Создание проекта для предприятия культурно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:31, реферат

Краткое описание

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид активности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

Оглавление

Глава1. Представление о содержании культурно-досуговой деятельности…..3-10 стр.
Введение………………………………………………………………………………...3-4 стр.
1.1. Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности...................5-6 стр.
1.2. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека……………...6-7 стр.
1.3. Субъекты культурно-досуговой деятельности……………………………….......8-9 стр.
1.4. Культура и этика досуговой дятельности………………………………………....9-10 стр.
Глава2.Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности……10-17 стр.
2.1. Общие особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга………………………………………………………………………………….10-11 стр.
2.2 Стратегия развития, разработка и внедрение…………………………………..11-13 стр.
2.3. Типы культурно-досуговых программ…………………………………………13-17 стр.
Глава3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы…………………….17-21 стр.
3.1. Оформление культурно-досуговых программ………………………………….19-19 стр.
3.2. Схема анализа досуговых мероприятий………………………………………...19-20 стр.
Заключение………………………………………………………………………...…21-22 стр.
Список используемой литературы……………………………………………………23 стр.

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 64.49 Кб (Скачать)

 

 В реальной практике преобладают комбинированные  формы интеллектуальных игр. Чаще всего  это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр – наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших  задач организаторов таких игр  является качественный подбор и составление  вопросов.

«Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)»4

ДОПУСТИМЫЕ

УСЛОВНО ДОПУСТИМЫЕ

НЕДОПУСТИМЫЕ

1.Вопросы на сообразительность

2. Вопросы типа «неизвестное  об известном»

3. Вопросы на логическое  и ассоциативное мышление

4. Вопросы «на удачу»

5. Вопросы «на приближение»

Воспроизводящие вопросы

Вопросы «с уловкой»

Вопросы на перечисление

Вопросы, предполагающие длинный  ответ

Вопросы розыгрыши


Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная  сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

В оформленном виде такая  программа должна предусматривать  для учащихся возможность самим  участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

    • – четко изложенные задачи;
    • – план подготовки игры;
    • – экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);
    • – сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;
    • – список литературы для подготовки работников к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя –певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех работников организации. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

 

Глава3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы.

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый  этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй  этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная  структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.

 

3.1. Оформление культурно-досуговой программы

По своей структуре  и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему  к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ.

Особенности целей  и задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий  для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться  через комплекс примерно следующих  задач:

    • – развитие творческих способностей и эмоциональной сферы;
    • – приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
    • – формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
    • – формирование опыта организации содержательного досуга.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата.

Отслеживание результатов  реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов  можно достаточно адекватно оценить  изменения культурного уровня участников досуговых программ.

 

3.2. Схема анализа досугового мероприятия.

Для методистов и руководителей, осуществляющих контрольные функции, может стать полезна схема  анализа досугового мероприятия. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.

1. Общая характеристика группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки  мероприятия: наличие плана проведения; определение задач; активность  детей и педагога; участие и  заинтересованность родителей и  др.

5. Анализ хода мероприятия:  содержание и воспитательная  направленность; отношение учащихся  к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; характеристика педагогических  средств; проявление качеств организатора, его авторитет; создание условий для влияния на работников.

6. Выводы, замечания, предложения:  оценка методического своеобразия  и эффективности мероприятия;  недостатки в ходе подготовки  и проведения мероприятия, пути  их устранения; пожелания по улучшению  подготовки, содержания и форм  организации мероприятия. 

 

Заключение:

Сфера свободного времени  и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает  свободное время в качестве пространства для осуществления специфических  социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени  и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором  происходит физическое и духовное развитие человека.

Анализируя опыт разных современных культурно-досуговых учреждений, убеждаешься в том, что сейчас ни одна из подобных организаций не может выжить без развития платных услуг. Таким образом – это общая тенденция, характерная для всех учреждений культуры без исключения. Нужно заметить, что все более расширяющиеся платные услуги – это не способ зарабатывания денег для этого учреждения, а способ его существования.

В досуге человек реализует  все  потребности необходимые  человеку для удовлетворения морального голода. Например, в туристическом  путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом  отдыхе (первичная потребность), общении (с В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.    Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации.

Информация о работе Создание проекта для предприятия культурно-досуговой деятельности