Сезонность в туризме и возможность ее продления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

В данной работе я хочу рассмотреть вопросы сезонности в туризме и возможные варианты решения проблемы ее продления.
Данной вопрос является одним из ключевых в туристской сфере. Сезонность оказывает большое влияние на ее деятельность.
Для начала дадим определение, что же такое сезонность.
Итак, для начала определим: сезонность – устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации.

Файлы: 1 файл

сезонность в туризме и возможность ее продления.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

сезонность в туризме  и возможность ее продления

В данной работе я хочу рассмотреть  вопросы сезонности в туризме и возможные варианты решения проблемы ее продления.

Данной вопрос является одним  из ключевых в туристской сфере. Сезонность оказывает большое влияние на ее деятельность.

Для начала дадим определение, что же такое сезонность.

Итак, для  начала определим: сезонность – устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации.

Сезонность- это свойство туристских потоков  стабильно (каждый год), посещать определенные места на протяжении небольшого периода времени. Сезонность места - повторяющаяся цикличность туристкой деятельности, в определенном месте, которая связана с изменением условий рекреации.

Различают четыре вида сезонности:

  1. Сезон пик – это период, который более всего благоприятен для организации рекреационной деятельности, он отмечается максимальным количеством туристов и наиболее приемлемыми и комфортными условиями для рекреации.
  2. Высокий сезон- время, когда отмечается наибольшая деловая активность на туристском рынке, период, когда действуют самые высокие тарифы на туристские продукты.
  3. Низкий сезон – сезон, когда идет снижение деловой активности. Цены на туристские продукты, в этот период самые низкие.
  4. «Мертвый» сезон – это сезон, который наименее благоприятен для организации туристкой деятельности в данном регионе. К примеру, неблагоприятные погодные условия, политические волнения и пр.

Сезонность- это довольно сложное явление.

Довольно  часто появление на рынке туристского  продукта обуславливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени.

Очень часто туристский продукт на рынке  появляется

  Ему соответствует и сезонный  подъём спроса. Однако в настоящее  время многие туристские фирмы  имеют достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания. Однако всего равно чаще всего можно наблюдать в качестве «мёртвого» сезона раннюю весну. Таким образом, в значительной мере сезонность – это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.

Сезонность  в турбизнесе определяется целым  рядом факторов:

– природно-климатических;

– экономических;

– социальных (наличие свободного времени);

– демографических;

– психологических;

– материально-технических;

– технологических.

Все перечисленные  выше факторы сезонных колебаний  можно подразделить на первичные и вторичные.

К первичным  относятся факторы, формирующиеся  под воздействием природно-климатических  условий; ко вторичным – все остальные.

Сезонные  колебания и климатические условия  страны главным образом влияют на туристский спрос.

Климатические факторы связаны с тем, что  в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются  по месяцам года.

Социальные  факторы обусловлены тем, что  большая часть школьных каникул  приходится на летние месяцы. Поэтому  родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень  спроса на туристские поездки летом  связан и с распространенной в  европейских странах практикой  остановки предприятий на профилактический ремонт в июле – августе (месяцы наименьшей производительности труда).

Объем реализованных  услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.

Сезонные  колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних  месячных уровней за ряд лет к  общему среднемесячному объему реализованных  услуг за весь расчетный период.

В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса  сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней и др.

Наиболее  легким из них является метод простой  средней, который применяется для  вычисления сезонных колебаний в  тех случаях, когда внутригодовое  изменение объема реализации услуг  колеблется на протяжении года около  определенного (постоянного) уровня.

Индексы сезонности рассчитываются в два  этапа:

1. Рассчитываются средние уровни для каждого месяца по данным за все годы исследуемого периода (что позволяет избавиться от случайных колебаний месячных уровней по годам. При этом применяется простая средняя, рассчитанная по формуле как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число единиц. В ней варианты обозначаются через у, число единиц через п, среднее значение – как у.

2. Определяется  общая средняя (уд) за весь исследуемый период. При расчете сезонных колебаний по абсолютным данным об объеме явления за каждый месяц исчисляется путем деления общего объема явления за весь исследуемый период (сумма исходных данных) на число месяцев в исследуемом периоде (так, при периоде 3 года – 36 месяцев). При расчете сезонных колебаний на основе среднесуточных уровней г/о определяется путем деления суммы исходных данных на общее число календарных дней в исследуемом периоде.

Изучение  сезонности позволяет влиять на неравномерность  спроса в туризме. В настоящее  время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция  к снижению сезонной неравномерности  в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Виды туризма и сезонности

 

Сезонность  спроса зависит также и от вида туризма и территории его освоения. Так, например, лечебно-познавательный туризм считается наименее подверженным сезонным колебаниям спроса, чего не скажешь  о пляжном и горнолыжном. К другим «несезонным» типам туризма относятся деловой, экскурсионно-познавательный, паломнический. Для молодёжного и детского туризма характерен сезон отпусков и каникул. Спрос на образовательный туризм стабилен в течение всего года, однако некоторый подъём спроса характерен для лета и весны. Пожалуй, единственными видами туризма, сезонность которых ограниченна конкретными датами, являются охотничий и рыболовный, поскольку время отлова (отстрела) чётко регулируется правительством.

 

4. Несезонный туризм

 

К несезонному  туризму относится в первую очередь  оздоровительный туризм. Оздоровительный  туризм – самое массовое и популярное направление медицинского туризма. В XX веке в мире возникла целая курортная  индустрия, охватывающая практически  все страны и континенты. На базе традиционных климатических, бальнеологических, и грязевых курортов появились новые  формы оздоровления – SPA, wellness, fitness. В список услуг, предоставляемых современными курортно-санаторными учреждениями, часто включаются check-up-программы.

Наибольшее  распространение и популярность получили курорты, предлагающие несколько  лечебно-оздоровительных факторов, особенно SPA-курорты или SPA-отели. Последние могут находиться не только в курортных зонах, но и в крупных мегаполисах, и также предоставлять услуги по оздоровлению и релаксации.

В мире широко известны европейские центры лечебно-оздоровительного туризма. Чехия лидирует по числу  иностранных туристов, прибывающих  на курортно-санаторное лечение. Ежегодно ее посещают 50 000 человек из более чем 70 стран мира. Знаменитая чешская здравница Карловы Вары принимает медицинских туристов со всех пяти континентов. Особой любовью этот бальнеологический курорт пользуется у жителей стран СНГ.

Горные  и бальнеологические курорты  Австрии и Швейцарии также  являются главными европейскими направлениями  оздоровительного туризма. Множество  всемирно известных курортов (Виши, Эвиан) и центров талассотерапии находятся во Франции. Рядом прекрасных бальнеологических курортов располагает Италия. Бурными темпами развивается лечебно-оздоровительный туризм в Польше, Венгрии, Словакии, Болгарии. Румыния и республики бывшей Югославии также предлагают оздоровительные программы на приморских и бальнеологических курортах. Морскими курортами привлекают туристов Испания, Португалия и Греция.

Традиционными местами оздоровительного туризма  для жителей стран СНГ остаются Израиль (курорты Мертвого моря), Египет и Турция с их морскими климатическими курортами.

Лечебно-оздоровительный  туризм остается одним из самых перспективных  направлений в индустрии туризма. Основа его популярности в XXI веке –  победа профилактического направления  в современной медицине, а также  мода на здоровое тело и здоровый дух.

Ещё одним  несезонным видом туризма является экскурсионно-познавательный. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление туристов с памятниками архитектуры, археологии, истории, культуры, природы, традициями и обычаями страны. Он также не подвержен сезонности, т.к. памятники архитектуры можно смотреть в любое время года, независимо от природно-рекреационных условий.

Религиозный туризм тоже относится к несезонным видам туризма. Под религиозным  туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением  услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся  за пределами обычной для них  среды. Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

– паломнический туризм;

– религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

Этот  вид туризма также не зависит  от сезонности, т.к. паломники могут путешествовать в любое время года.

Образовательный туризм – ещё один вид туризма, относящийся к несезонному. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

– учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

– ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

– научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

– участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

– экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам».

 

5. Сезонный туризм

 

Сезонный  туризм – это вид туризма, который  наиболее подвержен сезонным колебаниям на протяжении года. К такому туризму  относится пляжный и горнолыжный  туризм.

Преодоление сезонности в туризме

Изучение  сезонности позволяет влиять на неравномерность  спроса в туризме. В настоящее  время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция  к снижению сезонной неравномерности  в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Чтобы привлечь туристов в межсезонный период или  зимний сезон, правительственные организации  и туристические фирмы осуществляют ряд стимулирующих мероприятий. Для увеличения туристского сезона, а затем для сглаживания сезонности во многих странах проводится пропаганда туристских маршрутов в несезонное время через рекламу, и устанавливаются  льготы на этот период. Туристская реклама  показывает преимущества отдыха зимой  в горах и раскрывает возможности  для зимних видов спорта, пропагандирует различные фестивали и выставки, которые проводятся в осенние, зимние и весенние месяцы. Туристам, путешествующим в несезонное время, предоставляются  льготы в виде скидок тарифов за проезд и туристский сервис. Туристский опыт таких стран, как Югославия, Италия, Швейцария, Австрия, Франция  и других, показывает, что развитие туризма в межсезонный период не только возможно, но и достаточно выгодно. Учитывая то, что межсезонье для развития морского туризма практически  существенной роли не играет, туристические  организации Италии, Франции и  России увеличили в этот период число  круизов.

В последнее  время наблюдается быстрый рост темпов зимних видов отдыха и количества отдыхающих зимой. По данным ООН, через каждые семь лет вдвое увеличивается число туристов, отдыхающих зимой. При этом большую роль играют горно-оздоровительные объекты, которые значительно расширяют возможность проведения отдыха зимой.

Увеличению  туристского сезона содействует  организация разнообразных спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов, выставок, научных конференций и т.д.

Способы преодоление сезонности

В мире проблема сезонности решается по-разному. В Великобритании школьные каникулы длятся значительно  меньше, чем в России. Данным вопросом занималась Палата лордов, принявшая  решение скорректировать сроки  и продолжительность каникул  с целью равномерного распределения  внутреннего туристического потока по сезонам. Прямо противоположная  ситуация в Италии. Здесь ежегодно в августе закрывается подавляющее  большинство предприятий – страна отправляется в отпуск. Не сложно догадаться, что в этот период цены на рекреационные услуги и размещение в гостиницах становятся заоблачными.

Информация о работе Сезонность в туризме и возможность ее продления