Создание особых экономических зон туристско - рекреационного типа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 11:21, реферат

Краткое описание

Структура работы обусловлена логикой исследования: первая глава посвящена характеристике особых экономических зон и этапам их формирования в Российской Федерации, вторая глава рассказывает об особенностях туристско-рекреационных особых экономических зон и основах правового регулирования их деятельности. В третьей главе дается характеристика сформировавшихся туристско-рекреационных особых экономических зон России и краткая оценка перспектив дальнейшего развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды……………………….4
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации…….6
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны………………8
2.2 Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ………..9
ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации……………………….12
3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации……………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Экономические зоны(2).doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Государственные расходы на инфраструктуру зон не единственный источник финансирования ОЭ3. Планируется привлечь порядка 200 млрд руб. за счет частных инвестиций резидентов. При этом вполне вероятно, что расходы на строительство ОЭ3 в России будут расти. По оценкам экспертов, во время реализации проекта его стоимость по сравнению с проектно-сметной документацией может увеличиться на 20-50% Шаповалов А. Особые экономические зоны растут в цене // КоммерсантЪ. № 71 (3647) от 26.04.2007. Не исключено, что дополнительные расходы будут приниматься поправками к трехлетнему бюджету.

     Кроме того, отдельными экспертами отмечаются возможные проблемы, вытекающие из самой сути частно-государственного партнерства и распространяющиеся на любые инвестиционные проекты, не обязательно связанные с туризмом. Дело в том, что участие государства в бизнесе требует значительных временных и финансовых затрат, причем в больших объемах, чем изначально предполагалось на стадии разработки проекта. В результате частные компании последовательно выполняют свою часть проекта, а государство отстает от ранее согласованного графика. В условиях глобальной рецессии это будет значительно снижать эффективность таких проектов Мау В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту// Вопросы экономики. 2007.№2. 
 

ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ  ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗОНЫ РОССИИ 

3.1 Характеристика ТР  ОЭЗ Российской  Федерации 

     Механизм  создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ: 
 
 
 
 

1. Туристско-рекреационная  особая экономическая зона «Алтайская  Долина» (Республика Алтай) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67. Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты. 

2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68 ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп. 

3. Туристско-рекреационная  особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69 Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

     ТР  ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс. 

4. Туристско-рекреационная  особая экономическая зона «Новая  Анапа» (Краснодарский край) Постановление  Правительства РФ от 3 февраля  2007 г. N 70 Расположена между черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг. 

5. Туристско-рекреационная  особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71 Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных  программах, формирования широкого спектра  развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма. 

6. Туристско-рекреационная  особая экономическая зона «Ворота  Байкала» (Иркутская область) Постановление  Правительства РФ от 3 февраля  2007 г. N 72 Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения. 

7. Туристско-рекреационная  особая экономическая зона «Куршская  коса» (Калининградская область)  Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73 Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма. 

8. Туристско-рекреационная  особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край) Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201. ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

     На  рисунке в Приложении 2 указано  месторасположение создаваемых  туристско-рекреационных зон: они  формируются в трех различных  климатических поясах России и практически  все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении (табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.

     В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы  всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

     На  основе концепции создания туристско-рекреационных  зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008 №3..

     В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных  особых экономических зон строительство  продолжалось лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и  «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае. 
 

3.2 Перспективы развития  туристско-рекреационных  особых экономических  зон Российской  Федерации 

     Не  прошедшие по конкурсу регионы также  должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный  анализ потенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и общественности к развитию регионального туризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстремального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России.

     Намерение участвовать в конкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны высказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В Вологодской области ведется разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма - от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом.

     Тем не менее, даже при возможных «побочных  эффектах» строительства ТР ОЭЗ (как, например, возможное нарушение экологического баланса региона, повышение цен), эксперты отмечают, что в целом инвестиции пойдут на пользу всем регионам, в которых на данный момент создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     По  мере перехода общества к постиндустриальной стадии развития значение услуг в  целом и, прежде всего, туристских услуг  будет возрастать. Технический прогресс, рост уровня жизни и появление  у населения большего количества свободного времени создают предпосылки для масштабного развития индустрии туризма, в то время как непрерывный процесс урбанизации, динамика и интенсивность современной жизни обусловливают постоянно растущие рекреационные потребности населения.

     Туризм  аккумулирует мощные финансовые потоки и вносит значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона. Появление туристско-рекреационных зон стало признанием государством и обществом туризма как приоритетного направления социально-экономического развития нашей страны.

     Специфика туристической отрасли обусловила и особенности создания и функционирования ТР ОЭЗ: они могут создаваться  на одном или нескольких участках территории муниципальных образований, в них могут быть расположены  земельные участки, объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную и участки, относящиеся к особо охраняемым территориям. Особые зоны туристско-рекреационного типа призваны не только повысить инвестиционный потенциал региона и уровень жизни населения, но и решить проблему привлечения туристов в Российскую Федерацию. Несмотря на экономический кризис, работы по созданию ТР ОЭЗ продолжаются и можно рассчитывать на то, что через несколько лет все начатые масштабные проекты принесут ощутимые результаты и работы по созданию и совершенствованию туристских зон России будут продолжены и в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Амирханов  М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П.  Особые экономические зоны и  развитие туризма. Сочи: СГУТиКД, 2006 - 153 с.

Информация о работе Создание особых экономических зон туристско - рекреационного типа в России