся: коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», отсутствие или неполнота административных процедур, выборочное изменение объема прав, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции); коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям                           (юридико-лингвистическая неопределенность и наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права).

Управление активно  сотрудничает с Орловским областным  Советом народных депутатов, Аппаратом Губернатора и Правительства Орловской области, а также с прокуратурой Орловской области по линии проведения антикоррупционной экспертизы. Благодаря действующим соглашениям о взаимодействии с указанными органами государственной власти Орловской области установилась четкая тенденция устранения выявленных коррупциогенных факторов на стадии принятия нормативных правовых актов.

На прошедшем  в сентябре 2010 года заседании Координационного совета при Управлении было решено создать рабочую группу по взаимодействию в рамках осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Орловской области с участием представителей уполномоченных органов государственной власти. При этом было определено, что такая работа должна строиться при взаимодействии с независимыми экспертами, а также представителями общественных и научных организаций.

28.02.2011, 23.06.2011 состоялись  заседания указанной рабочей  группы, куда вошли представители  Управления, Орловского областного  Совета народных депутатов, Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, прокуратуры Орловской области, Ассоциации общественных объединений «Общественная палата Орловской области» и ФГОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научный-производственный комплекс». На заседаниях было утверждено Положение о рабочей группе и определены направления совместной деятельности. Кроме того, было решено провести анализ законодательства Орловской области в части аккредитации независимых экспертов при Правительстве Орловской области и рассмотреть вопрос о предоставлении права проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов исполнительной власти Орловской области независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации, по аналогии с порядком аккредитации при Орловском областном Совете народных депутатов.

В целях активизации  участия независимых экспертов  в проведении антикоррупционной  экспертизы 14.09.2011 заключено трехстороннее  соглашение Управления с ФГОУ ВПО  «Государственный университет – учебно-научный-производственный комплекс» и Орловским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» о сотрудничестве и взаимодействии.

В рамках указанного Соглашения в настоящее время Управлением с ФГОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научный-производственный комплекс»  проводится совместный анализ нормативных правовых актов Орловской области в сфере гражданского и земельного законодательства, положения которых могут создавать коррупционные риски.

Кроме того, в  Орловской области аккредитованы: Орловская областная общественная организация «Департамент судебной экспертизы, технических исследований и правовой коррупциогенности», а  также физическое лицо. Управление ежеквартально направляет в адрес указанных лиц запросы о проведенных ими экспертизах. Однако соответствующие сведения от независимых экспертов в Управление не поступают.


Информация о работе Антикоррупционная экспертиза