Туристский потенциал Владимирской, Ивановской и Костромской областей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цели:
• Определиться с понятиями «туристский маршрут».
• Выяснить маркетинговый туристский потенциал Владимирской, Ивановской и Костромской областей.
• Провести сравнительный анализ степени развития туристской отрасли в выбранных областях.
Задачи:
• Дать определение понятиям «пешеходный маршрут», «велосипедный маршрут», «лыжный маршрут», «конный маршрут», «водный маршрут».
• Проследить тенденцию появления новых туристских маршрутов.
• Определить причины, которые мешают развитию сферы туризма в выбранных областях.

Файлы: 1 файл

туризм_курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

 

На юге расположен самый старый на Оке и один из древнейших в Центральной России город Муром, значительный индустриальный центр. Примыкающее к городу с юга село Карачарово - легендарная родина былинного богатыря Ильи Муромца.

Слава Ивановской области как текстильного центра России начала складываться еще в XVIII в. Первая мануфактура по выпуску льняного полотна появилась в 1719 г. в Кохме, а в 1741 г. — в селе Иваново. На рубеже XVIII - XIX вв. многочисленные мануфактуры начали переход на хлопковое сырье, а в 1844 г. в Шуе была открыта первая ткацкая фабрика по производству хлопчатобумажных тканей. Отмена крепостного права, экономические реформы, постройка железных дорог на Москву и к портам на Волге Нижнему Новгороду и Кинешме, в которые поступал хлопок из Средней Азии, резко ускорили развитие текстильной промышленности в ивановском крае. Кроме Иваново-Вознесенска и Шуи, фабрики возникли в Кинешме, Тейкове, Родниках, Вичуге, Яковлевском (ныне Приволжск), Середе (ныне Фурманов) и других городах и селах. Русский текстиль наводнил не только Россию, но и начал завоёвывать зарубежные рынки, быстро росло и крепло рабочее движение.  Во всём мире известны ивановские народные промыслы - палехская и холуйская миниатюры, неповторимые по своей красоте живописные работы темперой на лаковых изделиях из папье-маше, возникшие на основе иконописного промысла XV — XVII вв.  Города области — живая история России. Древнейшим городом является Юрьевец, основанный в 1225 г. Юрьевец — родина известного кинорежиссера А. Тарковского; 5 апреля 1992 г. в городе открылся дом-музей талантливого кинохудожника. С 1539 г. известен город Шуя, выросший из села, принадлежавшего князьям Шуйским. В начале XVI в. возникла Кинешма, ставшая городом в 1777 г.

«Туристская Мекка» Ивановской области — живописный городок Плёс и его окрестности. Славу Плесу создали всемирно известные полотна И. И. Левитана, писавшего здесь с натуры. В Плесе находятся дом-музей знаменитого художника и картинная галерея. Через Плес проходит популярный туристский маршрут «Золотое кольцо России». В 5 км от города, в доме отдыха Порошимо, в одном из его корпусов, бывшем когда-то дачей Ф. И. Шаляпина, оборудована мемориальная комната великого русского певца.

В Костромской области насчитывается более 2,5 тысяч памятников археологии, архитектуры, истории и искусства. Из них свыше 300 имеют федеральное значение. Прекрасен и неповторим облик старинных городов Костромского края - Галича, Макарьева, Кологрива, Нерехты. Заслуженным интересом пользуются постоянные экспозиции и выставки Костромского объединенного художественного музея, а также 18 филиалов головных музеев и 6 муниципальных музеев, расположенных на территории Костромского края. Уникален архитектурный ансамбль Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника "Ипатьевский монастырь". Наш край по праву считается колыбелью династии Романовых. В Ипатьевском монастре перед избранием на царство жил Михаил Романов, и в 1613 г. был там благословлен на царствование Феодоровской иконой Божией матери - величайшей святыней Костромской земли. По преданию, ее брал с собой в Орду благоверный князь Александр Невский. Сейчас икона находится в соборе Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря. С Костромской областью связано творчество великого русского драматурга А.Н.Островскогою. Большой популярностью среди туристов пользуется его усадьба - музей-заповедник "Щелыково" ("родина" Снегурочки). Также Костромской край искони славится ювелирным промыслом. Во всей России и за рубежом известны ювелирные изделия из золота, серебра, знаменитая скань красносельских ювелиров. В селе Красное-на-Волге вниманию туристов предлагается экспозиция музея ювелирного искусства. Насыщенное значительными событиями историческое прошлое края, пантеон прославленных деятелей Отечества (среди них - И.Сусанин, Ф.Волков, Г.Невельской, А.Н.Островский, И.Сытин, Ф.Чижов, А.Кондратьев, В.Розанов, Е.Честняков, А.Тарковский) раскрываются перед жителями и гостями области через многоаспектную деятельность учреждений культуры.Буй — город, районный центр. Осн. в 1536 г. как укрепленный пункт для защиты от нашествий казанских татар. В 1587 г. в Буй были сосланы князья Василий и Александр Шуйские. В XVII в. город сильно пострадал от поляков. В 1719г. вошел в состав Костромской провинции, с 1778г. — уездный город Костромского наместничества. В городе действуют небольшие промышленные предприятия. Имеется краеведческий музей. Сохранились остатки земляных укреплений XVI в. (земляной вал).

В 15км южнее Буя, в селе Корок, расположен Железноборовской монастырь, основанный в 1390г. учеником Сергия Радонежского Иаковом. С Буйским уездом связаны жизнь и деятельность писательницы Ю. В. Жадовской (похоронена в селе Воскресенье близ Буя), декабристов М. М. Нарышкина, Ф. П. Шаховского, книгоиздателя И. Д. Сытина, сподвижника В. Беринга Д. Л. Овцына.  Волгореченск — город областного подчинения Близ города — село Сидоровское (изв. с XVI в., принадлежало боярину Федору Мстиславскому) с нарядной 5-главой Никольской церковью (1720г., роспись 2-й пол. XVIII в.).  Галич — город, районный центр костромского Заволжья. Впервые упоминается в летописи под 1238 г. как Галич Мерьский, но существовал и раньше. В XIII в. — центр Галицкого княжества, первым князем которого был брат Александра Невского Константин Ярославич. Среди архитектурных памятников — Спасо-Преображенский собор (1818 г.), Преображенская церковь (1774 г.), здания торговых рядов (1825 г.). На одной из центральных улиц сохранилась старая застройка: каменные и деревянные 1—2-этажные дома кон. XVIII — нач. XIX вв. На окраине города находится Паисиев монастырь (осн. в XIV в.) с монументальным Успенский) собором ( XVI в.); к востоку от него расположена Троицкая церковь (1642г.).

Однако, не смотря на все очевидные плюсы и огромный туристский потенциал всех трех областей, использование всех ресурсов происходит крайне слабо. Рассмотрим на примере каждой области отдельно.

 

Владимирская область давно признанный центр туризма благодаря наличию таких эксклюзивных ресурсов, как:

- памятники древнерусской архитектуры, 11 из которых включены ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия;

- музейная база для развития культурного туризма, состоящая из музейных комплексов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, музея-заповедника «Александровская слобода», Муромского историко-художественного музея, Гороховецкого историко-архитектурного музея, Юрьев-Польского историко-художественного и архитектурного музея, мемориального Дома-музея-усадьбы Н.Е. Жуковского, а также других музеев, использующих новые формы музейной и экскурсионной работы (например - Вязниковский Музей песни);

- уникальность среднерусской природы, позволяющая развивать различные виды активного и рекреационного туризма;

- развивающаяся база размещения туристов (гостиницы, турбазы), насчитывающая более 3,5 тысячи мест, в том числе - реконструированного и нового фонда 757 мест, включая новые гостиницы «Сокол», «Баринова Роща», «Водолей», «Горячие ключи», «Русская деревня», «У Золотых ворот», гостевые дома;

- развитая сеть предприятий общественного питания, обеспечивающих качественный сервис и широкий ассортимент национальных блюд, и развивающиеся дорожная сеть и сеть автотранспортных предприятий, располагающих туристским транспортом;

- наличие туроператоров, использующих современные технологии в формировании и продвижении турпродукта как «Малого Золотого кольца», так и «Золотого кольца»;

- система рекламно-информационного обеспечения развития туризма через участие области в выставках, издание рекламных материалов для всех категорий потребителей внутреннего рынка на всех видах информационных носителей, создание специализированного областного туристского сайта «Малое Золотое кольцо (МЗК) Владимирской области».

Прирост объема туристических услуг за период с 2000 по 2003 гг. составил в области 127%. И тем не менее, картина отнюдь не радостная.

Темпы развития рынка производства туристических услуг по-прежнему значительно отстают от формирующегося спроса и сформированных технологий продаж этих услуг, что проявляется в скудном ассортименте имеющихся на туррынке услуг.

Использование музейной и гостиничной баз гг. Владимира, Суздаля в сезон-пик достигло предельных мощностей, а перераспределение турпотока между другими городами Малого Золотого Кольца невозможно из-за низкой конкурентоспособности их основного турпродукта.

Рынок оздоровительного, активного и других специализированных видов туризма, пользующихся сейчас небывалым спросом, развивается низкими темпами. Темпы роста спроса на рынке делового, конгрессного туризма опережают предложение, сформированное на областном рынке, так как мощности, имеющиеся для развития этих видов туризма, не используются в полной мере в связи с отсутствием материально-технической базы и низким уровнем обеспечения информационными технологиями.

Темпы реконструкции номерного фонда гостиниц и строительства новых средств размещения по-прежнему ниже темпов роста туристического потока, что приводит к нетерпимому для гостей дефициту как высококомфортабельных средств размещения, так и средств размещения туркласса.

Проектная стилистика областных средств размещения не основана на особенностях содержания экскурсионного турпродукта «Малого Золотого кольца». Качество благоустройства туристских маршрутов МЗК, уровень оказываемых сервисных услуг не отвечают современным требованиям, что снижает эффективность использования других областных туристических ресурсов.

Сформированная система рекламно-информационного обеспечения развития туризма не носит массированного характера, направлена в основном на внутреннего потребителя. А несформированность системы продвижения турпродукта области на специализированных зарубежных туристских выставках привела к значительному упадку имиджа гг. Владимира и Суздаля как центров «Золотого кольца» у иностранных туристов и тем самым к укреплению конкурентных преимуществ турпродукта соседних регионов.то.

В целом, показатели развития областного туризма значительно превышают среднероссийские, но не соответствуют возможностям нашего потенциала. При этом составителям программы предложили исходить из понимания того, что турпродукт большинства городов области может быть конкурентоспособным на туристском рынке только при условии его специализации и создания новых туристических мотиваций в качестве составной части единого областного турпродукта. У нас в области уже действует программа развития туризма, заключающаяся в «бюджетной финансовой поддержке, а также - в осуществлении координации деятельности областных, муниципальных органов управления субъектов турбизнеса по созданию нового конкуренто-способного специализированного областного турпродукта». Имеется в виду - то самое «Малое Золотое кольцо», охватывающее 7 городов области.

За 3,5 года реализации нынешней программы привлечено для ее исполнения 3 млн. 934 тысячи внебюджетных средств без учета средств на развитие туристской инфраструктуры, что в 4,6 раза превышает сумму средств, выделенных из областного бюджета, и в 5 раз превышает запланированную сумму. Каждый рубль программных бюджетных средств стимулировал прирост объема туристских услуг на 265 рублей. Тем не менее, программа не предусматривает прямого вложения денег в музеи и турагентства.

По отчету коллегии областной администрации о работе комитета по физической культуре и спорту за 2003 г. обстановка с развитием туризма в области названа стабильной. Экономические показатели прироста объёма туристических услуг на 57% свидетельствуют об эффективности исполнения мероприятий Программы государственной поддержки развития туризма во Владимирской области. На ее реализацию комитетом привлечено около 2 млн. рублей внебюджетных средств. Впрочем, была озвучена и критика. Комитетом недостаточно привлекаются органы местного самоуправления к  исполнению программы государственной поддержки развития туризма во Владимирской области, не создан областной туристско - информационный центр. Низким остается уровень благоустройства туристских маршрутов в исторических городах. Развитие областной системы проведения событийных туров не соответствует клиентскому спросу и не обеспечивает достаточный объем туристского потока в «низкий» сезон. Программа развития туризма работает с 2001г. Главной целью программы является оказание государственной поддержки развитию въездного и внутреннего туризма через формирование турпродукта "Малое Золотое кольцо" с целью обеспечения, с одной стороны, широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, с другой стороны, значительного вклада в социально-экономическое развитие Владимирской области, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и использования культурного и природного наследия.

Основные задачи:

        формирование современной нормативной правовой базы развития туризма и системы государственного ре гулирования туристской деятельности; 

        совершенствование системы статистики в сфере туризма;

        создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;

        поднятие туристского имиджа области на внутреннем и внешнем рынках;

        подготовка и повышение квалификации туристских кадров;

        развитие культурного туризма как одного из приоритетов социально-экономического развития малых и средних городов области;

        содействие развитию социального, в том числе детского самодеятельного туризма;

        стимулирование развития материальной базы туризма.

Развитие туризма во Владимирской области оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как связь, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и при ограниченном потенциале экономики области из-за отсутствия стратегических ресурсов может быть одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики области при придании ему статуса приоритетной отрасли. Это обусловлено, прежде всего, наличием историко-культурных и природно-рекреационных факторов. Исключительно благоприятной территорией для развития туризма делает область также ее географическое положение (близость к Москве), наличие всемирно известного музея-заповедника, крупных научных центров (деловой туризм), сформированная система организации и проведения всероссийских и международных спортивных мероприятий (спортивный туризм). Первое направление программных мероприятий предусматривает создание нормативной, правовой и организационно-методической базы управления туризмом, разработку и утверждение территориальных нормативных документов. В основу формирования нормативной, правовой базы положена разработка областного закона, обеспечивающего приоритетное развитие въездного и внутреннего туризма. В законе планируется предусмотреть налоговые льготы для организации туристской отрасли, в том числе гостиниц. В программе предложены мероприятия по совершенствованию лицензирования и сертификации туруслуг и региональной отраслевой статотчетности, предусмотрены меры, направленные на повышение качества туристских услуг и защиту прав потребителей, а также мероприятия, стимулирующие деятельность туристских фирм области. Первостепенное значение в этом направлении имеют и такие мероприятия, как разработка программ развития сферы досуга и механизмов транспортного обеспечения турпотоков.

Одним из условий формирования туристской отрасли в области необходимо считать укрепление межрегиональных туристских связей с регионами, входящими в состав "Золотого Кольца России", для выработки единой политики по вопросам рекламирования объединенного турпродукта, его ценообразования, развития инфраструктуры туризма. С этой целью предусмотрено финансирование мероприятий по организации работы отделения Российской ассоциации туристических агентств в рамках "Золотого Кольца России", а также участие в работе межрегиональных форумов, конференций, семинаров, проводимых администрациями других регионов.

Информация о работе Туристский потенциал Владимирской, Ивановской и Костромской областей