Создание проекта для предприятия культурно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:31, реферат

Краткое описание

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие - расслабление», «работа - отдых», «утомляющий вид активности - восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

Оглавление

Глава1. Представление о содержании культурно-досуговой деятельности…..3-10 стр.
Введение………………………………………………………………………………...3-4 стр.
1.1. Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности...................5-6 стр.
1.2. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека……………...6-7 стр.
1.3. Субъекты культурно-досуговой деятельности……………………………….......8-9 стр.
1.4. Культура и этика досуговой дятельности………………………………………....9-10 стр.
Глава2.Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности……10-17 стр.
2.1. Общие особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга………………………………………………………………………………….10-11 стр.
2.2 Стратегия развития, разработка и внедрение…………………………………..11-13 стр.
2.3. Типы культурно-досуговых программ…………………………………………13-17 стр.
Глава3. Этапы подготовки культурно-досуговой программы…………………….17-21 стр.
3.1. Оформление культурно-досуговых программ………………………………….19-19 стр.
3.2. Схема анализа досуговых мероприятий………………………………………...19-20 стр.
Заключение………………………………………………………………………...…21-22 стр.
Список используемой литературы……………………………………………………23 стр.

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 64.49 Кб (Скачать)

2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

Руководящий состав профессиональных организаторов досуга ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и в целом социокультурного сервиса. Представители этой группы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

Профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации - представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией - артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;

Рядовые исполнители и производители услуг в области досуга - работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.

«Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примере организаций Российской Федерации):

  • Учреждения федеральной собственности;
  • Учреждения субъектов РФ;
  • Учреждения муниципальной собственности;
  • Организации частной собственности физических или юридических лиц.»2

1.4. Культура и этика досуговой деятельности.

Культура индивидуального  и общественного досуга связана  с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной страны и которые сопоставимы с современными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических особенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досуга и др.), а также содержания досуга.

В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных  организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью  этнонациональных традиций в этой сфере, в обществе складываются представления о желаемом характере досуга, о предпочтительных занятиях в свободное время, а также о моральных требованиях, которые предъявляются к многочисленным субъектам досуго-вой деятельности, включая и ее организаторов. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и общественной значимостью и что никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. К основным субъектам проведения и организации досуга предъявляются одинаково серьезные требования морального, психологического, технологического и правового характера. Все это в свою очередь формирует представление об этике досуговой деятельности.

Под этикой досуга понимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение человека на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляется в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вырабатываются также этические требования к поведению артистов и об-служивающего персонала по отношению к аудитории искусства и посетителям досуговых учреждений.

Глава 2. Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности

2.1 Общие особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга.

Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие аспекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с  целью найти возможности для  внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер по-вседневных забот.

Все эти предпосылки порождают в современном обществе массовые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и на-правленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.

Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммер-циализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.

Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать  все перечисленные характеристики независимо от того, какой организационно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их организация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в каком отраслевом сегменте она развивается.

2.2 Стратегии развития, разработка и внедрение проектов.

Не подлежит сомнению факт, что менеджмент сферы культуры и досуга любой страны действительно использует весь диапазон способов управления, которые существуют в любой экономической и общественной сфере деятельности. Речь идет о стратегическом анализе, выработке прогнозных целей и перспективных планов; о проектно-внедренческой деятельности, о реализации программ, конкретных планов среднесрочного и текущего развития, о методах их выполнения. Но здесь они имеют свою специфику.

Например, некоммерческие учреждения культуры государственного, регионального и муниципального уровня при определении прогнозов своего развития во многом зависят от показателей директивного планирования, спускаемого сверху. Рекомендательные планы носят контролирующий характер; в них обычно указываются минимальные значения показателей работы данного предприятия, которое должно вести свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить достижения не ниже контрольных показателей.

Менеджмент коммерческой организации культуры (особенно в рамках крупного и среднего бизнеса) самостоятельно анализирует вероятностные тенденции развития своего сегмента культуры и досуга. Анализ при этом, безусловно, опирается на результаты маркетинговых исследований. На основе такого анализа составляется прогноз развития отрасли. Сущность прогноза связана с диагностикой проблем и ведущих тенденций, свойственных конкретного сегменту сферы досуга, с разработкой возможных вариантов его развития в ближайшем или отдаленном будущем. На базе такого прогноза руководители разрабатывают перспективные планы фирмы, приобретающие долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и более) и среднесрочный (1- 3 года) характер. В определении вероятностных тенденций развития культурно-досуговой сферы важно не делать ошибок, способных завести фирму на тупиковую линию. Точный прогноз создает основу для обновления деятельности фирмы, разработки конкретных проектов и внедрения нововведений.

Проектирование в сфере культуры и досуга выступает разновидностью производственно-экономической деятельности, направленной на обновление имеющихся или на разработку и внедрение новых культурно значимых продуктов, технологий, необходимых связей, приоритетных художественных и духовных ценностей. Цели, задачи, а также содержание проектов в разных видах досуговой деятельности имеют свои особенности, связанные с производством услуги, культурного продукта. Если говорить о сфере культуры в целом, то в ее рамках чаще всего разрабатываются проекты:

    • Связанные с созданием аудиовизуальных продуктов;
    • Связанные с рекреацией человека;
    • Художественно-дизайнерские (коллекции одежды, украшений);
    • Cценические (театр, эстрада, цирк, шоу);
    • Полиграфические (книжная и журнальная продукция);
    • Реставрационные (область охраны культурного наследия);
    • Экспериментальные (в новых сферах культурной деятельности).

Процесс проектирования внутри конкретной фирмы заключает в  себе следующие этапы: анализ проблемной ситуации, выработку целей, задач  по ее разрешению, проектирование и  внедрение новых форм активности персонала. Особого внимания в культурных проектах требует сопряженность  в них управленческих, организационно-технологических, технических аспектов с компонентами художественно-творческого и духовного  плана. Сам процесс творчества невозможно проектировать такими же методами, что и сервисные технологии; в  нем многое определяется спонтанностью  коллективного творчества и индивидуального  выражения. Но в культурном проектировании важно определиться с теми приемами индивидуального творчества (сценаристов, композиторов, главных режиссеров) и творческого исполнительства (артистов, певцов, музыкантов), деятельность которых  интегрируется в новый культурно-досуговый продукт.

2.3. Типы культурно-досуговых программ

А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделили следующие типы культурно-досуговых программ:

    1. – разовая игровая программа;
    2. – конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
    3. – игра-спектакль;
    4. – театрализованная игра;
    5. – зрелище;
    6. – праздник;
    7. – длительная досуговая программа.

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия  детей в программе и ее протяженность  во времени.

Разовая игровая  программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой  программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве коллег.

Особенности подготовки и  проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:

– при организации КВН  важно не превратить игру в обычный экзамен, возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;

– основная задача КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

«Основные типы интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)»3

ВИКТОРИНА

(форма интеллектуальной  игры, где успех достигается за  счет наибольшего количества  правильных ответов)

СТРАТЕГИЯ

(форма интеллектуальной  игры, где успех обеспечивается  за счет наиболее верного планирования  участниками своих действий)

Тестовая викторина(участники отвечают на вопросы и получают оценку) «О,счастливчик!» «Что? Где? Когда?»

Сюжетная викторина(организаторы придумывают игровой сюжет, напр.: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками)«Полундра!»

Ролевая стратегия (путь к успеху – через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры)

Экономическая стратегия (путь к успеху – через успешные приобретения и продажи) «Менеджер»

Боевая стратегия(путь к успеху – через правильное планирование победы над противником)Шашки, Шахматы

         

Информация о работе Создание проекта для предприятия культурно-досуговой деятельности