Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа
Общеизвестен тот факт, что в последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Туристские перевозки являются важнейшим составным элементом туристской индустрии и неотъемлемой частью туристского продукта. При этом транспортные услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта. Транспортное обслуживание туристов – наиболее сложный в технологическом отношении блок тура, к тому же любое транспортное средство является источником повышенной опасности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1.1 Правовое регулирование автомобильных перевозок
1.2 Роль и место автомобильных перевозок в туристских путешествиях
1.3 Классификация и требования к туристским автобусам
1.4 Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров
1.5 Обеспечение безопасности пассажиров при перевозках автобусами
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА
К пригородным – перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50км включительно.
К междугородным – перевозки, осуществляемые за пределы черты города более чем на 50км.
К международным – перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов РФ. В связи с этим автобусы бывают городские, пригородные, международные и международные.
В зависимости от назначения перевозки: автобусы делятся на:
- автобусы общего пользования
- туристско-экскурсионные
- специальные (школьные; вахтовые и т.д.)
Эти автобусы различаются по вместимости, уровню комфорта, внутреннему оборудованию салонов, внешнему виду.
По числу мест: автобусы бывают:
- особо малой вместимости – микроавтобусы (с числом мест 9-11 человек), к которым относятся автобусы марок УАЗ, РАФ, «газель»
- малой вместимости (с числом мест 21-26 человек)
- средней вместимости (с числом мест 33-34 человека)
- большой вместимости, рассчитанные на 41-45 человек
- особо большой вместимости, в которых число мест может достигать от 54-56 до 80.
К автобусам малой вместимости относятся отечественные машины марок КАВЗ и ПАЗ общего назначения и модификации для северных, горных и южных районов. Северная модификация предполагает теплоизоляцию кузова, изолированную от салона кабину водителя, двойное остекление, дополнительное отопление.
Горный автобус отличается наличием тормоза-замедлителя, противооткатного устройства и ремней безопасности для водителя и всех пассажиров. Южный вариант автобуса отличается установкой солнцезащитного экрана и теплоизоляцией кузова.
К автотранспортным средствам средней вместимости принадлежат определенные модификации автобусов марок ЛАЗ и МАРЗ (общего назначения и с откидными мягкими сиденьями).
Среди автобусов большой вместимости известны отечественные ЛАЗы, ЛиАЗы, венгерские «Икарусы».
В зависимости от количества этажей: автобусы бывают:
- одноэтажные
- полутораэтажные
- двухэтажные
Большинство турфирм предпочитают работать с полутороэтажными автобусами, т.к. они имеют хороший обзор из-за того, что пол пассажирского салона поднят относительно кабины водителя. Нижнее помещение предназначено для перевозки багажа туристов. Нижние этажи двухэтажных автобусов могут использоваться как пассажирский салон при непродолжительных экскурсиях с целью увеличения вместимости транспортного средства или в качестве буфета, оборудованного небольшими столиками и стульями. Некоторые фирмы устраивают на первом этаже игровые комнаты или видеосалоны для детей. Существуют автобусы, в которых нижний этаж оборудован спальными местами.
Автотранспортные средства могут классифицироваться в зависимости от вида применяемого топлива: сейчас большинство автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, работают на бензине, дизельном топливе или природном газе (сжиженном или сжатом). Однако в последнее время за рубежом и в нашей стране стали появляться автобусы, работающие на электрических батареях – электромобили (электробусы). Электробусы хорошо использовать для работы в парковых и пешеходных зонах, а также для экскурсионных поездок туристов по городу.
Во всем мире к автобусам, осуществляющим перевозки туристов, предъявляются высокие требования по их комфортабельности: в автобусах международного класса должны быть предусмотрены кондиционер, аудио-и видеосистемы, кухня, гардероб и биотуалет. Салоны многих автобусов оборудуются лампочками индивидуального освещения, подставками для ног, откидными столиками на спинках кресел. Сами кресла должны быть удобными и мягкими, иметь откидывающиеся спинки, наклон которых может регулироваться.
Классификационной комиссией при Международном Союзе автомобильного транспорта были разработаны конкретные требования для туристских автобусов различных категорий.
Категория автобуса определяется его классом и обозначается количеством звезд от 1 до 5:
- к автобусам категории «1 звезда» относятся автобусы международного класса, предназначенные для проведения обзорных городских и местных экскурсий
- к автобусам категории «2 звезды» принадлежат транспортные средства высокого класса, участвующие в реализации внутреннего и международного туризма на небольшие расстояния
- автобусы высшего класса и класса «люкс» характеризуются соответственно категорией «3 звезды», «4 звезды» и «5 звезд». Они используются для осуществления дальних и длительных туристских маршрутов
Классификация автобусов по категориям производится на основании следующих технических характеристик:
- мощность двигателя
- требования к тормозной системе и амортизации
- вид вентиляции; способ обогрева
- требования к окнам
- внутреннее освещение
- наличие громкоговорителя, микрофона, магнитолы
- величина объема емкостей для багажного отделения и полок для ручной клади
- оборудование автобусов холодильником, туалетом, видеосистемой, термонагревателем для напитков, подставкой для стаканов, складными столами и сборниками для отходов
- оборудованное должным образом место для гида
Наличие последнего перечня атрибутов в полном объеме является обязательным для автобусов категорий «4 звезды» и «5 звезд».
Самым комфортабельным автобусным лайнером является автобус категории «5 звезд». Кроме вышеперечисленных удобств для туристов в таком автобусе есть гардероб, кухня с грилем, микроволновая печь и дозатор горячих и прохладительных напитков, а также термошкаф для заранее приготовленных блюд. Кабина водителя двухэтажного пятизвездного автобуса может быть снабжена видеокамерой для наблюдения за пассажирским салоном второго этажа.
Существуют и автобусы VIP-класса, рассчитанные на 26-28 человек. Они оборудованы комфортабельными креслами, в задней части нижнего этажа имеется комната отдыха с угловым диваном и раскладными столиками; тут же стоят два холодильника и миникухня.
Независимо от категории все автобусы должны соответствовать условиям безопасности, определяемым, прежде всего требованиями к техническому состоянию транспортного средства.
Владельцы автобусов
обязаны обеспечить проведение обязательного
технического осмотра, технического обслуживания
и ремонта автобусов в порядке
и сроки, установленные действующими
в различных странах
Ужесточаются требования и по экологической безопасности автотранспортных средств: достаточно сказать, что нормы ЕС, касающиеся вредных выбросов выхлопных газов, за последние 20 лет уменьшились более чем в 20 раз. Такая политика в области ужесточения экологических стандартов способствует разработке более совершенных конструкций двигателей для автотранспортных средств, а также поиску новых видов топлива – биологического, газового и т.д.
Для автобусов,
работающих на регулярных маршрутах, дополнительным
обязательным требованием является
наличие трафарета – таблички с указанием
начального и конечного пунктов маршрута.
1.4
Особенности обслуживания
туристов при организации
автобусных туров
Международные автобусные туры отличаются продолжительностью, содержанием экскурсионных программ и условиями обслуживания во время поездки.
С точки зрения этих факторов их можно разделить на:
- экономичные
- стандартные
- фирменные
- эксклюзивные
В экономичных турах путешествие включает насыщенную экскурсионную программу, размещение в 2-3-звездных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды.
В стандартных турах предполагается один ночной переезд (в середине или в конце путешествия), размещение в 2-3-звездных отелях вблизи станций метро, разнообразные экскурсии и наличие свободного времени в крупных городах.
При реализации фирменного тура отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в 3-5-звездных отелях, расположенных в центре города, предоставляется богатая экскурсионная программа и свободное время в посещаемых крупных населенных пунктах.
Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, однако в этом случае принимаются во внимание индивидуальные пожелания клиентов.
Поскольку автобусные туры представляют собой специфический вид туристской деятельности, где процесс непосредственно перевозки туристов тесно соприкасается с вопросами их питания, размещения и экскурсионного обслуживания, можно выделить ряд основных проблем, с которыми приходится сталкиваться турфирмам при их организации.
Прежде всего, это аренда автотранспортных средств, т.к. даже при наличии собственных автобусов в сезон турфирмам приходится прибегать к услугам автотранспортных предприятий.
Серьезную проблему, связанную с обслуживанием туристов при автоперевозках, представляют утомительные ночные переезды, которые практически всегда присутствуют на маршруте в том или ином количестве (чем их больше, тем дешевле тур).
Другим немаловажным вопросом при путешествиях в автобусах является проблема с туалетом.
Определенную
сложность в организации
Для того чтобы отдохнуть, часть времени (обычно ночью) туристам следует проводить в гостиницах. Потому турфирмам надо согласовывать сроки организации туров с предприятиями размещения и заранее бронировать в них места.
Особые требования предъявляются и к руководителю туристской группы, путешествующей автобусом.
Особый аспект автобусных туров – безопасность туристов.
Следует помнить также, что автотранспорт по статистике относится к наиболее опасному виду транспорта. В результате дорожно-транспортных происшествий получают травмы и гибнут большое количество людей. В связи с этим турфирмы должны обращать внимание своих клиентов на правила их поведения в процессе перевозки, а также уделять внимание вопросам страхования туристов.
В последнее время большой популярностью стали пользоваться комбинированные туры – «железная дорога+автобус»; «самолет+автобус» и «паром+автобус». Такие туры более комфортабельны, однако, они более дорогие.
Железнодорожно-автобусные туры проходят в более комфортных условиях и не слишком утомительны, т.к. время переезда пролетает быстрее.
Самолетно-автобусные туры рассчитаны на наиболее взыскательных и состоятельных любителей путешествий, поэтому их не так уж много.
Паромно-автобусные туры наиболее распространены в Скандинавские страны и в Германию. Для организации комбинированных туров некоторые отечественные туроператоры сотрудничают с паромными компаниями этих государств.
Достоинством
комбинированных туров является
то, что они могут включать в
свою программу посещение от двух
до десяти стран, правда, продолжительность
их при этом может составлять от
1 до 3 недель и даже более.
1.5
Обеспечение безопасности
пассажиров при перевозках
автобусами
Как уже отмечалось, на территории РФ действует ряд нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности автомобильных перевозок. Для транспортного обслуживания туристов наиболее важным является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». В нем определены основные задачи юридических и физических лиц, ответственных за реализацию автобусных перевозок, касающиеся надежности водителей транспортных средств, а также технического состояния подвижного состава.
Основными требованиями, предъявляемыми к водителям, являются:
- наличие соответствующей квалификации и стажа
- организация стажировки и занятий по повышению их профессионального мастерства
- проведение в установленные сроки предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
- соблюдение ими режима труда и отдыха
- обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте