Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:38, контрольная работа
Цель - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Задачи:
1. Изучить технологию подготовки экскурсии;
2. Ознакомиться с технологической картой экскурсии;
3. Исследовать структуру технологической карты и её особенности.
ВВЕДЕНИЕ
Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного - экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Цель - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Задачи:
1. Изучить технологию подготовки экскурсии;
2. Ознакомиться с технологической картой экскурсии;
3. Исследовать структуру технологической карты и её особенности.
Существует мнение, что экскурсии - это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Выполнив его, автор защищает его перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом. И аудитория дает оценку экскурсии - диссертации, достоин ли автор признания, то есть присуждения ему своеобразной ученой степени.
Данная
контрольная работа включает в себя
введение, две части, каждая из которых
состоит из трёх подпунктов, заключение
и список использованных в работе
источников.
ЧАСТЬ I. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
1.1. Цели и задачи экскурсии, выбор темы экскурсии
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Целями экскурсии могут быть:
- воспитание патриотизма;
- трудовое воспитание;
- эстетическое воспитание;
-
показ исторической роли
-
знакомство с творчеством
-
знакомство с особенностями
- воспитание любви и уважения к родине;
- расширение кругозора;
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ.
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Общими
требованиями к названию экскурсии
считаются следующие: индивидуальность,
точность, образность, легкость запоминания
и воспроизводства, благозвучие, отсутствие
отрицательных ассоциаций, содержательный
смысл.
1.2. Отбор литературы и экскурсионных объектов
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В качестве объектов могут быть:
¾ Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы);
¾ Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
¾ Природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.
¾ Памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство и прочие объекты.
Экскурсионные объекты классифицируются:
¾ По содержанию - одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города)
¾ По функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе
¾ По степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.
Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент его подготовительности к показу.
Местонахождение
объекта. При отборе объектов должны
учитываться расстояние до памятника,
удобство подъезда к нему, пригодность
дороги для автотранспорта, возможность
подвоза к объекту
Временное ограничение показа объекта - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Отбор
объектов заканчивается составлением
карточки (паспорта) на каждый из них. Данные
карточки используются как для конкретно
разрабатываемой темы, так и для
будущих экскурсий.
1.3. Составление маршрута, подготовка текста
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:
-
Хронологический. Примером
-
Тематический. По тематическому
принципу построения экскурсии
можно отметить экскурсии,
-
Тематико-хронологический. Все
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов.
Разработка
маршрута заканчивается составлением
схемы маршрута экскурсии с названиями
всех улиц и площадей, по которым
должна следовать группа, с нанесенными
на нее объектами показа и местами
выхода экскурсантов из автобуса, с
указаниями, на каких участках рассматривается
та или иная подтема экскурсии.
ЧАСТЬ II.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
2.1. Составление методической разработки
Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.
Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала.
Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.
Оформление методической разработки происходит следующим образом:
-
на титульном листе
-
на следующей странице
Методическая
разработка состоит из трех разделов:
вступления, основной части и заключения.
2.2. Технологическая карта экскурсии
Технологическая
карта экскурсии представляет собой
итоговый документ, который составляется
в конце творческого процесса
по созданию экскурсии, перед последним
его этапом - сдаче приемной комиссии
во время проведения пробной экскурсии.
В ней указывается тема, цель,
задачи, оптимальный вариант маршрута,
его протяженность и
Технологическая карта экскурсии: