Технологическая карта экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Задачи:
1. Изучить технологию подготовки экскурсии;
2. Ознакомиться с технологической картой экскурсии;
3. Исследовать структуру технологической карты и её особенности.

Файлы: 1 файл

Экскурсионная деятельность.docx

— 30.69 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

    Со  словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который  за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные  спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как  охотничий и рыболовный, могут  обходиться без нее. При организации  же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного - экскурсии  обязательно включаются в программы  поездок.

    Цель - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.

    Задачи:

    1. Изучить технологию подготовки  экскурсии;

    2. Ознакомиться с технологической картой экскурсии;

    3. Исследовать структуру технологической карты и её особенности.

    Существует  мнение, что экскурсии - это маленькие  диссертации. Действительно, экскурсия  может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Выполнив его, автор защищает его  перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом. И аудитория  дает оценку экскурсии - диссертации, достоин  ли автор признания, то есть присуждения  ему своеобразной ученой степени.

    Данная  контрольная работа включает в себя введение, две части, каждая из которых  состоит из трёх подпунктов, заключение и список использованных в работе источников. 
 
 

ЧАСТЬ I. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

1.1. Цели и задачи  экскурсии, выбор  темы экскурсии

    Работа  над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории  и культуры и другие объекты.

    Целями  экскурсии могут быть:

    - воспитание патриотизма;

    - трудовое воспитание;

    - эстетическое воспитание;

    - показ исторической роли города;

    - знакомство с творчеством выдающегося  архитектора;

    - знакомство с особенностями природы  края;

    - воспитание любви и уважения к родине;

    - расширение кругозора;

    Задачи  экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

    Цели  и задачи определяют окончательный  отбор экскурсионных объектов, маршрут  экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий  из «портфеля экскурсовода», эмоциональный  настрой экскурсии и отдельных  ее частей.

    Каждая  экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и  рассказ.

    Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного  создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

    Общими  требованиями к названию экскурсии  считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания  и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл. 
 

1.2. Отбор литературы и экскурсионных объектов

    В ходе разработки новой экскурсии  составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы  предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам  в использовании необходимого фактического и теоретического материала при  подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах  для удобства в работе группы и  тех экскурсоводов, которые в  будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне  называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

    Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение  в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

    В качестве объектов могут быть:

    ¾ Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы);

    ¾ Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

    ¾ Природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.

    ¾ Памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство и прочие объекты.

    Экскурсионные объекты классифицируются:

    ¾ По содержанию - одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города)

    ¾ По функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе

    ¾ По степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные

    Перед экскурсионными работниками при  создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые  интересные и по внешнему виду, и  по той информации, которую они  с собой несут.

    Правильный  отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала  и глубокое раскрытие темы.

    Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность  объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.

    Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент его подготовительности к показу.

    Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность  дороги для автотранспорта, возможность  подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для  расположения группы с целью наблюдения.

    Временное ограничение показа объекта - это  когда посещение и осмотр объекта  невозможны из-за плохой видимости  или сезонности.

    Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно  разрабатываемой темы, так и для  будущих экскурсий. 

1.3. Составление маршрута, подготовка текста

    Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной  группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии  последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения  безопасности экскурсантов. Одна из задач  маршрута - способствовать наиболее полному  раскрытию темы.

    В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

    - Хронологический. Примером хронологического  маршрута могут служить экскурсии,  посвященные жизни и деятельности  выдающихся людей.

    - Тематический. По тематическому  принципу построения экскурсии  можно отметить экскурсии, связанные  с раскрытием определенной темы  в жизни города.

    - Тематико-хронологический. Все обзорные  городские экскурсии построены  по тематико-хронологическому принципу.

    Текст представляет собой материал, необходимый  для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Требования к  тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

    Контрольный текст в большинстве случаев  содержит хронологическое изложение  материала. Этот текст не отражает структуры  экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных  объектов.

    Разработка  маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым  должна следовать группа, с нанесенными  на нее объектами показа и местами  выхода экскурсантов из автобуса, с  указаниями, на каких участках рассматривается  та или иная подтема экскурсии.  

ЧАСТЬ II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ 

2.1. Составление методической  разработки

    Методическая  разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как  лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения  следует применить, чтобы экскурсия  прошла эффективно.

    Методическая  разработка излагает требования экскурсионной  методики с учетом особенностей демонстрируемых  объектов и содержания излагаемого  материала.

    Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия  темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и  рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ  и показ в единое целое.

    Оформление  методической разработки происходит следующим  образом:

    - на титульном листе располагаются  данные: наименование экскурсионного  учреждения, название темы экскурсии,  вид экскурсии, протяженность  маршрута, продолжительность в академических  часах, состав экскурсантов, фамилии  и должности составителей, дата  утверждения экскурсии руководителем  экскурсионного учреждения.

    - на следующей странице излагается  цель и задачи экскурсии, схема  маршрута с указанием объектов  и остановок во время экскурсии.

    Методическая  разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения. 
 
 
 
 

2.2. Технологическая  карта экскурсии

    Технологическая карта экскурсии представляет собой  итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним  его этапом - сдаче приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указывается тема, цель, задачи, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе.

    Технологическая карта экскурсии:

Информация о работе Технологическая карта экскурсии