Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе ставились и решены следующие задачи:
выявить и проанализировать основные причины формирования и экономические последствия внешних эффектов промышленных предприятий;
определить возможности применения инструментария экономического анализа к проблемам экологии в связи с деятельностью промышленных предприятий;
исследовать современные механизмы управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций эффективности их функционирования;
определить рамки государственного вмешательства в природоохранную деятельность на микроуровне и предложить перспективные формы государственного регулирования внешних эффектов промышленных предприятий;

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Внешние эффекты: происхождение, сущность, типы………………5
Глава 2. Вопросы взаимодействия внешних эффектов и окружающей среды……………………………………………………………………………..11
2.1 Влияние внешних эффектов на окружающую среду……………………...11
2.2 Государственное регулирование внешних эффектов и проблемы охраны окружающей среды……………………………………………………………...12
Глава 3. Методы регулирования внешних эффектов на примере Республики Беларусь………………………………………………………………………….16
3.1 Применение теории внешних эффектов в экономической практике…….16
3.2 Методы регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь……..19
Заключение...........................................................................................................23
Список использованных источников..............................................................25

Файлы: 1 файл

Курсовая по макре.docx

— 115.40 Кб (Скачать)

     В 2004 г. Был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении  климата. По мнению экологов, мировой  общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса.

     Для того, чтобы данное соглашение имело  прочную экологическую и экономическую  основу, были сформулированы три основные задачи:

  1. установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран-участниц;
  2. использовать гибкие рыночные механизмы, а не «обязательные схемы и меры», такие, как налог на выброс двуокиси углерода;
  3. Добиться серьезного участия развивающихся стран.

     Выполнение  первой задачи Киотского протокола  выражается в следующем:

    • установлении дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 % ниже базовых уровней (1990 и 1995гг.) выбросов парниковых газов;
    • страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.

     Вторая  задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

     Третья  задача Киотского протокола связана  с привлечением к участию развивающихся  стран. Необходимо учитывать тот  факт, что примерно к 2015 г. Китай станет самым крупным источником атмосферных  выбросов парниковых газов, а к 2025 г. Развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.

     Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 г. Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

     В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической политики определены:

    • поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
    • снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
    • защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
    • социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
    • расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

     Сохранение  благоприятной окружающей среды  и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планировния, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики РБ являются:

     - создание благоприятной окружающей  среды;

     - улучшение условий и проживания  и здоровья населения;

     - обеспечение экологической безопасности.

     Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями  катастрофы на Чернобыльской АЭС  и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

     Согласно  программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:

    • приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
    • совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
    • создание системы экологического страхования;
    • дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
    • экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
    • безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

     В современных условиях должна существовать реальная возможность для проживания в благоприятной окружающей среде, качественная сторона которой соответствовала  бы международным и государственным  стандартам и нормативам, способствовала бы продолжительности жизни человека. В связи с этим должен быть создан всесторонний комплексный механизм реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду.

     Отдельного  рассмотрения заслуживает вопрос о  содержании права граждан на благоприятную  окружающую среду. По мнению Манкевич И.П., конкретная юридическая конструкция  содержания данного права включает следующие правомочия:

    • правомочие пользоваться окружающей средой, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности человека;
    • правомочие требовать от государства, юридических и физических лиц выполнения ими своих обязанностей по недопущению такого состояния окружающей среды, которое нарушает право на благоприятную окружающую среду;
    • правомочие своими активными положительными действиями воздействовать на состояние окружающей среды;
    • правомочие прибегать в необходимых случаях к государственной защите нарушенного права на благоприятную окружающую среду.

     Ограниченность  природных ресурсов вызывает необходимость  повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий.

     Поэтому необходимо комплексное решение  хозяйственных проблем с учетом требований природной среды и  наоборот. Противостояние экономики  и экологии должно решаться в современных  условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.

 

          

      Заключение 

           Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

      Различают: совокупные внешние издержки – совокупный ущерб, наносимый третьим лицам; предельные внешние издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.

      Формы внешних эффектов разнообразны. Различают: отрицательные и положительные  внешние эффекты; технологические  и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство – потребление, потребление - производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.

      Причиной  существования внешних эффектов является отсутствие установленных  прав собственности на ресурсы, что  приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.

      Условием  устранения потерь эффективности, вызванных  внешними эффектами, является обеспечение  равенства между общественными  предельными издержками и общественными предельными выгодами.

      Для полноты оценки издержек по производству благ и использованию прав собственности  Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, или издержек по спецификации (установлению) правомочий собственности  различных видов (распоряжение, владение и т.д.). Величина трансакционных издержек определяет, какие контракты  по передаче прав собственности будут  заключены, с тем чтобы внешний  эффект был оплачен. Если величина трансакционных издержек ничтожно мала, то при сделке достигается эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.

      Отрицательные внешние эффекты обострили проблему состояния окружающей среды. Меры по преодолению последствий ее загрязнения  включают: введение стандартов по вредным  выбросам; установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы.    Используемые методы носят административный фискальный характер и различаются степенью использования рыночных принципов. Их целью является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышение качества окружающей среды. Эффективный объем выбросов характеризуется равенством между предельными общественными издержками от загрязнения и предельными издержками на сокращение объемов выбросов. 

      Список  использованных источников 

      
  1. Микроэкономика: учеб. пособие/И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. –  Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 391с.
  2. Финансово-кредитный словарь в Интернет/http://faito.ru
  3. Нуреев Р. И. Основы экономической теории: Микроэкономика – М.: «Высшая школа», 1996. – 607 с.
  4. Тодаро М.П. Экономическое развитие: учебник/пер. с англ. Под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. – 671 с.
  5. Микроэкономика: учеб. пособие/А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  6. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз;  Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 193 с.
  7. Таратушкина И.П. Зарубежный опыт экологизации общественного развития: Обзорная информация. – Мн.: «БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ», 2003. – 38 с.
  8. Манкевич И.П. Право граждан на благоприятную окружающую среду (гражданско-правовые аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 19 с.
  9. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник/Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. – 447 с.

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды