Туристский потенциал Владимирской, Ивановской и Костромской областей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цели:
• Определиться с понятиями «туристский маршрут».
• Выяснить маркетинговый туристский потенциал Владимирской, Ивановской и Костромской областей.
• Провести сравнительный анализ степени развития туристской отрасли в выбранных областях.
Задачи:
• Дать определение понятиям «пешеходный маршрут», «велосипедный маршрут», «лыжный маршрут», «конный маршрут», «водный маршрут».
• Проследить тенденцию появления новых туристских маршрутов.
• Определить причины, которые мешают развитию сферы туризма в выбранных областях.

Файлы: 1 файл

туризм_курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать)


Введение.

 

В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Туристские  услуги в  международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

Сейчас важно не только производить качественные товары и услуги, но организовывать их сбыт.  Поэтому очень большое значение уделяется маркетингу.  Девиз маркетинга на сегодняшний день таков: «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге. В курсовой работе мы поставим перед собой несколько целей и задач.

Цели:

      Определиться с понятиями «туристский маршрут».

      Выяснить маркетинговый туристский потенциал Владимирской, Ивановской и Костромской областей.

      Провести сравнительный анализ степени развития туристской отрасли в выбранных областях.

Задачи:

      Дать определение понятиям «пешеходный маршрут», «велосипедный маршрут», «лыжный маршрут», «конный маршрут», «водный маршрут».

      Проследить тенденцию появления новых туристских маршрутов.

      Определить причины, которые мешают развитию сферы туризма в выбранных областях.

      Предложить возможные варианты пешеходных, конных, велосипедных, лыжных и водных маршрутов, которые можно использовать на территории Владимирской, Ивановской и Костромской областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Множество туристских терминов, необходимых для раскрытия темы объясняются в данной главе. Основное понятие – туристский маршрут.
Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Гуляев В.Г. дает следующее определение: «Маршрут – это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг».[1] Это определение больше подходит, так как маршруты, представленные в работе предназначены для организованного коммерческого туризма.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.

              По типам маршруты бывают:

-         тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

-         походные – маршруты с активными способами передвижения;

-         физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

-         комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:

-         круглогодичные (внесезонные);

-         сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:

-         линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои  чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;

-         радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами.;

-         кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

              По продолжительности маршруты бывают:

-         многодневными (14-30 дней);

-         несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;

-         несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

-         собственный транспорт туристской фирмы;

-         арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;

-         личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:

-         пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50 км;

-         маршруты  с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств  передвижения природные достопримечательности;

-         железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они  проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее. Распространены поездки на старинных поездах, в Сибири, например, действует поезд выходного дня «Снежинка».

-         Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.

-         Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.

Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.

-           Комбинированные перевозки.    Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

По содержанию маршрута:

-         отдых на природе;

-         отдых в горах;

-         охота и рыбная ловля и др.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.

При разработке представленных в работе маршрутов

следует придерживаться  следующих этапов:

1.      Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута.

2.      Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов.

3.      Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута.

4.      Определение типа маршрута.

5.      Построение эскизной модели маршрута.

6.      Построение трассы маршрута.

7.      Составление календарного плана путешествия, графика движения группы.

8.      Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.

9.      Разработка схемы безопасности на маршруте.

10. Разработка паспорта маршрута.

11. Согласование паспорта с соответствующими службами.

12. Пробный поход по маршруту.

13. Внесение изменений в схему маршрута.

14. Рассмотрение и утверждение маршрута.

Кроме того при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:

1. Выбор маршрута – один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.

2. Определение сложности маршрута.

При разработке маршрута использован самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другая краеведческая литература, картографический материал. Обзорные схемы путеводителей – использованы для общей проработки. Для более точного построения маршрутной нитки пользовалась специальными туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.   

Разработка  маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Туристский поход – это путешествие  по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения.

Поход  или туристская поездка – туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов (если поход многодневный) при организованных активных способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различаться по цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов, автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть до воздушных шаров).

              Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности.

Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы советских людей.

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Велосипедный туризм – один из видов, имеющих большой потенциал для использования в системе туризма России. Однако данный вид туризма имеет сезонные ограничения. Кроме всего прочего, велотуризм предполагает определенную физическую подготовку.

Лыжный туризм. Одна из самых малоразвитых форм туризма в России. Также имеет сезонную ограниченность и предполагает наличие у туриста хорошей физической подготовки.

Конный туризм - путешествие на лошадях верхом или в экипажах. Практически не развит на территории нашей страны и имеет исключительно заказной характер. Также требует хорошей физической подготовки от туриста.

Водный. Это вид туризма сразу разделяется на 3 типа по типам судов. Первый тип - байдарка. Одноместная байдарка называется каяк. Второй тип - надувные суда. К надувным судам относятся всякого рода катамараны, надувные лодки и плоты. Третий тип - парусные суда.              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

Для Владимирской, Ивановской и Костромской областей наиболее подходят пешеходный, водный и велосипедный виды туризма.  В своей работе я попробую это обосновать.

Костромская область — субъект Российской Федерации. Образована 13 августа 1944 г. Площадь 60,1 тыс. кв. км. Население 805,7 тыс. чел. (на 1.1.1994 г.), в т. ч. городское 534,1 тыс. чел. (66,3%). Разделена на 24 района, включает 12 городов и 13 поселков городского типа.

Ивановская область — субъект Российской Федерации. Образована 14 января 1929г. Население 1262,8 тыс. чел. , в т. ч. городское 1037,9 тыс. чел. (82,2%). Разделена на 21 район, включает 17 городов, 31 поселок городского типа и 205 сельских администраций.

Владимирская область - субъект Российской Федерации. В современных границах образована 14 августа 1944 г. Площадь - 29,0 тыс. кв. км. Население -1608,9 тыс. человек (на 1.1.2000 г.), в том числе городское -1297,1 тыс. человек (80,6%). Разделена на 16 районов и включает 23 города, 34 поселка городского типа.

Владимирское ополье - край древних городов: Владимира, Суздаля, Юрьева-Польского, сумевших сохранить историю и донести ее до наших дней. Незначительное, за исключением Владимира, развитие промышленности превратило край в центр туризма, знакомящего с одной из главных школ древнерусского искусства - владимиро-суздальской ( XII - начала XIII вв.), для зодчества которой характерны изысканность пропорций и резной белокаменный декор, а для живописи - одухотворенность образов и величавость ритмов. Знаменит издавна край и своими огородничеством и садоводством.

Информация о работе Туристский потенциал Владимирской, Ивановской и Костромской областей