Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:31, реферат
Культурное наследие является невосполнимым ресурсом государства, исторической памятью его народа. В монографии предпринята попытка исследовать культурное наследие как правовую категорию, рассмотрев комплексно вопросы гражданско-правовой защиты, уголовно-правовой охраны, управления и контроля, восстановления памятников и обеспечения их сохранности.
Музеям передаются коллекции или отдельно движимые историко-культурные ценности, которые находились в составе имущества, конфискованного на основании приговора или решения суда, а также в составе имущества, которое признано бесхозным или перешло по праву в наследство государства.
В соответствии
со сложившейся практикой,
2. Музей
– сложный феномен
Музеи, созданные предприятиями, учреждениями, организациями, должны представить в региональные государственные музеи письменную информацию о наличии музейных предметов основного фонда. В случае прекращения деятельности таких музеев их основатели обязаны обеспечить сохранность коллекций и передачу их государственному музею.
Частные музеи создаются гражданами Республики Беларусь, которые имеют личные коллекции движимых историко-культурных ценностей, при наличии надлежащих условий для обеспечения деятельности музеев. Сохранность коллекций в частных музеях обеспечивается их собственниками.
Действующее законодательство (ст. 34 Закона «О культуре в Республике Беларусь», ст. 18 Закона «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь») предусматривает образование музеев-заповедников, которыми объявляются ансамбли и комплексы недвижимых историко-культурных ценностей, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Такое решение принимает Правительство Беларуси.
Предложения об объявлении ансамбля или комплекса недвижимых историко-культурных ценностей историко-культурным музеем-заповедником вносятся в Совет Министров Республики Беларусь местным исполнительным и распорядительным органом совместно с центральным государственным органом управления культурой Республики Беларусь.
Институт реституции пришел в правовую науку и практику из римского права.Процессу реституции культурных ценностей в международном праве неизменно предшествует незаконное перемещение этих ценностей из одного государства в другое. Под незаконным перемещением понимаются самые различные действия, носящий противоправный характер: хищение, кражи, контрабандная перевозка, незаконный вывоз и т.д.
Первым международным документом, важным для понятия механизма реституции культурных ценностей являются Гаагские конвенции 1907 года. Ст. 23 п. Ж Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к конвенции о законах и обычаях сухопутной войны определил один из главных принципов ведения боевых действий: “истреблять или захватывать вражескую собственность воспрещается, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военной необходимостью”. Таким образом, действия во время вооруженного конфликта должны быть продиктованы военной необходимостью.
Этой же конвенцией определен еще один важный принцип: частная собственность должна уважаться и не может подлежать конфискации (ст.46 Положения), а ст.28 и 47 Положения прямо говорят, что грабеж, а также отдавание на разграбление города или местности, даже взятых приступом воспрещается.
Проблема реституции культурных ценностей (лат. restitutio — возврат, возмещение) — одна из актуальных проблем современной юридической науки. Для Беларуси ее актуальность обусловлена необходимостью возвращения в страну утерянных в разное время культурных ценностей. Тем не менее, комплексных научных правовых исследований по проблеме реституции в Республике Беларусь не проводилось. Некоторых аспектов этой широкой и многогранной проблемы касались В. Барышев , В. Гилеп, А. Мальдис , Т. Ушакова , В. Черник , вопросы международной и внутригосударственной защиты белорусских культурных ценностей исследовались И. Мартыненко , Л. Павловой и др.
Поскольку проблема реституции не может быть решена в рамках одного государства, существует объективная необходимость сотрудничества разных стран в вопросах возвращения культурных ценностей. Данное обстоятельство и предопределило цель статьи — осуществить научный анализ соглашений и других актов государств — участников СНГ в рамках межгосударственного сотрудничества по возвращению культурных ценностей странам их происхождения.
Культурные ценности, обладая признаками уникальности, эталонности, невосполнимости, всегда являются свидетельством богатого духовного развития каждого народа и его исторической памятью. Отрыв культурных ценностей от своих национальных корней — это тяжелейший удар по национальному самосознанию народа, а также его культуре. Как метко заметил великий немецкий философ Г. В. Гегель, «государственные памятники — это национальная собственность, …они имеют значение как живые и самостоятельные цели благодаря пребывающей в них душе; оставленные этой душой, они становятся с этой стороны для нации бесхозными… как, например, произведения греческого и египетского искусства в Турции» .
Таким фундаментальным международным актом, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 60 лет тому назад, провозглашено право каждого человека свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе, пользоваться его благами .Нормам международного права коррелируют положения Конституции нашего государства, в соответствии с которыми каждый имеет право на участие в культурной жизни, что обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений .
Тем не менее, провозглашенная общедоступность отечественных культурных ценностей в определенной мере ограничена нахождением многих уникальных предметов белорусской культуры на территориях различных государств, зачастую на незаконных основаниях.
Большинство государств сегодня рассматривают защиту своего культурного наследия как одно из наиболее приоритетных направлений культурной политики. При этом принимаемых собственно государством мер, как правило, не достаточно для полной защиты объектов его культурного наследия. Поскольку Республика Беларусь наряду с другими бывшими республиками Советского Союза является членом Содружества Независимых Государств, рассмотрим особенности взаимодействия стран СНГ в вопросах защиты и возвращения культурных ценностей.
Одним из первых и в то же время ключевым актом, который касался вопроса возвращения культурных ценностей, принятым государствами — членами Содружества буквально спустя несколько месяцев после образования СНГ, является Соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения от 14 февраля 1992 г. Стремление государств — участников СНГ разрешить вопрос возвращения культурных ценностей странам их происхождения было продиктовано выкристаллизировавшейся после распада Советского Союза в самостоятельную, в том числе и для белорусского государства, проблемой реституции культурных ценностей.
проблемы реституции культурных ценностей, вывезенных в период Второй мировой войны с территории нынешних государств-участников СНГ. В этой связи автор подробно анализирует положения принятых в рамках данной организации международных договоров (Соглашения о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения от 14 февраля 1992 года и Соглашения о сотрудничестве в области культуры от 15 мая 1992 года), отмечая их достоинства и недостатки.
Дальнейшее решение проблемы реституции культурных ценностей требует активизации деятельности всех заинтересованных государств и их органов в поисках новых форм возвращения данных ценностей и разработке механизмов реституции, которые бы обеспечивали их реальное возвращение государствам происхождения.
В начале 90-х годов была создана общественная комиссия «Вяртанне» при Белорусском фонде культуры. Вот уже 20 лет она занимается возвратом, обменом, изучением и выявлением утерянного белорусского достояния. Благодаря работам и публикациям Адама Мальдиса и его коллег мы сегодня, по крайней мере, знаем, где хранятся белорусские раритеты.
В результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС радиоактивному
загрязнению подверглись 1,3 млн га сельскохозяйственных
и 1,6 млн га лесных земель. По состоянию
на 1 января 2003 г. к радиационно опасным
землям относилось 248,9 тыс. га. Практически
все радионуклиды находятся в верхнем
корнеобитаемом слое почвы и будут доступны
растениям в длительной перспективе вследствие
продолжительного периода полураспада
и малой скорости их миграции вглубь почвы,
особенно цезия-137. Вместе с тем в результате
проведения защитных мер и снижения подвижности
цезия-137 уменьшилась его доступность
для растений за послеаварийный период
примерно в 10–12 раз, что привело к возврату
части загрязненных земель в сельхозоборот.
К 2020 г. ожидается снижение площади радиоактивно
загрязненных земель до 30 тыс. км2 (15% общей
территории) против современных 43,5 тыс.
км2 (21%).
К 2020 г. ожидается дальнейшее сохранение
тенденции сокращения площадей сельскохозяйственных
земель в результате перепрофилирования
около 10% сельхозугодий, продолжающихся
отводов для несельскохозяйственных целей
и уменьшения объемов мелиорации. Перепрофилированию
подлежат, в первую очередь, земли, загрязненные
радионуклидами, эродированные, мелкозалежные
осушенные торфяники. При этом следует
продолжить практику госрегулирования
изменения целевого назначения и характера
использования сельхозземель. Основные
усилия в ближайшей и отдаленной перспективе
должны быть направлены на оптимизацию
землепользования, бережное и эффективное
использование продуктивных угодий, исключающее
деградацию, снижение плодородия и загрязнение
почв.
По уровню
радиоактивного загрязнения и радионуклидному
составу загрязняющих веществ территория
Припятского Полесья
Прогноз радиационно-экологической ситуации в Припятском Полесье не предполагает в ближайшее время существенных изменений. Внешнее гамма-облучение будет по-прежнему определяться цезием-137.
Преобладание
в структуре почвенного покрова
почв легкого гранулометрического
состава (песчаные, супесчаные) и торфяных
почв является причиной повышенного
перехода радионуклидов в
В связи
с тем, что на территории Припятского
Полесья планируется развитие экологического
и охотничьего туризма, рыбного
промысла, лесохозяйственной
Результаты
исследований позволят выработать рекомендации
по оптимизации
Информация о работе Проблемы сохранения и использования историко - культурного наследия Беларуси