Включение Турции в мировые хозяйственные связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 02:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в раскрытии комплекса политико-экономических факторов, определяющих современное мирохозяйственное положение Турции, характер ее участия в процессах глобализации и европейской интеграции, формирующих потенциал и конкретные направления совершенствования российско-турецкого торгово-экономического сотрудничества.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Общая характеристика Турции ……………………....................................4
1.1 История развития государства……………………………………………………....4
1.2 Природа страны………………………………………………………………..….....8
1.3 Государственное устройство Турции…. …………………………………………14
ГЛАВА 2. Экономика Турции………………………………………………………...18
2.1 Общая оценка ……………………………………………………………………....18
2.2 Внешняя торговля и торговый баланс ………….………………..……………….20
2.3 Влияние кризиса 2008 года на экономику Турции……………………………….24
ГЛАВА 3. Включение Турции в мировые хозяйственные связи…………………....30
3.1 Место Турции в международном обмене технологиями и миграции рабочей силы …..…………………………………………………………………………………30
3.2 Турция и Евросоюз………………………………………………………………....34
3.3 Россия и Турция: от соперничества к сотрудничеству. Перспективы развития российско-турецких отношений……………………………………………………….37

Заключение………………………………………………………………………...……45
Список литературы……………………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, глобальный экономический кризис играет не последнюю роль во всех негативных тенденциях, происходящих сегодня в турецкой экономике. Именно он сокращает потребление импорта и промышленный спрос сырья из-за границы. Согласно заявлениям центрального банка Турции ситуация не изменится к лучшему в течение ближайших месяцев, но к началу следующего года можно ожидать небольшие улучшения в экономике Турции. 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ТУРЦИИ В МИРОВЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

    3.1. Место Турции в международном обмене технологиями и миграции рабочей силы

    Турция  в международном  обмене технологиями

    Турция  инвестирует всего лишь 0,72% ВВП  в НИОКР, что является незначительным показателем. Импорт технологий осуществляется за счет иностранных инвестиций. С 1980 по 2007 год, турецкие фирмы подписали около 2000 договоров по получению технологий. На долю стран ЕС приходится 80% экспорта технологий. Основными экспортерами технологий выступают Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды и Италия.

    На  текущий момент передача технологий в Турцию нацелена на модернизацию промышленных мощностей, а также внедрение новых видов товаров и услуг. Сейчас телекоммуникационное оборудование составляет наиболее существенную часть импорта (32%), затем идет технология для химического производства (21 %).

    Для определения потенциала Турции в  области привлечения иностранных  инвестиций в НИОКР, мы проанализировали турецкую прессу. По результатам исследования, наиболее привлекательной для Турции является фармацевтическая отрасль. На сегодняшний момент данная отрасль привлекает всего около 30 млн. дол. в год, что является низким показателем. Однако потенциал роста значителен. По словам одного из экспертов, Турции по силам привлечь около 700 млн. дол. в данную отрасль в краткосрочной перспективе, так как она представляется более привлекательным в географическом и экономическом смысле партнером для инвестирования в высокотехнологичные отрасли, такие как фармацевтика и биотехнологии, чем Индия и Китай.

    Миграция  и миграционная политика

    Проанализируем место Турции в международной миграции рабочей силы. Для решения поставленной задачи начнем с анализа эмиграции из Турции. Широкомасштабная эмиграция турецкого населения началась в 1961 году с подписанием договора между Турцией и Германией. Это было связанно с взрывным экономическим развитием Германии, и как следствие, острой потребностью в дешевой неквалифицированной рабочей силе. Данная эмиграция позволила снизить безработицу в Турции. Ожидалось, что рабочие, уехавшие из Турции, вернуться назад и помогут полученными знаниями перевести Турецкую экономику от аграрного уклада к промышленному. Также Турция подписала договоры с другими европейскими странами, такими как Австрия, Бельгия, Нидерланды, Франция и Швеция. Вопреки ожиданиям, большинство уехавших остались в странах эмиграции, а затем и перевезли туда свои семьи. Экономический кризис 1973 года отрицательно сказался на потребности европейских государств в дешевой неквалифицированной рабочей силе, что привело к остановке легальной миграции из Турции. Однако экономический подъем в странах ближнего востока позволил нивелировать потерю западноевропейского рынка. Также необходимо отметить, что Турецкие компании, выиграв тендеры в странах бывшего СССР, открыли для Турции эмиграцию квалифицированной рабочей силы. Результатом миграции стал рост валютных поступлений из-за рубежа, объем которых в 2000 году составил порядка 3,1 млрд. дол. После остановки миграции по трудоустройству в западноевропейские страны, миграция стала осуществляться по воссоединению с семьей.

    Отдельным аспектом турецкой эмиграции необходимо рассмотреть эмиграцию по политическим причинам. Часть турецкого населения  искала убежища от последствий прихода  к власти военных в 1980 году и от мер принимаемых с целью контроля курдского населения. Проблема бегства курдского населения обусловлена проблемой социальных и политических взаимоотношений Турции и Курдистана. Вследствие мер, принимаемых Турецким правительством, около 330 тысяч курдов эмигрировали из Турции.

    По  состоянию на конец 2007 года около 3,6 млн. турков живет заграницей, из них около 3,2 млн. – в Европе (2,1 млн. в Германии). Необходимо отметить, что в европейских странах наблюдается рост недовольства эмигрантами из Турции . Это может быть связано с тем, что большая часть эмигрантов не интегрируется в общество, а объединяется в национальные анклавы, представляющие, по мнению европейцев, серьезную опасность для национальной безопасности. Тем не менее, многие из турков, эффективно интегрируются в европейское общество.

    Текущая иммиграционная политика Турции направлена на сдерживание потока иммигрантов в страну. Однако исторически, Турция поддерживала иммиграционные процессы. Причина заключалась в нехватке населения для экономического развития. Критерий иммиграции был достаточно расплывчатый и заключался в культурной близости к турецкому народу. На практике основным критерием выступал язык. С 1923 по 1993 гг. в Турцию иммигрировало более 1,6 млн. людей, принадлежащих к народам близким к турецкому своей культурой. Примерно с 1970 года иммиграционная политика Турции изменила вектор на противоположенный. Причиной тому выступил избыток населения. Последняя волна иммиграции была отмечена в 1989, когда около 300 тысяч болгарских турков бежали из Болгарии от коммунистического режима. Треть уехавшего населения вернулась в Болгарию, после смены политического режима в этой стране. Остальные получили турецкое гражданство.

    Отдельно  требует рассмотрения иммиграция на непостоянное место жительства. На сегодняшний день санкционированная  иммиграция в Турцию является незначительной. Наиболее распространенной формой иммиграции является миграция на непостоянное место жительства. Турция разрешает жителям Армении, Азербайджана, Грузии, Ирана, Молдовы, Украины и России въезжать в Турцию без виз, или по оформленным в аэропорту визам. Основной мотив данной иммиграции составляют коммерческие сделки с турецкими производителями дешевой продукции. Достаточно трудно точно определить объемы иммиграции на непостоянное место жительства, однако её примерные объемы составляют от 0,1 до 1 млн. человек в год. К этой группе необходимо добавить транзитных мигрантов, то есть тех, кто прибыл в Турцию с целью дальнейшего переезда в страны Западной Европы. В данную группу также необходимо включить квалифицированные кадры, работающие в Турции, как представители иностранных компаний, организаций или нанятых турецкими резидентами.

    Рассматривая  транзитную иммиграцию необходимо отметить то, что Турция подвергается массированному давлению со стороны стран ЕС за бездействие в области предотвращения данного явления. Ежегодно из Турции высылается порядка 90 тысяч транзитных мигрантов, однако их точное число не может быть подсчитано.

    На текущий момент Турция представляет собой страну имеющую большую диаспору в странах западной Европы, которая обеспечивает высокий уровень валютных поступлений из-за рубежа. Эмиграционная политика Турции нацелена на стимулирование эмиграции неквалифицированной рабочей силы с целью сокращения безработицы в стране. Иммиграционная политика направлена на сдерживание иммиграции в страну, однако простой визовый режим не позволяет сокращать количество транзитных мигрантов, что вызывает давление стран ЕС. Турция столкнулось с дилеммой: усложнение визового режима вызовет сокращение количества туристов, в то время как его наличие осложняет вхождение в ЕС.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. Турция и Евросоюз

    Начало  отношений между Турцией и  Европейским союзом относится ко времени подписания Соглашения в  Анкаре. 14 апреля 1987 года Турция подала заявку на вступление в Евросоюз. Главной  целью Турецкой Республики в этих отношениях всегда было членство Турции в Евросоюзе. В 1993 году начинаются переговоры по Таможенному объединению Турции и ЕС. А 1 января 1996 года вступает в силу Таможенный Союз, который стал одним из самых важных поворотных моментов в этих отношениях.

    17 декабря 2004 года Европейский Совет  решает начать переговоры о  членстве Турции в Евросоюзе. 3 октября 2003 начинаются переговоры  о присоединении.16

    Сегодня уже очевидно, что вступление в  ЕС для Турции не самоцель. Для турок  гораздо важнее то, что в процессе приготовления к вступлению Евросоюз сыграет роль внешнего гаранта, который в период бурного экономического роста будет страховать страну от политических кризисов. Поэтому весь крупный бизнес в Турции поддерживает идею вступления страны в Евросоюз.

    Внешне  турецкое общество сегодня выглядит очень светски. И когда европейские  СМИ анализируют возможность  вступления Турции в Евросоюз, они  не сговариваясь используют один и тот же образ: Турция - это две совершенно разных страны. Одна - светская, прозападная, прогрессивная; другая - исламская, отсталая и косная. Современное западное сознание не в силах представить себе культуру, органично совмещающую в себе и те и другие черты. Пытаясь понять ее, оно может лишь отделить одно от другого, выделить две противоположные стороны. Этим страдают не только обыватели, но и политики - идеологи европейской интеграции. Поделив общество на "светлую" и "темную" половины, они полагают, что если усиленно развивать и поощрять одну и зажимать другую, то довольно скоро Турция станет вполне демократической.

    Один  западный политолог, много лет проживший  в Турции и искренне увлеченный ее необыкновенной историей писал: "Как  во всякой восточной и особенно мусульманской  ментальности, в турках глубоко сидит  потребность веры в бога. Специфика обществ с такой ментальностью такова, что даже весьма светские и прогрессивные мусульмане при некоторых обстоятельствах в глубине души готовы признать свою светскую жизнь слабостью, грехом и отступлением от суровых законов ислама. Поэтому радикалам, которых, может быть, всего процентов десять, надо лишь немного нажать на них и достучаться до их совести, чтобы они молча отказались от демократических завоеваний и одобрили их радикальные реформы. Они готовы согласиться с тем, что если 'свобода личности' и 'жизнь по правде', как она описана в Коране, входят в противоречие, то лучше поступиться свободой, чем правдой. Демократия же подразумевает очевидное доминирование свободы над правдой. В сущности, это основное препятствие для процесса демократизации в исламских странах".

    Реформы, которых ЕС требует от Турции, по идее, должны свести до минимума контроль государства и активизировать роль общества. Они подразумевают, что  Турция уже вполне может обходиться без такой страховки, как Совет  безопасности и армия. Одновременно, по мысли ЕС, государство должно устраниться от вмешательства в религиозные дела.

    Евросоюз  готов принять Турцию в свои ряды. Не сразу, а лет через десять или  даже двадцать - когда она, по мнению Брюсселя, будет готова. А пока стороны готовятся начать переговоры об условиях вступления. Само решение беспрецедентно - пока такой чести не удостоилась ни одна мусульманская страна. Неудивительно, что европейские политики и обыватели разделились на два лагеря - и оба не вполне дружественны к Турции. Первые считают, что вступление Турции в ЕС извратит саму идею союза. Вторые полагают, что принятие Турции - это вынужденная для ЕС мера. Турция расширит внутренний рынок ЕС и предоставит квалифицированную рабочую силу европейским компаниям, страдающим от стремительного старения коренного населения17. Как бы то ни было, но, пообещав однажды туркам членство, ЕС не может взять своего слова назад. Максимум, что он может сделать, - до бесконечности тянуть время и повышать планку требований. По мнению многих в Европе, это время нужно Турции, чтобы измениться и стать похожей на обычную европейскую страну.

    Однако  превращаться в "обычную европейскую  страну" Турция вовсе не намерена. Год за годом, десятилетие за десятилетием (а Турция подала заявку на членство в ЕС еще в 1987 году) турки скрупулезно выполняют требования Брюсселя. Но их цели имеют мало общего с намерениями Европы в отношении Турции. Для Турции процесс сближения с Евросоюзом - это инструмент превращения в великую державу.

    Турция  уже очень давно участвует  в процессе европейской интеграции и является членом различных европейских организаций - практически с момента их появления в пятидесятых годах. Долгосрочные интересы Турции напрямую связаны с евроинтеграцией.18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.3. Россия и Турция: от соперничества к сотрудничеству. Перспективы развития российско-турецких отношений

    Российско-турецкие отношения насчитывают более  чем пятисотлетнюю историю. Это  история военного соперничества  за обладание территориями на Кавказе, Ближнем Востоке, Балканах, за политическое влияние в Европе и странах Ближнего Востока, история торговых и культурных отношений. Несмотря на более чем трехсотлетнюю историю российско-турецких войн, Россия и Турция одновременно оставались партнерами в экономической и культурной сферах. В начале XX века Османская империя занимала первое место во внешней торговле России среди стран Ближнего Востока и Балканского полуострова. Конец XIX - начало XX вв. вывели отношения двух стран-соседей на новый уровень. Перспектива взаимовыгодного сотрудничества была намного позитивнее военных столкновений для обеих сторон. В 1920 году Россия стала единственной страной, оказавшей безвозмездную финансовую помощь основателю Турецкой республики Мустафе Кемалю Ататюрку. Дипломатические отношения с советской Россией Турция установила 2 июня 1920 года, с СССР - 23 июля 1923 года. 19В декабре 1991 года Российская Федерация была признана правопреемницей СССР, а 25 мая 1992 года был подписан Договор об основах отношений между двумя странами. В конце XX столетия российско-турецкие отношения вышли на качественно новый уровень, что предопределило дальнейший ход развития отношений двух стран. Новый этап российско-турецких отношений знаменует собой переход от соперничества к многоплановому широкому сотрудничеству в различных областях: внешней политике, экономике, оборонной промышленности, культуре. В настоящее время договорно-правовая база насчитывает более 60 двусторонних документов, среди них соглашения о торговом, научно-техническом, культурном сотрудничестве, о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, консульская конвенция, меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и др. В последние годы подписаны соглашение по развитию сотрудничества между РФ и Турцией в Евразии (2001), в соответствии с которым создана рабочая группа, соглашение о военном сотрудничестве (2002), программа межмидовских консультаций на 2004-2005 годы, протокол о сотрудничестве между государственными архивными ведомствами (2004), соглашения о сотрудничестве в морском поиске и спасении на Черном море (2004). Согласно многим российским и турецким СМИ, визит российского президента В. Путина в Анкару положил начало новому витку отношений двух стран. В диалоге Россия - Турция на первый план выходят экономические отношения двух сторон. Два старейших экономических партнера продолжают традицию взаимовыгодных отношений в данной сфере, которые увеличивают свой темп роста с каждым годом. Подписание соглашения об углублении сотрудничества в Анкаре является серьезным политическим шагом, учитывая 30-летнее молчание, вакуум между двумя странами. Российский президент и многие отечественные эксперты сходятся во мнение, что уровень экономического сотрудничества между Россией и Турцией не соответствует уровню политического сотрудничества. Согласно мнению заместителя директора Института стран Азии и Африки Жибек Сапарбековной Сыздыковой, ни Российская Федерация, ни Турция не были готовы к полномасштабным торговым отношениям в 90-е гг., после распада Советского Союза. И до сих пор в 10-миллиардном товарообороте, который предусматривается в 2007 году, большое количество определяется российскими «челноками» - 4,6 миллиарда. Однако сейчас в связи с подписанием договора между газовыми компаниями - турецкой «Боташ» и российским «Газпромом» - ситуация, конечно, выровняется и государственное присутствие все-таки, наверное, станет ощутимым и даже превалирующим. Главной статьей российского экспорта, начиная с середины 90-х годов, является природный газ. Дальнейшие перспективы роста российского экспорта в Турцию будут в первую очередь определяться намечаемым постепенным увеличением поставок природного газа (до 30 млрд. куб. м в год) и сопутствующим развитием экономического сотрудничества, включая участие российских организаций в сооружении в Турции тепловых электростанций, газовых распределительных сетей, подземных хранилищ газа и других объектов с поставкой из России требуемых для этого оборудования и технологий (производство аммиака, азотных удобрений и др. с использованием российского природного газа). Одним из новых и важнейших направлений сотрудничества в последнее время стал нефтегазовый рынок Турции. Ряд российских компаний проявляет интерес к сооружению газопроводов, газораспределительных сетей, к изысканиям на нефть и газ и их добыче, в том числе путем долевого инвестирования средств. Так, в дополнение к компании «Стройтрансгаз», завершившей строительство газопровода Самсун - Анкара и работающей над получением новых заказов, интерес к турецкому рынку проявил целый ряд новых компаний, в том числе ОАО «Краснодаргазстрой», ЗАО «Нефтегазстрой», ООО «Камитек», ОАО «Воронежтрубпроводстрой» и ОАО «Рязаньнефтегазстрой». ЗАО «Нефтегазстрой» провело предварительные переговоры с руководством Турецкой нефтяной корпорации (ТПАО) по вопросам проведения изысканий и долевого участия в добыче нефти и газа в Турции и в третьих странах, в том числе на Черноморском шельфе. Ряд российских компаний подтвердил заинтересованность как в участии в традиционных тендерах на проведение работ по газификации турецких городов, так и в работе по новой схеме, предусмотренной принятым в 2002-2003 годах законодательным пакетом: участие в тендерах на право покупки лицензии на сооружение сетей за счет собственных средств и их последующую эксплуатацию. Начиная с 2003 г., экспорт нефтепродуктов в Турцию достиг примерно 800 млн. долл. Заметно выросли объемы поставок нефтепродуктов (со 134 до 270 млн. долл.), каменного угля (со 162 до 235 млн. долл.), металлов и металлоизделий (с 562 до 602 млн. долл.). В связи с ежегодным ростом российского экспорта природных ресурсов в Турцию заметно увеличились контакты двух стран на почве промышленного, а также гражданского строительства.

Информация о работе Включение Турции в мировые хозяйственные связи