Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:45, контрольная работа
Нас всех интересует вопрос о деятельности, которую сегодня называют
сервисом, на каком историческом этапе и каким способом она появилась.
Сегодня наука предполагает, что уже у первобытных сообществ, сообществ
доисторического времени появлялась сервисная деятельность. Эти сообщества
называют доисторическими потому, что жившие тогда люди не могли писать и
не оставили о себе текстовых источников.
Историческая эволюция отечественной сферы услуг отмечается
своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной
степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной,
но мало обжитой территорией. Рассмотрим, как воздействует на развитие
услуг многообразие территориально-климатических зон с преобладанием
северного и умеренно-континентального климата. Первичными
потребностями, на которые
ориентировались семейно-
общественные услуги, сводились к необходимости наличия у людей прочного
жилища, теплой одежды, калорийной пищи, которая возмещала бы ресурсные
затраты организма в сложных жизненных условиях, создания возможности
передвижения по обширной территории и осуществление культурных
коммуникаций людей.
Первая сложность для развития отечественной сферы услуг состоит в
том, чтобы произвести нужные по объему и качественные товары, а также
сохранить их, доставить до потребителей, требовалось гораздо больше времени
и сил, чем в благоприятных климатических условиях. В нашей стране всегда
были трудоемки процессы строительства дорог и жилья. Все это приводит к
тому, что в нашей стране гораздо дороже обходится стоимость строительства
жилых зданий и производственных сооружений из-за необходимости
увеличения прочности и морозоустойчивости материалов, фундаментальности
строительства.
Из-за неблагоприятных природно-
условий, а также по причине скудного прибавочного продукта в России на
протяжении столетий не было объективной базы для расширения рыночных
отношений и динамичного типа развития.
Политика правительства оказывала на развитие услуг косвенное и
прямое воздействие. Косвенное влияние выражалось в том, что государство
создавало предпосылки для развития в стране единого хозяйственного
организма. Вместе
с тем государственные
услуги общественного назначения и массового масштаба: сначала ямскую
службу, позже железнодорожное строительство, систему образования.
С самого начала в России параллельно с государственными учебными
заведениями создавались частные, корпоративные и муниципальные формы
обучения. К концу XIX в. в России была создана система
общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных
заведений (включая университеты), которая охватывала крупнейшие центры
европейской части России. Университеты были в Казани, Киеве, Харькове и
других городах.
В настоящее время функция услуг в получении образования вновь
становится более значимой. При сохранении государственного образования
создаются частные учебные заведения, включающие в себя разные уровни
образовательных услуг – дошкольная и школьная подготовка,
профессиональная подготовка со средним и высшим уровнем образования. В
настоящее время в некоторых регионах России вновь восстанавливаются
образовательные услуги, предлагаемые зарубежными центрами.
Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что
государственно-правовые механизмы регулирования сферы услуг всегда
выступали важнейшими факторами развития обслуживания, особенно в
условиях динамизации экономического и общественного развития.
Развитие услуг и сервисной деятельности в России.
По сравнению со странами Запада сфера услуг в советской практике,
как самостоятельная
область предпринимательства
развиваться. До отмены крепостного права в 1861г дворяне широко
использовали в быту труд домашней прислуги из крепостных. С петровского
времени дворяне должны были поддерживать западноевропейские стандарты
жизни. Была распространена заграничная мода (строили каменные особняки,
вместо лавок – стулья, на стенах вешали зеркала). Для обслуживания знати
появляются зарубежные специалисты: доктора, парикмахеры, модистки,
шляпницы.
Во второй половине 19 века русские ремесленники объединяются в
артель. Артельный труд был распространен в самых разных сферах
хозяйственной практики: на постройке железной дороги, а также в сфере
бытовых услуг. Сущность артели в объединении работников для производства
несложной работы.
В конце 19 начале
20 века в России стало развиваться кооперативно
движение. Оно, как и артель формировалось снизу, через самоорганизацию
производителей. Кооперация существовала в разных формах и направлениях:
потребительская, кредитная, промысловая. На этом этапе развития
отечественной экономики кооперация носила некоммерческий характер и
сводилась к тому, чтобы смягчить переход к новым товарно-денежным
отношениям. В основе кооперации лежит принцип взаимопомощи.
Важнейшими этапами индустриализации дореволюционной России
были промышленные подъемы 1893-1899 и 1903-1913гг. Уже к 80-м годам 19
века российские промышленники, чтобы ограничить конкуренцию между
собой, начали создавать картели и синдикаты, члены которых регулировали
размеры производства, цены, условия продажи. Крупные зарубежные
компании, работающие в России (например, компания Зингера), сбывали свою
продукцию через представителей на местах, которые гарантировали
послепродажное обслуживание.
В конце 19 века в России получают распространение различные формы
капиталистических ассоциаций, их которых наиболее жизнеспособными
оказались акционерные общества. К началу 20 века они преобладали в
большинстве отраслей российской промышленности.
Текстильная и пищевая отрасли, имеют прямое отношение к сфере
услуг индустриального производства. Эти отрасли являлись крупнейшими
отраслями российской экономики того периода. Так, например, в кондитерской
промышленности множество десертных сладостей ранее создавались
искусными кондитерами и украшали стол лишь богатых людей. Теперь эти
сладости стали
предметом фабрично-массового
среднеобеспеченному покупателю.
Роль кредитно-банковских операций в развитии услуг
дореволюционной России была весьма ощутимой. Ни индустриальное
производство, ни торговля, ни обслуживание не возможны без кредита. В конце
19 века основной сферой деятельности русских банков стал учет векселей и
товарно-ссудных операций. Покупатель вместо оплаты товара наличными
вручал продавцу вексель, по которому обязывался выплатить всю сумму в
определенный срок. Продавец мог не дожидаться истечения срока, а учесть
вексель в банке и получить свои деньги за вычетом учетного процента.
В начале 20 века банки начали самостоятельно проводить торговые
операции с товарами повседневного спроса и пищевыми продуктами (с хлебом,
сахаром, льном). Экономический союз крупных банков определял ситуацию на
внутреннем рынке вплоть до революции 1917 г.
Рассмотрим трансформацию рекреационных и художественно-
эстетических потребностей. Для этого надо провести анализ использования
свободного времени страны. Народная культура Московской Руси сохраняла
свои обычаи и традиции отдыха. Представители средних и низших слоев
общества предпочитали народные игры, кулачные бои, которые проходили на
открытом воздухе. Более состоятельные граждане устраивали травлю медведей
и волков собаками. Представители всех сословий любили соколиную охоту.
В 16 и 17 веках развлечения не выходили за рамки традиционной
культуры. Между революциями 1905 и 1917 годов массовые развлечения и
общественный отдых жителей крупных городов России носил современный
характер, как по содержанию, так и формам организации.
Динамика трансформации рекреационных потребностей граждан
России, на рубеже 19-20 веков свидетельствует о том, что в это время
отечественная сфера услуг осуществляла нелегкий переход от традиционных к
индустриально-массовым формам развития. Современные формы организации
труда проникали в сферу услуг через наиболее продвинутые промышленные
отрасли, восприимчивые к техническому развитию (текстильную, пищевую
промышленность,
а также через некоторые
2.КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ
Сервис – это оказание
услуг. В современной экономике
услуга обычно противопоставляется
товару.
Товар – некая вещь, предмет, произведенный
для продажи.
Услуга – это любое мероприятие или выгода,
которые одна сторона может предложить
другой и которые в основном неосязаемы
и не приводят к завладению чем-либо.
Услугу можно определить как продукт труда,
полезный эффект которого выступает не
в форме вещи, а в форме деятельности, направленной
на вещь или на человека.
Услуга обладает полезностью для того,
кто ее не производит. Услуга – это продукт
труда, обладающий специфическими свойствами:
неосязаемостью, неотделимостью от своего
источника (невозможно отделить процесс
обучения от преподавателя и ученика,
процесс предоставления информации –
от того, кто ее предоставляет).
Услуга не сохраняется отдельно от процесса
ее предоставления, не может быть законсервирована
как товар, хранящийся на складе.
Услуга направлена на вещь или на человека.
Она существует только в процессе ее производства.
Производство и потребление услуг позволяет
изменить полезность вещи или характер
человеческой жизнедеятельности.
Существуют различные классификации типов
и видов услуг, и каждая из этих классификаций
отражает специфический подход к анализу
сервисной деятельности.
Можно выделить пять общих типов услуг:
1) производственные – инжиниринг, лизинг,
обслуживание и ремонт оборудования;
2) распределительные – торговля, транспорт,
связь;
3) профессиональные – банковские, страховые,
финансовые, консультационные, рекламные;
4) потребительские – так называемые массовые
услуги, связанные с домашним хозяйством
и времяпрепровождением;
5) общественные – телевидение, радио,
образование, культура.
Более систематичная классификация услуг
делит их по принципу вещественности или
невещественности на четыре класса.
Осязаемые действия, направленные на тело
человека. Такие услуги оказывают здравоохранение,
пассажирский транспорт, салоны красоты
и парикмахерские, спортивные заведения,
рестораны и кафе.
Осязаемые действия, направленные на товары
и другие физические объекты. Это работа
грузового транспорта, ремонт и содержание
оборудования, охрана, поддержание чистоты
и порядка, ветеринарные услуги.
Неосязаемые действия, направленные на
сознание человека. Сюда относятся образование,
радио- и телевизионное вещание, информационные
услуги, театры, музеи.
Неосязаемые действия с неосязаемыми
активами. Это могут быть банковские, юридические
и консультационные услуги, страхование.
Кроме того, услуги различаются по множеству
других классификационных признаков.
Все они позволяют оттенить и проанализировать
разнообразные функции сервисной деятельности
в современном обществе.
Услуги можно разделить на материальные и
Первые направлены на удовлетворение
материальных потребностей, например
бытовое обслуживание населения и транспортные
услуги, здравоохранение, общественное
питание.
Нематериальные услуги удовлетворяют
духовные потребности, например, образование,
консультирование, предоставление информации.
Стандартизированные и
Услуги личные и коллективные
Производственные и
Коммерческие и некоммерческие
Вторые не нацелены на прибыльность. К
ним относятся услуги благотворительных
фондов и организаций, ряд государственных
услуг (оборона страны, поддержание общественного
порядка, забота об образовании и здоровье
своих граждан). По мере повышения уровня
жизни населения возрастает доля услуг
коммерческого характера. Это приводит
к дифференциации уровня сервиса в зависимости
от платежеспособного спроса людей.
По форме организации услуг их можно разделить
на государственные и
Услуги делят на чистые и смешанные. Чистая
услуга является единственным видом деятельности
производителя (специализированное производство
услуг). Смешанная услуга сопровождает
товарно-материальные ценности, облегчая
их обращение и делая их более привлекательными
для потребителя. Это, например, предпродажный
и послепродажный сервис, сопровождающий
акт купли-продажи товара.
В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной
Идеальная услуга – это абстрактная теоретическая
модель того или иного вида сервисной
деятельности. Она включает правила обслуживания
населения, стандарты качества, технологию
оказания услуги.
Реальная услуга – это конкретные материальные
действия, направленные на удовлетворение
потребностей клиента. Услуги в их реальном
исполнении всегда отличаются от идеальных.
Реальные услуги индивидуализированы
по исполнителям, потребителям, конкретным
условиям их оказания.
Легитимные и нелегитимные
Услуги могут быть разделены на личностные и безличные.
Личностные услуги ценятся, прежде всего,
за связь с отличительными особенностями
какого-то лица, обладающего исключительными
профессиональными качествами. Таковы
услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков,
выдающихся артистов и музыкантов, ученых,
менеджеров.
К безличным обычно относят более простые
услуги, на выполнение которых мало влияет
личность того, кто их оказывает (торговля,
транспорт, ремонт и техническое обслуживание).
Один специалист в области сервиса может
быть довольно легко заменен другим специалистом
примерно такой же квалификации.