Стратегия развития туризма в РФ на период до 2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:52, доклад

Краткое описание

Настоящая Стратегия является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире...
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков.
4.1. Развитие туристской инфраструктуры…………………………..
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………...
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг …….
4.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..
4.6. Развитие международного сотрудничества …………………….
4.7. Оценка рисков……………………………………………………..
5. План мероприятий по реализации Стратегии……………………..
6. Федеральные целевые программы…………………………………
7. Целевые показатели реализации Стратегии………………………
Приложения…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Стратегия развития туризма в РФ на период до 2015г..doc

— 712.00 Кб (Скачать)

Строятся горнолыжные центры и в других регионах: в Республике Карелия («Спасская Губа»), Нижегородской области («Нижегородская Швейцария»), на Урале - в Челябинской области («Две долины», «Евразия») и в Кемеровской области,  на Алтае («Манжерок»),  в Магаданской области  («Марчекан») (перечень крупнейших горнолыжных комплексов России, расположенных в различных регионах России, дан в Приложении).

              Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

Существенной проблемой являются  высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.

Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и   г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

На территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на  200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов.

Стимулом для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации  могут стать  принятые   в  2006 году  изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

 

Состояние статистической базы в сфере туризма

 

В последние годы потребность в статистических данных о сфере туризма значительно возросла. Это связано, прежде всего, с бурным развитием индустрии туризма, повышением его роли в экономике и социальной сфере. Наличие полноценной статистической информации создает  условия для выработки эффективной государственной политики в сфере туризма, принятия адекватных решений в сфере туристского и гостиничного бизнеса, усиления инвестиционной привлекательности регионов страны.

Система статистики туризма базируется на двух основных видах показателей – мониторинге туристского рынка и оценке экономической роли туризма. К показателям мониторинга туристского рынка относятся объем въездного, выездного и внутреннего туристского потока, туристские расходы, объем платных услуг, а также ряд иных показателей  - таких как занятость, средняя заработная плата в различных секторах туриндустрии, объем инвестиций в сферу туризма. Оценка экономической роли туризма состоит в определении его мультипликативного эффекта через долю в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и пр.

Источником официальных данных по статистике туризма является Росстат. Следует отметить, что результатом активного сотрудничества Ростуризма и Росстата на протяжении последних трех лет стало существенное совершенствование форм федерального статистического наблюдения, благодаря чему, например, с 2006 года Росстатом учитываются малые гостиницы, а Ростуризм получил возможность участия в ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 гг.», что позволяет заказывать исследования по мониторингу, анализу и прогнозированию туристского рынка Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Полученные результаты используются Ростуризмом при подготовке ежегодных докладов о результатах и основных направлениях  деятельности Агентства.

Вместе с тем, до настоящего времени наиболее полная информация от Росстата поступает только по показателям въездного и выездного туристских потоков, а также данным об объеме платных услуг, оказываемых турфирмами и гостиницами. Внутренний туристский поток не является предметом статистической отчетности Росстата, так же, как и данные по туристским расходам и показателям оценки роли туризма в экономике страны.

Отсутствие перечисленных полноценных данных уже много лет является проблемой при планировании направлений деятельности как для органов исполнительной власти в сфере туризма, так и для турбизнеса. Для исправления сложившейся неблагоприятной ситуации Ростуризмом в 2007 году был разработан и утвержден Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации, направленный затем в регионы с целью применения всеми субъектами Российской Федерации единого метода расчета этих важнейших показателей. Первые данные, полученные в результате реализации Порядка, показали его своевременность и необходимость решения проблемы сопоставимости и достоверности информации разных регионов. Ростуризм планирует и далее продолжать работу по методическому обеспечению расчётов основных показателей туристского рынка субъектов Российской Федерации.

Оценка роли туризма в экономике России: его доли в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета является одной из ключевых проблем. Международный опыт оценки экономической роли туризма закреплён в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связан с внедрением в национальные системы статистического учёта специального инструмента – сателлитных (вспомогательных) счетов. С 2000 года сателлитные счета туризма внедрены в таких активно развивающих туризм странах, как Франция, Испания, Австрия, Канада и др. Всего они используются более чем в шестидесяти странах мира.

В настоящее время способы включения сателлитных счетов туризма в систему отечественного статистического учёта определены лишь теоретически. Практическая реализация этой задачи наталкивается на следующие препятствия:

- отсутствие в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) группировок видов деятельности собирательной отрасли «туризм»;

- отсутствие расчётов таблиц «затраты-выпуск» по полному кругу отраслей вследствие прекращения бюджетного финансирования данной работы (последний раз таблицы по полному кругу отраслей формировались Росстатом по итогам 1995 года). С тех пор они рассчитываются по ограниченному кругу отраслей и не могут служить основой построения сателлитных счётов.

В связи с этим внедрение сателлитных счетов на федеральном уровне потребует  трех-четырех лет  постоянных усилий Росстата и Ростуризма. Вместе с тем, отдельные регионы  начинают самостоятельно оценивать роль туризма с учетом сопутствующих отраслей в макроэкономических показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Так, успешная практика  в этом направлении  в Краснодарском крае позволяет после соответствующей доработки придать таким  расчетам статус официальных.

С этой целью к концу 2008 года должен быть завершен эксперимент по внедрению методики расчета доли туризма в ВРП с целью последующего придания полученным показателям официального статуса и распространения данного опыта на другие субъекты Российской Федерации.  

В целях установления единой процедуры расчётов внутренних туристских потоков в субъектах Российской Федерации Федеральным агентством по туризму разработан и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации

Необходимо отметить, что Ростуризмом совместно с Росстатом проводится экспертная оценка экономической роли туризма, в том числе в рамках научных исследований, предполагающих проведение специальных обследований домашних хозяйств, туристских расходов, въезжающих и выезжающих туристов в момент пересечения границы, постояльцев средств размещения, на туристских объектах, в местах проведения зрелищных мероприятий и т.д. Однако эти исследования не обеспечивают сопоставимости с данными других стран.

Одной из важных задач является формирование системы статистического мониторинга туристской сферы. В последнее время Ростуризмом предприняты шаги для её решения. В постоянном режиме анализируются показатели въездных и выездных потоков, динамики туристских услуг, количества и структуры средств размещения и др. Результаты анализа представляют интерес для использования в деятельности организаций туристской индустрии, они публикуются в средствах массовой информации, в том числе электронных. Вместе с тем в настоящее время ведется только ежеквартальный статистический учет  въездных  и выездных туристских потоков, в то время как подавляющее большинство стран  в соответствиями с требованиями ЮНВТО ведут учет  туристских потоков  в помесячном режиме.

Таким образом, в настоящее время  статистика   туризма нуждается в постоянном внимании и существенном совершенствовании с целью гармонизации  с  рекомендациями Статкомиссии ООН, а также обширной зарубежной практикой.

 

Продвижение России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках

До 2002 года  некоммерческое продвижение России как туристского направления за рубежом и внутри страны практически не проводилось.  Предпринимаемые  усилия, начатые в середине 1990-х гг., сводились к посещению нескольких профильных выставок за рубежом  и в России  без формирования национальной экспозиции при полном отсутствии бюджетного финансирования. 

С 2002 года  был предпринят комплекс мероприятий  в целях всестороннего показа туристских возможностей  Российской Федерации на международном и внутреннем рынке путем:

а) организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.

В настоящее время такие экспозиции организуются на крупнейших международных туристских выставках в Финляндии, Испании, Италии, Германии, Китае, Южной Корее, Японии, Франции, Греции, Польше, Великобритании, России. В рамках проводимых выставок организуются параллельные деловые мероприятия: пресс-конференции, презентации туристических возможностей регионов России, встречи с руководителями зарубежных национальных туристских администраций, «круглые столы». 

Существенным шагом по продвижению  российского туристского продукта внутри страны  и позиционирования России на мировом рынке  профильных выставочных  услуг стала международная туристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ», проводимая в Москве с 2006 года.  Впервые в таком масштабе на международной туристской выставке были представлены регионы России как с уже сложившейся развитой туристической инфраструктурой, так и с богатым потенциалом для ведения этого вида деятельности. Следует отметить, что выставка была включена в график официальных мероприятий Всемирной туристской организации, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и Совета стран-участниц СНГ по туризму.  Выставка  отличается плотной деловой программой, включающей переговоры на межправительственном и региональном уровне, конференции, семинары, воркшопы и др.мероприятия.

б) проведения некоммерческой рекламы туристских возможностей России.

Некоммерческая реклама  за рубежом проводится в настоящее время в ряде стран Европы, таких как Германия, Великобритания, Австрия, Испания, Италия, Франция, а также в Японии и Китае, методами наружной рекламы и рекламы в СМИ. Масштабы этой работы ограничены существующим бюджетным финансированием.

Ведется широкая пропаганда отдыха в стране для российских граждан на  общероссийском и региональном телевидении, размещаются сюжеты о преимуществах отдыха в России на радио и телевидении, в крупнейших печатных изданиях, в городах России.

в) изготовления рекламно-информационной имиджевой продукции.

Рекламно-информационная  продукция   на печатных и электронных носителях издается большими тиражами  на 11  языках основных направляющих рынков и предназначена для некоммерческого распространения на международных туристских выставках, через российские загранпредставительства, Всемирную туристскую организацию и другие международные организации, на официальных встречах с руководством национальных туристских организаций зарубежных стран и аналогичных мероприятиях.

              г) проведения международных событийных мероприятий.

Международные мероприятия событийного характера стимулируют продвижение России как страны делового туризма, имеющей соответствующую инфраструктуру, кадры и туристский продукт.  К ним относятся ежегодно проводимые международные конференции, семинары  и иные форумы, посвященные наиболее актуальным проблемам развития туризма. Свою эффективность доказали Дни российского туризма,  проводимые  в странах - основных направляющих рынках,  а также тематические экспозиции в рамках национальных выставок общего характера за рубежом.

 

Подготовка  кадров для сферы туризма

В настоящее время кадры для туризма готовят более 300  высших и средних учебных заведений в стране.

В системе высшего профессионального образования основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в профильных университетах, академиях и институтах в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания» по двум специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» , включающим более 10 специализаций.    

Одновременно подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризма реализуется в других непрофильных высших учебных учреждениях в рамках специализаций по направлениям подготовки в смежных областях профессиональной деятельности.   

В системе среднего профессионального образования подготовка кадров для сферы туризма формируется на основе образовательных программ базового и образовательных программ повышенного уровня для следующих видов деятельности: гостиничный сервис, общественное питание, сервис на транспорте (по видам транспорта), туризм.

  В системе начального профессионального образования непосредственная подготовка кадров для туристической индустрии не ведется. Однако подготовка кадров в рамках укрупненной группы профессий «Сфера обслуживания» (администратор, официант, бармен, повар, кондитер, бортпроводник, проводник на железнодорожном транспорте и другие) направлена в том числе и на комплектование сферы туризма квалифицированными рабочими.      

Информация о работе Стратегия развития туризма в РФ на период до 2015 г