Современное состояние туризма в Крыму

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Развитие туризма в Крыму началось с момента присоединения Крыма к России. В те времена "гений Потемкина царил над всеми частями русской политики"(адмирал П.В. Чичагов) именно Потемкин оценил важность присоединения Крыма к России, что являлось по сути возвращением земель, на коих в древние времена располагалось Тмутараканское княжество образованное в результате походов киевских князей Игоря и Святослава на Византию в 944 и 955г..

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.26 Кб (Скачать)

Рассмотрев некоторые  предпосылки функционирования рекреационно-туристической  отрасли экономики Крыма, которая  по оценкам международных экспертов, является одной из наиболее быстрорастущих в мире. И у нас она может стать одной из самых рентабельных при условии государственной политики, направленной на ее активное совершенствование. Рекреационно-туристическая индустрия не является наукоемкой, не является экологически опасной (при ее разумном развитии) и позволяет достаточно быстро получить доход на вложенный капитал. Теперь задачей государства является направление и определение основных принципов развития индустрии. Есть возможность привлечь в эту отрасль не только зарубежный, но и внутренний инвестиционный капитал, что может активно способствовать выходу украинской экономики из кризиса.

Страна, повышая уровень  жизни своих граждан, невольно привлекает их путешествовать. Недаром одни из самых путешествующих наций - это  немцы и японцы. Однако, развивая эту отрасль, можно добиться повышения  уровня благосостояния населения страны. Кроме того, туризм способствует улучшению  экологической обстановки в стране. Ведь никто не захочет ехать в страну, где нет нормальных условий для жизни, где природа не ценится как наивысшее достояние державы.

Также туризм через межкультурное  взаимопонимание влияет на людей, делая  их более терпимыми, друг к другу. Это помогает избежать конфликтов и  войн. Не случайно, что страны, провозгласившие  политический нейтралитет, - Швейцария, Швеция, Австрия, Мексика, всегда были и остаются притягательными для  туристов. В условиях мирных, стабильных двухсторонних и многосторонних отношений между государствами  международный туристический обмен  значительно возрастает. И нашему региону, стремясь к организации  на своей территории высокоразвитого  курортно - туристического хозяйства, необходимо создать единый орган центральной исполнительной власти со статусом Министерства, который бы обеспечил эффективное руководство курортно-туристической отраслью и разработку нормативно-правовых актов, направленных на развитие этой сферы.

В Украине доля доходов  от туризма в валовом национальном продукте не превышает одного процента. Несмотря на очевидную экономическую  целесообразность и острую социальную потребность в развитии рекреационного комплекса, на сегодняшний день в  Украине нет полного кадастра земель курортного, рекреационного и  природоохранного назначения и не скорректированы  показатели потребностей резервных  территорий для развития курортов, рекреации и туризма даже на ближайшую  перспективу. Среди объективных  причин, которые обусловили спад развития курортно-рекреационных и природоохранных  территорий, следует назвать следующие: снижение потребностей населения Украины  в курортно и туристско-рекреационных услугах с 20 до 8 % (из-за падения общего жизненного уровня, образования частного сектора дачных поселков и садоводческих товариществ); реструктуризацию сети курортных и туристско-рекреационных организаций, уменьшение их количества; стагнацию курортного и туристско-рекреационного строительства, дефицит инвестиций, отсутствие льгот в налогообложении данного вида услуг, аренды земли, использования энергоресурсов (что широко практикуется в ряде стран – Турции, Тунисе и даже – в Казахстане); использование части существующего фонда не по назначению (офисы, малые предприятия) в связи с низким уровнем комфорта в некоторых организациях, убыточность их эксплуатации, невозможность конкурировать на туристическом рынке. Существенным фактором для Украины является потеря курортно-рекреационных и природно-заповедных земель в связи с их радиоактивным загрязнением вследствие Чернобыльской катастрофы (изъято из данного вида использования 1,4 млн. га), что требует дополнительного резервирования подобных территорий в экологически чистых районах.

Однако оценка потенциала рекреационного фонда и курортно-лечебных ресурсов дает объективные основания  рассчитывать, что ситуация, которая  сложилась в отрасли, является временной, а Украина имеет перспективу  оживления туризма, и в первую очередь, из-за границы; наращивания  курортно-рекреационных и природоохранных  территорий с особым статусом (для  обеспечения воспроизводства генофонда  растительного и животного мира, сохранения разнообразия природных  комплексов, охраны уникальных бальнеологических  ресурсов), которые должны составлять около 20 % земельного фонда государства. Основным в планировании перспективного расширения территорий ландшафтно-природных  ресурсов должно стать определение  их ценности и приоритетов в формировании дальнейшей инвестиционной политики. С этой точки зрения необходимо, прежде всего, зарезервировать территории уникальных бальнеологических, грязевых и пляжных приморских ресурсов, а  также территории будущего природно-заповедного  фонда. Для решения всех этих проблем  необходимо в первую очередь определить научно обоснованные приоритеты резервирования, функционального использования  и охраны курортно-рекреационных  территорий с учетом региональных особенностей. Для успешного решения проблем  охраны земель, наряду с осуществлением конкретных мероприятий, большое значение имеет их комплексная, стоимостная оценка как природного ресурса. Денежная оценка земли как комплексного ресурса природы побуждает к необходимости повышения уровня обоснованности решений, которые принимаются относительно целевого использования земель при формировании системы регионального развития, учета их экологической и социально-экономической роли при определении стратегии хозяйственного использования конкретных территорий.

И, наконец, денежная оценка земли является ключевым вопросом построения экономического рыночного механизма эффективного землепользования на основе превращения ее в производственный капитал, который действует вместе с другими капиталами в рыночной среде. С переходом украинской экономики на рыночные принципы и условия хозяйствования в ее рекреационном комплексе произошли коренные изменения. До начала процесса экономического реформирования состояние рекреационной отрасли характеризовалось дефицитом на услуги отрасли. Широкий спрос был обусловлен, прежде всего, низкой ценой путевок на санаторно-курортное лечение, поскольку основная часть расходов оплачивалась профсоюзами за счет средств социального страхования или иных источников.

С другой стороны, доступность  цен на путевки обеспечивалась тем, что развитие материально-технической  базы рекреационных, оздоровительных  и туристских учреждений осуществлялось за счет собственников этих учреждений либо за счет средств государственного бюджета. Это значит, что финансирование этого процесса не перекладывалось  на плечи конкретных потребителей услуг  – отдыхающих. Планирование и управление деятельностью этих учреждений полностью  регламентировалось их собственниками, а также координировалось на местном уровне Рыночные условия единственным критерием деятельности хозяйствующих субъектов предопределили получение прибыли. Экономический кризис, сопровождавшийся падением производства, снижением рентабельности и ростом убыточности большинства промышленных предприятий, на балансе которых находились санаторно-курортные учреждения, привел к тому, что предприятия оказались не в состоянии в дальнейшем финансировать текущие расходы, а, тем более, развивать их материальную базу. Чтобы окупить производственные затраты, рассчитаться с государством по налогам, обеспечить безубыточность и поддержать в соответствующем состоянии свою материально-техническую базу, предприятия курортно-туристского комплекса были вынуждены поднять цены на путевки. Однако этот шаг натолкнулся на резкое снижение уровня доходов основной части населения страны, его платежеспособного спроса на услуги отрасли.

В сочетании с резким сокращением  поддержки рекреационной сферы  государством и почти полным исчезновением  социального туризма и детских  учреждений отдыха это привело к  тому, что санатории, дома и базы отдыха страны лишились основного контингента  отдыхающих. К сожалению, действовавшие  ранее и разрушенные административные механизмы не были своевременно заменены новыми, адекватными формирующимися рыночными условиями, что и привело  к кризисному состоянию курортно-туристского  комплекса. Его предприятия продолжают испытывать трудности, обусловленные  необоснованностью практики налогообложения, при которой они, являясь по существу лечебными учреждениями, платят налоги на общих основаниях.

Необоснованно завышены коммунальные платежи, удельный вес которых в  стоимости путевок достигает 50 %. Для курортов государственного уровня особенно острыми являются вопросы  взаимоотношений с государственным  бюджетом, объемов и системы централизованного  финансирования, других форм и методов  государственной поддержки. Таким  образом, для адаптации к меняющимся рыночным условиям хозяйствования конкретным предприятиям рекреационной сферы  недостаточно ограничиваться лишь составлением собственной программы развития. Рыночная модель экономики потребовала разработки принципиально новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития курортно-туристского комплекса. Данный процесс весьма сложен и нуждается в серьезной перестройке экономических и социальных отношений в этом комплексе. Обостряется необходимость разработки и усовершенствования механизмов государственного регулирования и финансовой поддержки рекреационной отрасли. Более пристального внимания и глубокого анализа требуют происходящие здесь процессы приватизации и акционирования, которые осуществляются не всегда в соответствии с существующей правовой и нормативной базой. Отсутствует реальный механизм привлечения инвестиций в объекты курортно-туристского комплекса, сохраняются экстенсивные, малоэффективные методы использования рекреационных ресурсов. Вместе с тем, отечественный туристский бизнес к рыночным условиям адаптировался, и довольно быстро. К сожалению, эта адаптация пошла обходным, весьма неэффективным для государства путем. В короткое время образовалось множество частных фирм, которые стали удовлетворять потребности украинских граждан в туризме, прежде всего – в заграничном. Необычайно возрос выездной туризм, который, с экономической точки зрения, равноценен вывозу капитала из страны. И хотя сейчас нереально утверждать, что Украина будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран, тем не менее, нельзя не признать, что возможности развития туризма в Украине огромны и рекреационные ресурсы в значительной степени не используются. Выводы и перспективы дальнейшего развития. Согласно прогнозным расчетам на базе использования ресурсного потенциала земель курортов и рекреации, который составляет 9,1 млн. га, Украина имеет возможность предоставить почти всему населению страны необходимый полноценный отдых, а также здесь имеются большие возможности для развития международного туризма. Специальных разработок требует организация полного кадастра земель курортного, рекреационного и природоохранного назначения и коррекция показателей потребностей резервных территорий для развития курортов, рекреации и туризма на перспективу.

«У нас есть программа  «Социального и экономического развития АРК», для реализации которой нам  необходимо $16 млрд, – говорит Виктор Плакида, председатель Совета министров АРК. – Но это – долгосрочная программа, которая предусматривает, образно говоря, евроремонт всего региона и рассчитана на срок до 2014 года». Треть озвученной суммы ляжет на плечи центрального и местного бюджетов, остальное – частные инвестиции.

Необходимо увеличение инвестиций в курортное и туристско-рекреационное  строительство, а также предоставление льгот в налогообложении данного  вида услуг, аренды земли и использовании  энергоресурсов для создания возможной  и более скорой конкуренции Украины  на туристическом рынке. Для решения  всех этих проблем необходимо определить научно обоснованные приоритеты резервирования, функционального использования  и охраны курортно-рекреационных  территорий с учетом всех региональных особенностей. Необходимо определить комплексную, стоимостную оценку земель как природного ресурса, которая  ведет к повышению уровня обоснованности решений, принимаемых относительно целевого использования земель при  формировании систем регионального  развития. С целью оптимизации  повышения уровня научной обоснованности решений, необходимо проведение повсеместной (по всем территориям курортно-рекреационного комплекса) денежной оценки земли (как  кадастровой, так и рыночной). Эта  оценка является ключевым вопросом построения экономического рыночного механизма эффективного землепользования. Данная статья является одним из первых шагов в разработке принципиально нового подхода к формированию организационно-экономического механизма развития курортно-туристского комплекса. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью говорить о необходимости разработки и усовершенствования механизмов государственного регулирования и финансовой поддержки курортно-рекреационной отрасли хозяйства страны.

 

Заключение

 

Тысячелетиями море и его  побережье привлекали мореплавателей, путешественников, любителей природы. По сравнению с другими известными морскими районами вода в Черном море менее соленая, отчего купания здесь  более приятны, а закаливающие и  лечебные свойства ее те же. Кроме того, в море отсутствуют приливы и  отливы, нет хищников и ядовитых морских животных, на побережье преобладают  обширные песчаные пляжи, прекрасные горные и лесные прибрежные ландшафты.

Во второй половине XIX века и в начале ХХ века на Крымский полуостров начали приезжать на отдых и лечение. Постепенно приобрели известность  курортные города Евпатория, Ялта, Алушта, Судак.

Перед первой мировой войной и в период 1919-1939 годов на эти  курорты приезжали в основном из близких европейских стран — Польши, Чехословакии, Венгрии.

После второй мировой войны  одной из характерных черт международного туризма стало значительное увеличение среднего расстояния путешествий. Крым попал в благоприятную в дистанционном  отношении зону для туристов из Центральной, Северной и Западной Европы. Все  чаще на черноморских курортах стали  встречаться гости из Азии, Африки и Америки.

Развитие курортного Крыма  показывает, что мощный восход мирового и европейского туризма и своевременно проведенная научно-техническая  революция выровняют туристское развитие отдельных районов и  одновременно создадут условия для  дальнейшего его развития на преобладающей  части черноморского побережья.

При этом его культурно-туристское значение значительно возрастет.

Список используемых источников

1. Закону України "Про туризм" [324/95-ВР] (Відомості Верховної Ради України, 1995 р., N 31, ст. 241; 2001 р., N 32, ст. 172),

2. «Социально - экономическая география»/Под редакцией В.М. Шумского, А.В. Супрачева./Симферополь - НАТА,2006г.

3. Статистичний щорічник АРК за 2007г. Головне управління статистики АРК - Симферополь,2007г.

4. Енциклопедія для студента / Під. ред. Ю. Ю. Моринець. – С.-П.: Вісь, 2003. – 1 частина. – 483 с.

5. Ткаченко Т., Мельниченко С. Тенденції розвитку світового туризму // „Вісник КНТЕУ”. – 2004.- №6. – С.

6. www.ukrstat.gov.ua.

7. www. crimea.mos.ua


Информация о работе Современное состояние туризма в Крыму